Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы системы органов государственной власти






Система органов государственной власти в России базируется на определенных принципах, выражающих сущность государственной организации, ее содержание. Таковыми принципами являются:

Ø единство системы;

Ø разделение властей;

Ø демократизм.

ВИДЫ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Органы государственной власти многообразны и могут быть разделены на виды по ряду оснований.

По месту в системе разделения власти можно выделить законодательные, исполнительные, судебные органы, органы прокуратуры, избирательные органы (комиссии), а также органы глав государства, субъектов Федерации.

По месту органов в иерархии власти выделяются: высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ); центральные (министерства, ведомства); территориальные (региональные и местные органы федеральной власти). На высшие, центральные и территориальные также делятся органы власти субъектов Федерации.

По способу формирования состава выделяются: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); формируемые на основании законодательства о государственной службе и трудового законодательства (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации).

По первичной нормативной основе деятельности выделяются: учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти); учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии); учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (министерства, ведомства).

По кадровому составу выделяются: единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации); коллективные (правительство, министерства).

В зависимости от формы государственного устройства выделяются: федеральные органы государственной власти; органы государственной власти субъектов Федерации. Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, министерства, федеральные службы, агентства. В эту систему входят также Центральный банк РФ с его отделениями на местах, органы прокуратуры РФ, судебные органы (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Федерации и мировых судей). К общефедеральной системе относятся также администрации федеральных округов. Но они имеют статус не органов государственной власти, а государственных органов.

46. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — требования, основополагающие начала, в соответствии с которыми формируются и функционируют органы государственной власти. К этим требованиям в РФ относятся:

1) легитимный, демократический характер формирования и деятельности органов государственной власти, обеспечиваемый участием граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, открытостью деятельности органов государственной власти, подконтрольностью исполнительных структур власти представительным органам;

2) приоритет прав личности, означающий, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются смыслом и основным содержанием деятельности всех органов государственной власти (ст. 2 Конституции);

3) единство системы органов государственной власти, определяемое единством их задач и функций, которые " предписывается" осуществлять всем органам государства;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип отражен в ч. 3 и 4 ст. 5 и ч. 3 ст. 11 Конституции РФ. От рационального распределения полномочий между различными ветвями власти и органами власти различных уровней зависит целостность Российского государства, эффективность его деятельности;

5) федерализм, предполагающий учет федеративного характера государства при формировании его органов (например, Совета Федерации), употребление в органах государственной власти национальных языков наряду с русским и др.;

6) разделение властей, в соответствии с которым строится конституционная система органов государственной власти РФ и ее субъектов (ст. 10, 11 Конституции РФ);

7) законность (ст. 15 Конституции РФ), означающая, что государственная власть может осуществляться лишь в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

 

47. Процедура избрания Президента РФ включает следующие этапы:

Ø Назначение дня выборов

Этим днем является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ. Назначает день выборов Совет Федерации Федерального Собрания РФ или, если Совет Федерации по какой-либо причине не смог этого сделать, Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ).

Ø Формирование избирательных комиссий

Комиссии предназначены для подготовки и проведения выборов. Образуются Центральная (ЦИК РФ), субъектов РФ, территориальные (городские, районные) и участковые избирательные комиссии.

Ø Образование избирательных участков

Участок — это территория (поселок, часть города, микрорайон и т.д.), на которой проживает не более 3000 избирателей. Избирательные участки для граждан РФ, находящихся за границей, образуют руководители дипломатических или консульских учреждений РФ в иностранных государствах.

Ø Составление списков избирателей

· Списки составляют участковые избирательные комиссии на основе данных, представляемых главами местных администраций.

· Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинской части, составляются на основании данных, представляемых командиром части. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. В список избирателей, находящихся на территории иностранного государства, включаются граждане РФ: проживающие или находящиеся в командировке.

 

Ø Выдвижения кандидата

· Право выдвижения кандидата на должность Президента РФ принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам.

· Избирательное объединение — общероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, организация, движение), устав которого предусматривает участие в выборах в органы государственной власти, зарегистрированное Министерством юстиции РФ не позднее чем за год до дня голосования. Два и более избирательных объединения на период проведения выборов могут создавать избирательные блоки для выдвижения единого для них кандидата на должность Президента РФ. Выдвижение осуществляется на конференциях (съездах) избирательного объединения.

· Для регистрации кандидата необходимо собрать в его поддержку не менее 1 миллиона подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 процентов от требуемого количества подписей.

Ø Предвыборная агитация

Агитация проводится с момента регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. Запрещено участвовать в агитации органам государственной власти и местного самоуправления, благотворительным и религиозным объединениям, воинским частям и учреждениям.

 

Ø Голосование

В день выборов голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени. Досрочное завершение голосования допускается на избирательных участках, образованных в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах.

Ø Определение результатов выборов ЦИК РФ

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом в голосовании должно принять участие не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей. В противном случае выборы признаются несостоявшимися.

Ø В случае если ни один из кандидатов не получил более половины голосов избирателей, назначается повторное голосование. В нем участвуют два кандидата, получивших наибольшее количество голосов. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее по сравнению с другим кандидатом количество голосов. Если выборы Президента РФ признаны несостоявшимися, недействительными или при повторном голосовании ни один кандидат не был избран, то Совет Федерации назначает повторные (новые) выборы.

 

48. 1. Президент Российской Федерации как глава государства с целью непрерывной работы государственной власти назначает выборы Государственной Думы.

2. Исходя из роли арбитра между тремя ветвями власти, Президент Российской Федерации вправе прибегать к согласительным процедурам и другим методам преодоления кризисов и разрешения споров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации и между различными субъектами Российской Федерации.

3. Президент назначает референдум, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением воли народа.

4. Президент обладает правом законодательной инициативы, ему принадлежит право вносить законопроекты в Государственную Думу, причем, если законопроект носит срочный характер, он подлежит внеочередному рассмотрению на заседаниях Думы.

5. Президент Российской Федерации наделен правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции России.

6. На Президента возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, придающая закону обязательную силу.

 

49. Президент РФ – является Главой государства, главой исполнительной власти не является. Вместе с тем, ему предоставлен достаточно большой объем полномочий в сфере реализации исполнительной власти:

1. Президент определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, эти вопросы регламентируются Президентом путём принятия специальных нормативных актов. Указ Президента №314 от 09.03.2004 г. “”.

2. Кадровое обеспечение органов исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает Председателя Правительства с согласия Госдумы,

2) по представлению Председателя Правительства Президент назначает федеральных министров и руководителей федеральных агентств и служб,

3) Президент решает вопросы с отставкой Правительства;

4) Президент РФ представляет кандидатуры на назначение на пост Главы субъекта РФ; Президент может прекратить полномочия глав субъектов РФ в связи с утратой доверия;

3. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооружённых сил, утверждает военную доктрину и доктрину национальной безопасности;

4. В ведении Президента РФ находится ряд федеральных органов исполнительной власти, чья деятельность связана с реализацией государственной политики в административно-политической сфере. В частности: Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная Служба судебных приставов.

 

Взаимодействие Президента РФ с судебной властью выражается в следующем:

1) Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда (п. «е» ст. 83);

2) судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом (ст. 128);

3) Конституция РФ предоставила право Президенту РФ обращаться в Конституционный Суд, а также в суды общей юрисдикции (ст. 85, 125);

4) Президент РФ осуществляет помилование (п. «в» ст. 89). Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.

 

50. Полномочия Президента РФ в области внешней политики:

 

1. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты.

2. Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.

3. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации - составная часть российской правовой системы.

 

Полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ:

1. Президент определяет основные направления военной политики государства, осуществляет руководство Вооруженными Силами России, другими воинскими формированиями и организациями.

2. Президент утверждает план гражданской обороны Российской Федерации, а также планы дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещение военных объектов.

3. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве по вопросам коллективной безопасности.

4. Как Верховных Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями. Управление Вооруженными Силами России осуществляет Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил.

5. Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил (командующих родами войск, военных округов и др.);

6. Президент Российской Федерации вводит своим Указом военной положение на всей территории страны или в отдельных местностях и незамедлительно сообщает об этом обеим палатам Федерального Собрания. Указ Президента о введении военного положения подлежит утверждению Совета Федерации, который подтверждает юридическую силу Указа.

 

51. Общими основаниями прекращения полномочий Президента России является истечение срока полномочий. Однако возможно и досрочное прекращение президентских полномочий в результате:

• отставки; в данном случае Президент обращается к парламенту с соответствующим заявлением;

• стойкой неспособности исполнять полномочия по состоянию здоровья. Механизм прекращения полномочий Президента по данному основанию не ясен, так как данная процедура законодательно не урегулирована.

• отрешение от должности (импичмент).

 

Процедура импичмента имеет 3 стадии:

1) выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ (Госдума выдвигает двумя третями голосов и по предложению не менее 1/3 депутатов обвинение в государственной измене или в ином тяжком преступлении);

2) заключение Верховного Суда РФ (о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления) и Конституционного Суда РФ (о конституционности процедуры обвинения);

3) отрешение Президента от должности Советом Федерации (это решение принимается квалифицированным большинством голосов — 2/3+1 голос от общего состава —

в 3-х месячный срок с момента выдвижения обвинения; в противном случае импичмент считается отклоненным. Если импичмент состоялся, полномочия Президента прекращаются с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

 

Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения.

Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов.

Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей подотчетных Президенту РФ федеральных органов исполнительной власти, о гражданстве, о предоставлении политического убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных званий, о помиловании.

Распоряжения Президента РФ - это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). Данная конституционная норма устанавливает подзаконный характер правотворческой деятельности Президента РФ.

 

52. Федеральное Собрание РФ — это парламент России, ее представительный и законодательный орган, осуществляющий государственную власть в стране наряду с Президентом РФ и Правительством РФ на основе принципа разделения властей. Особое место парламента России в системе государственных органов РФ состоит в том, что ему принадлежит ведущая роль в представительстве интересов и воли всего нашего многонационального народа и только ему предоставлено право принимать федеральные законы как правовые акты, имеющие на всей территории страны высшую юридическую силу. Власть Федерального Собрания РФ базируется на прямом волеизъявлении народа путем всеобщих свободных прямых равных выборов при тайном голосовании.

По своей структуре Федеральное Собрание РФ состоит из двух равноправных палат — Государственной Думы и Совета Федерации

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. C 2007 года процентный барьер на выборах Государственной думы повышен с 5 % до 7 %. Тем не менее на выборах 2011 года было предусмотрено предоставление также 1-2 мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 % голосов. В октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года.

После подведения итогов голосования происходит распределение депутатских мандатов - перевод процента голосов, полученных в ходе выборов, в места в парламенте. Партии, преодолевшие процентный барьер, получают места пропорционально полученным голосам.

Партии, не преодолевшие процентный барьер, не получают мест в парламенте. Те места, на которые могли бы претендовать эти партии, перераспределяются между партиями-победительницами, увеличивая их присутствие в Государственной думе.

 

53. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95) в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. В Конституции Российской Федерации указывается (ст. 96), что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 95, 96 и 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Из 450 депутатов Государственной думы 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым в субъектах Федерации. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. При такой системе избиратель голосует за список кандидатов, представленный избирательным объединением. Депутатские мандаты распределяются пропорционально числу полученных избирательным объединением голосов.

 

54. В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов:

Ø утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Ø утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

Ø решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Ø назначение выборов Президента РФ;

Ø отрешение Президента РФ от должности;

Ø назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

Ø назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

Ø назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Ø По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Совета Федерации, Совет Федерации принимает постановления. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

 

55. В компетенцию Государственной Думы входит решение следующих вопросов:

1) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

2) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

По вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Государственной Думы, Государственная Дума принимает постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

 

56. Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

Ø Законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

Ø Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

Ø Принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

Ø Одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

Ø Подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;

Ø Опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

Ø Законодательная инициатива. Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы.

Ø Подготовка законопроектов. Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан.

Ø Обсуждение законопроекта. Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение.

Ø Принятие закона. Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное.

Ø Опубликование закона. Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения.

 

57. 1) Основы правового статуса.

Правовой статус члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы определяется статьями 97, 98 Конституции РФ, Федеральным законом " О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" и представляет собой права, обязанности и ответственность, правовые и социальные гарантии при осуществлении своих полномочий. Члены Совета Федерации являются представителями от субъектов РФ, а депутаты Государственной Думы - избранными представителями народа, которые уполномочены в соответствии с федеральными законами осуществлять законодательные и иные полномочия соответственно в Совете Федерации, Государственной Думе соответственно.

2) Условия деятельности.

Депутаты Государственной Думы работают на постоянной профессиональной основе. Депутаты Государственной Думы не могут быть депутатами иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, а также состоять членом органа управления коммерческой организации. При нарушении этих требований Государственная Дума может лишить депутата его полномочий. Согласно новому порядку формирования Совета Федерации эти положения распространяются и на членов Совета Федерации. Военная служба, служба в правоохранительных органах приостанавливается на весь срок полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

 

 

3) Деятельность и её гарантии.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы участвуют в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий, в парламентских слушаниях, выполняют поручения палат, вносят законопроекты, направляют должностным лицам запросы и обращения. Они имеют право беспрепятственно посещать органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, принимать участие в заседаниях коллегиальных органов, право на безотлагательный приём должностными лицами, право на получение информации, в том числе составляющей государственную тайну. Депутаты Государственной Думы также поддерживают связь с избирателями и участвуют в работе депутатских объединений.

4) Неприкосновенность.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей, а также подвергнуты допросу. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Однако неприкосновенность распространяется лишь на действия, связанные с исполнением обязанностей члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы своих полномочий. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не может быть привлечён к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, а его дело передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

5. Отказ от дачи свидетельских показаний, социальные гарантии, помощники.

Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по обстоятельствам, ставшим ему известным в связи с исполнением своих полномочий. По объему социальных гарантий члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы приравниваются к федеральным министрам. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы может иметь до пяти помощников, работающих по трудовому договору (из них двух по работе в палате) и до тридцати помощников, работающих на общественных началах.

 

58. Структура:

Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции).

В ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в редакции от 12.03.2014) говорится, что Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» достаточно детально регламентируются порядок формирования Правительства РФ, его полномочия, организация деятельности и взаимоотношения его с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами судебной власти, а также с органами государственной власти субъектов РФ.

Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном в Конституции Российской Федерации.

 

В порядке осуществления общих полномочий Правительство РФ:

 

Ø — организует реализацию внутренней и внешней государственной политики;

 

Ø — осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

 

Ø — обеспечивает единство исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

 

Ø — формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

 

Правовой статус Правительства РФ:

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные его полномочия в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; в социальной сфере; в сфере науки, культуры, образования; природопользования и охраны окружающей среды; по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации и иные полномочия.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

 

59. Согласно ст. 111 – 112 Конституции РФ порядок формирования Правительства РФ проходит в два этапа. На первом этапе Председатель Правительства Российской Федерации должен быть назначен Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится Президентом РФ не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

 

На втором этапе Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Эта структура утверждается указом Президента РФ. Председатель Правительства РФ в соответствии с утвержденной структурой федеральных органов исполнительной власти предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Президент РФ в случае его согласия с указанными кандидатурами, утверждает их своими указами на соответствующие должности.

Конституция устанавливает несколько основания прекращения полномочий Правительства РФ. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Конституция РФ прямо не указывает для Правительства общего срока деятельности, а увязывает его со сроком деятельности Президента РФ. Но поскольку Президент РФ избирается на четыре года, следовательно, и общий срок полномочий Правительства РФ составляет четыре года.

В Конституции РФ установлено четыре условия, при наступлении одного из которых может последовать досрочное прекращение полномочий Правительства РФ:

Ø Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации;

Ø Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Ø Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

Ø Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

 

60. Компетенция Правительства РФ, установленная в ст. 114 Конституции РФ и соответствующих федеральных законах, включает следующие полномочия:

Ø Бюджет и финансы.

Правительство РФ - соучастник бюджетного процесса, т. е. регламентированной законом деятельности органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Оно также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Ø Социальная политика.

Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Практически в каждой из этих областей действуют федеральные законы, устанавливающие конкретные полномочия Правительства РФ.

Ø Управление федеральной собственностью.

Правительство РФ (через Государственный комитет по управлению государственным имуществом) осуществляет общее управление федеральной собственностью, решает вопросы приватизации, рационального использования федеральных предприятий.

Ø Оборона, безопасность, внешняя политика.

Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Руководители ведущих министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но в то же время значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ.

Ø Обеспечение прав и свобод граждан.

В сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. На правительственном уровне решаются вопросы, связанные с финансированием и укреплением материально-технической базы правоохранительных органов, проводится анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.

 

Полномочия Правительства Российской Федерации реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115 Конституции). Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.

Поступающие в Правительство предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти.

Акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в " Российской газете" и " Собрании законодательства Российской Федерации" в течение 10 дней после дня их подписания.

 

61. Вопрос о судебной системе решен в Конституции РФ лишь частично в связи с тем, что, когда принималась действующая российская Конституция, реформирование судебной системы не было завершено. Однако Конституция РФ заложила основы организации судебной власти в России.

В частности, Конституция 1993 г. выделяет отдельную главу «Судебная власть» (глава 7), что соответствует принципу разделения властей. В соответствии с этим же принципом, органы судебной власти относятся к органам государственной власти. В главе 7 не говорится о системе органов судебной власти, речь идет о судебной системе, которая, в свою очередь, регулируется Конституцией и федеральным законом.

Конституцией в судебную систему включены: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, указано, что действуют другие федеральные суды (конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды субъектов Федерации). На уровне районов и городов система судов определяется федеральным конституционным законом.

Основным назначением судебной власти является осуществление правосудия. Правосудие по гражданским, уголовным, административным делам осуществляют суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, Федеральные суды субъектов РФ, федеральные районные (городские) суды, мировые судьи.

 

В связи с развитием конституционно узаконенной предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, возникают споры, вытекающие из предпринимательских правоотношений и правоотношений в сфере управления. Дела по указанным спорам рассматривают арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ.

 

Организация и порядок деятельности органов судебной власти основаны на следующих принципах:

• осуществления правосудия только судом,

• законности,

• права граждан на судебную защиту,

• равенства граждан перед судом и законом,

• независимости судей и подчинении их только Конституции и федеральному закону,

• гласности судебного разбирательства,

• принципа государственного языка судопроизводства,

• презумпции невиновности,

• недопустимости повторного осуждения за одно и то же преступление,

• право на пользование квалифицированной юридической помощи.

Инстанционное (в судебных инстанциях) рассмотрение дел предполагает обязательную последовательность перехода дела из одной инстанции в другую.

В суде первой инстанции дело рассматривается впервые, и суд, рассматривая его, выносит приговор по уголовному делу, решение — по гражданскому, постановление — по делу об административном правонарушении. Далее заинтересованные лица — осужденный, потерпевший и другие лица могут принести в суд кассационную жалобу (прокурор — протест). В этом случае состоится кассационное производство. При отсутствии жалобы (протеста) приговор вступает в силу и приводится в исполнение.

 

 

62. Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента.

Главой Конституционного Суда является председатель. В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) «О Конституционном Суде Российской Федерации»:

Ø Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Ø Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Ø Председатель и заместители председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Конституционный Суд Российской Федерации согласно статье 125 Конституции:

Разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле.

По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации даёт толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Совета Федерации даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

Также Конституционный Суд осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией и федеральными конституционными законами. Например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения и по запросу Президента Российской Федерации или Верховного Суда проверяет конституционность референдума Российской Федерации согласно статьям 15 и 23 закона «О референдуме Российской Федерации».

63. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

Полномочия:

Ø Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;

Ø В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции;

Ø

Ø Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;

Ø изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики;

Ø разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Полномочия ВС России, порядок его образования (то есть порядок назначения судей) и деятельности установлены Конституцией России, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.).

 

Мировой суд – в ряде государств низшее звено судебной системы;

разбирает дела о малозначительных уголовных преступлениях, проводит предварительное разбирательство более значительных уголовных дел и рассматривает в упрощенном порядке мелкие дела.

Мировой судья рассматривает все дела единолично, принимая решения по существу поставленных вопросов. Одновременно мировые судьи наделяются полномочиями, свойственными для всех иных представителей судебной власти. К этим полномочиям, в частности относятся:

Ø осуществление правосудия;

Ø контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов местного самоуправления, должностных лиц;

Ø обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

Ø участие в формировании органов судейского сообщества.

Все полномочия мирового судьи осуществляются в определенном порядке, исходя из общих для всех судов принципов, являющихся основными, исходными началами, в соответствии с которыми строится система органов судебной власти, а также осуществляется их функционирование.

 

64. Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти: статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.).

Система органов прокуратуры — единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам.

Для реализации своих функций, главная из которых — осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий. При этом они могут обращаться в суды различных видов и уровней (в том числе, при определенных условиях, в Конституционный Суд РФ), а также использовать собственные средства прокурорского реагирования на нарушения законодательства:

 

Ø Постановление (о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении);

Ø Протест (приносится органу или должностному лицу, издавшему незаконный акт, или в суд, если прокурор не согласен с его решением; протест подлежит обязательному рассмотрению с незамедлительным (в десятидневный срок) сообщением результатов рассмотрения прокурору);

Ø Представление (обращение прокурора к органу или должностному лицу об устранении допущенных нарушений закона; о результатах рассмотрения также должен быть проинформирован соответствующий прокурор);

Ø Предостережение о недопустимости нарушения закона (объявляется в письменной форме при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях).

Статус прокуратуры в Российской Федерации не в полной мере соответствует общепринятому статусу этих органов в практике мирового конституционализма (прокуратура, как правило, входит в систему исполнительной власти), что предопределяет обсуждение возможных направлений реформы системы прокуратуры в России.

 

65. Местное самоуправление - это «организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления. Одной из таких важнейших основ является правовая основа местного самоуправления.

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

Европейская хартия местного самоуправления, Конституция Российской Федерации,

федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации как основной закон государства занимает особое место в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к населению власти - органов местного самоуправления», закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Прежде всего, согласно ст. 12 «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Конституция Российской Федерации содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130-133), а, кроме того, ряд положений содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46. 68 Конституции Российской Федерации. С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:

 

Ø Местное самоуправление в пределах своих полномочий;

Ø Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;

Ø Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью

Ø Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;

Ø Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

Ø Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территории.

 

66. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления В основе организации и деятельности органов местного са­моуправления лежат принципы, которые находят свое отражение в Конституции РФ и действующем законодательстве, в частности:

Ø Демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления.

Ø Разделение властей;

Ø Территориальная организация органов местного самоуправления.

Ø Самостоятельность (обособленность) органов местного самоуправления;

Ø Властный характер деятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 131 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Население может утвердить структуру органов местного самоуправления на местном референдуме. Решение о структуре органов местного самоуправления может быть принято представительным органом муниципального образования и закреплено в уставе муниципального образования. Структура органов местного самоуправления — это элемент их системы, которой охватываются не только набор органов местного самоуправления, взаимоотношения между ними, внутренняя структура отдельных органов местного самоуправления, но и компетенция органов, должностных лиц, нормативная основа их деятельности, материально-финансовые ресурсы. Кроме того, в систему наряду со структурой органов местно­го самоуправления могут входить органы, которые наделяются признаками, свойственными государственным органам, и нацелены на выполнение отдельных государственных полномочий. Согласно п. 1 ст. 34 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в структуру органов местного самоуправления входят:

Ø Представительный орган муниципального образования.

Ø Глава муниципального образования.

Ø Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган).

Ø Контрольный орган муниципального образования.

Ø Иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

К предметам ведения органов местного самоуправления относятся:

Предметы исключительного ведения, которые определены в ст. 6 ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

Во-первых, это организационные вопросы, касающиеся формирования органов местного самоуправления, закрепления структуры в Уставах муниципальных образований и пр.

Во-вторых, вопросы, связанные с организацией финансово-экономической сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например:

- формирование, управление и распоряжение муниципальной собственностью;

- бюджетная сфера;

- комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования.

В-третьих, вопросы, связанные с развитием социально-культурной сферы жизнедеятельности муниципального образования, это, например:

- организация, содержание и развитие муниципальных предприятий и учреждений здравоохранения, образования, культуры и социальной поддержки населения;

- создание условий для деятельности средств массовой информации.

В-четвертых, вопросы, связанные с обеспечением безопасности населения, это, например:

- охрана общественного порядка;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- обеспечение экологической безопасности.

Перечень вопросов местного значения, содержащийся в законе, не является исчерпывающим, поскольку может быть расширен законами субъектов Российской Федерации. Кроме этого, муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.06 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал