Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное сотрудничество






Эта функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества.

Функция международного сотрудничества разделяется на ряд более узких функций, например: функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, функцию сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и др.

 

24. Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть.

Структура механизма государства включает:

 

Ø Государственные органы - находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).

Ø Государственные организации - подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).

Ø Государственные учреждения - подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).

Ø Государственные предприятия - подразделение не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.

Ø Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.

Ø Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

 

25. Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

Ø нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

Ø непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

Ø полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

Ø самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

Ø разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

Ø демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

Ø гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

Ø законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

Ø профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

Ø гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

Ø национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

Ø федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

 

26. Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства:

Ø юридически организационный и экономически определенный характер.

Ø наличие собственной структуры.

Ø государственно-властные полномочия.

Ø государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства.

Ø наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни.

Ø выполнение строго определенных государственных функций и задач.

Ø обладание правом на издание юридических актов.

Ø наличие нужных материальных средств.

Ø реализация деятельности на базе нормативных правовых актов.

Ø близкое взаимодействие с иными государственными органами.

Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости:

· от порядка их формирования;

· объема выполняемых полномочий;

· широты компетенции;

· характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей);

· числа государственных гражданских служащих;

· времени функционирования.

В зависимости от порядка формирования государственные органы делят:

· на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке;

· производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство).

· В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют:

· высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.;

· центральные, в частности министерства;

· местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п.

В зависимости от широты компетенции различают:

· органы общей компетенции – это президент, правительство и др.;

· органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства.

В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы:

· коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство;

· единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом.

В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают:

· законодательные;

· исполнительные;

· судебные;

· контрольно-надзорные органы.

 

27. Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом.

Признаки правового государства:

Ø главенство права и закона во всех сферах жизни общества;

Ø равенство всех перед законом;

Ø разделение властей на три ветви;

Ø реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

Ø признание прав и свобод человека высшей ценностью;

Ø взаимная ответственность личности и государства;

Ø политический и идеологический плюрализм;

Ø стабильность законности и правопорядка в обществе.

Основы для формирования правового государства:

 

· политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов;

· экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.);

· социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав;

· нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

 

28. Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.

 

Признаки гражданского общества:

Ø Индивид независим от государства,

Ø Наличие частной собственности,

Ø Многоукладная экономика,

Ø Отсутствие государственной монополии на СМИ,

Ø Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации,

Ø Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы,

Ø Самоуправляемость общества,

Ø Отсутствие обязательной государственной идеологии,

Ø Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством,

Ø Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.

 

 

Структура гражданского общества:

Ø Негосударственные социально-экономические отношения и институты;

Ø Совокупность независимых от государства производителей;

Ø Общественные объединения и организации;

Ø Политические партии и движения;

Ø Система негосударственных СМИ.

 

29. Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.

 

Выделяют следующие виды социальных норм:

· обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения;

· религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога;

· корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

· политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти;

· организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами.

Технические нормы - это нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании.

Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов.

Особенности технических норм:

Ø предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические;

Ø субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника.

Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными.

Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям.

30. Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

Различают право объективное и субъективное

Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное».

Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например, право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.

Признаки права:

· Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

· Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

· Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

· Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

· Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

· Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал