Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международное сотрудничество
Эта функция реализуется путем развития многосторонних связей с другими государствами, заключения договоров в различных сферах жизни мирового сообщества. Функция международного сотрудничества разделяется на ряд более узких функций, например: функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ, функцию сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем и др.
24. Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с государственным аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только государственные органы, образующие государственный аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только государственные органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за политическую власть. Структура механизма государства включает:
Ø Государственные органы - находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства). Ø Государственные организации - подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция). Ø Государственные учреждения - подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты). Ø Государственные предприятия - подразделение не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли. Ø Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением. Ø Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
25. Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования: Ø нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов; Ø непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов; Ø полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов; Ø самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов. Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные. Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные. К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят: Ø разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную; Ø демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами; Ø гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов; Ø законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов; Ø профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической; Ø гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом; Ø национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях; Ø федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами. К организационным принципам относятся: 1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.
26. Орган государства – это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно-властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата. В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: Ø юридически организационный и экономически определенный характер. Ø наличие собственной структуры. Ø государственно-властные полномочия. Ø государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства. Ø наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни. Ø выполнение строго определенных государственных функций и задач. Ø обладание правом на издание юридических актов. Ø наличие нужных материальных средств. Ø реализация деятельности на базе нормативных правовых актов. Ø близкое взаимодействие с иными государственными органами. Виды государственных органов разделяют на несколько групп в зависимости: · от порядка их формирования; · объема выполняемых полномочий; · широты компетенции; · характера организационно-правовых форм деятельности (в соответствии с принципом разделения властей); · числа государственных гражданских служащих; · времени функционирования. В зависимости от порядка формирования государственные органы делят: · на первичные – к ним относят органы, которые формируются (избираются) напрямую и непосредственно населением (парламент, президент) в определенном законом порядке; · производные – органы, которые формируются первичными органами государства (например, правительство). · В зависимости от объема выполняемых полномочий выделяют: · высшие органы власти – это правительство, парламент и т. д.; · центральные, в частности министерства; · местные – государственные органы субъектов Федерации и т. п. В зависимости от широты компетенции различают: · органы общей компетенции – это президент, правительство и др.; · органы специальной компетенции – это министерства, различные службы и агентства. В зависимости от числа государственных гражданских служащих существуют органы: · коллегиальные – те, которые принимают решение большинством голосов, например правительство; · единоличные – где решения принимаются единолично руководителем, например президентом. В зависимости от характера организационно-правовых форм деятельности различают: · законодательные; · исполнительные; · судебные; · контрольно-надзорные органы.
27. Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Признаки правового государства: Ø главенство права и закона во всех сферах жизни общества; Ø равенство всех перед законом; Ø разделение властей на три ветви; Ø реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность. Ø признание прав и свобод человека высшей ценностью; Ø взаимная ответственность личности и государства; Ø политический и идеологический плюрализм; Ø стабильность законности и правопорядка в обществе. Основы для формирования правового государства:
· политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; · экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); · социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; · нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.
28. Гражданское общество - такое состояние общества, когда человек является высшей ценностью, когда признаются, защищаются его права и свободы, когда государство способствует динамическому развитию экономики и политической свободы и находится под контролем общества, когда государство и общественная жизнь основываются на праве, идеалах демократии и справедливости.
Признаки гражданского общества: Ø Индивид независим от государства, Ø Наличие частной собственности, Ø Многоукладная экономика, Ø Отсутствие государственной монополии на СМИ, Ø Человек сам выбирает сферу профессиональной реализации, Ø Наличие в обществе различных классов, социальных групп, имеющих собственные интересы, Ø Самоуправляемость общества, Ø Отсутствие обязательной государственной идеологии, Ø Права и свободы человека признаются, соблюдаются и защищаются государством, Ø Человек имеет возможность свободно выражать свои политические убеждения.
Структура гражданского общества: Ø Негосударственные социально-экономические отношения и институты; Ø Совокупность независимых от государства производителей; Ø Общественные объединения и организации; Ø Политические партии и движения; Ø Система негосударственных СМИ.
29. Социальные нормы – это общеобязательные и объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.
Выделяют следующие виды социальных норм: · обычаи – это устойчивые правила поведения людей, которые складываются исторически в результате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общественного мнения; · религиозные нормы – это совокупность таких правил поведения, которые выражают определенное мироощущение и мировоззрение, базирующаяся на вере в сверхъестественные силы и существование Бога; · корпоративные нормы – это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо корпоративная организация для регулирования отношений между своими членами. Корпоративные нормы должны действовать в пределах установленных государством полномочий; · политические нормы – это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической системы для формирования и использования государственной власти; · организационные нормы – это правила поведения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными задачами. Технические нормы - это нормы, которые представляют собой правила поведения, регулирующие отношение людей к природе и технике. Они возникают при решении вопросов об их наиболее целесообразном использовании. Технические нормы, таким образом, призваны обеспечивать целесообразное и безвредное использование природных ресурсов, развития техники и орудий труда, так как устанавливают оптимальные способы, приемы и средства использования людьми технических объектов. Особенности технических норм: Ø предметами регулирования являются не социальные отношения, а технические; Ø субъектами технических норм являются люди, природа, а также техника. Социальные и технические нормы осуществляются в тесном взаимодействии, так как определенные технические нормы касаются существенных интересов некоторых социальных общностей, они в результате становятся технико-социальными. Технико-социальные нормы – это общеобязательные нормы, которые поддерживаются силой природы, а также правом и государством, поэтому их невыполнение приводит к юридическим последствиям. 30. Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений. Различают право объективное и субъективное Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное». Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например, право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное. Признаки права: · Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения. · Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных. · Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию. · Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется. · Обеспеченность права институтом государственным принуждением, т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять. · Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.
|