Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русское народничество 70-х- начала 80-х годов.






 

В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, " самобытном" пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы этого " русского социализма" были сформулированы на рубеже 40 - 50-х годов А.И. Герценом - " предтечей" русского народничества (см. гл. 7). Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была раз вита Н.Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община - патриархальный институт русской жизни, которая призвана сначала выполнить роль " товарищеской формы производства" параллельно с капиталистическим производством.

Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

Русское народничество представляло собой широкий спектр различных течений - от революционно-демократического до умеренно-либерального и даже консервативного.

В 70-е годы преобладающее значение имело революционное (или, как его называли, " действенное") народничество. Сам термин " народник" появился в литературе в середине 60-х годов, но тогда он еще не обозначал определенного общественно-политического направления. Под народничеством в то время понимали обычно стремление к изучению народного быта и желание облегчить тяготы народных масс, в первую очередь крестьянства. Периодические издания были наводнены материалами о бедственном положении народа, придавленного тяжелыми налогами и страдающего от недостатка земли. Появились и монографические исследования. Наиболее значительным из них, привлегшим к себе всеобщее внимание, был опубликованный в 1869 г. большой труд публициста и ученого-экономиста В.И. Берви-Флеровского " Положение рабочего класса в России" (" рабочим классом" он считал не только собствен но рабочих, но весь трудовой люд, и главным образом крестьянство).

Как общественное направление народничество стало складываться в конце 60-х-начале 70-х годов, когда зачинатели его поставили себе задачу перехода к борьбе за интересы народа, при этом они были убеждены, что радикальное решение всех социальных проблем может быть решено революционным путем и силами народных масс, руководимых революционной (народнической) организацией.

На рубеже 60-70-х годов сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились Михаил Бакунин (1814 - 1876), Петр Лавров (1823 - 1900) и Петр Ткачев (1844 - 1885).

М.А. Бакунин происходил из просвещенной семьи тверских дворян и получил блестящее образование. В молодости он вместе с В.Г. Белинским и Т.Н. Грановским, участвовал в философском кружке Н.В. Станкевича. В 1840 г. Бакунин уехал за границу, в Берлине сблизился с И.С. Тургеневым, выступал в зарубежной печати с публицистическими статьями революционно-демократического характера. В 1844 г. за отказ возвратиться в Россию царский суд заочно лишил Бакунина всех прав состояния и приговорил к каторжным работам. Живя в 1844 - 1847 гг. в Париже, Бакунин сблизился с Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом. В 1848 г. он принял участие в Пражском восстании, а в 1849 г. был одним из руководителей Дрезненского восстания. После разгрома восстания саксонский суд приговорил Бакнина к смертной казни, замененной пожизненным заключением, которое он отбывал в одной из австрийских тюрем. В 1851 г. австрийские власти выдали Бакунина царскому правительству. Проведя 6 лет в Шлюссельбургской и Петропавловской крепостях, Бакунин с целью добиться замены тюремного заключения ссылкой, написал " Исповедь", в которой подробно рассказал о своем участии в революционных событиях в Европе. В 1857 г. по повелению Александра II он был отправлен в сибирскую ссылку, откуда в 1861 г. бежал через Японию и Америку в Лондон. Там Бакунин сотрудничал в " Колоколе" Герцена, установил связи с представителями западноевропейской демократии. В 1864 г. Бакунин вступил в I Интернационал, а в 1868 г. в Женеве создал анархический " Международный альянс социалистической демократии". Он активно выступал против К. Маркса, проповедуя свои анархические идеи, за что в 1872 г. был исключен из I Интернационала.

М.А. Бакунина считают видным теоретиком анархизма, принципы которого им были изложены в книге " Государственность и анархия" (1873). Источником всех " зол" он считал " государственность". Любая государственная власть, будь то монархия или республика, даже самая демократическая, рассматривалась им как " источник эксплуатации и деспотизма". Власть, полагал он, действует развращающе и на ее носителей и на тех, кто ей подчинен: одни становятся деспотами, другие рабами. Даже в демократической республике избранники народа, придя к власти, будут представлять уже не народ, а собственные интересы, станут над народом. Более того, " правительственный деспотизм никогда не бывает так силен, когда он опирается на мнимое представительство народа". Государственный социализм или авторитарный коммунизм монополизирует общественную собственность не в интересах народа, а " государственных людей, чиновников, которые будут по произволу распоряжаться общественным капиталом", - именно они фактически станут его собственниками и по существу преемниками буржуазии в роли господствующего сословия.

Бакунин был против идеи завоевания политических свобод как буржуазных и выгодных одной буржуазии. По его мнению, необходимо вести борьбу не за политические, а социальные свободы. Отсюда его " аполитизм" - отказ от политической борьбы. Любой форме государства он противоставлял принцип " федерализма", т.е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. Они затем объединяются в более крупные федеративные единицы. От военной опасности извне федерация может защитить себя всеобщим вооружением народа.

Он доказывал, что русский мужик - " социалист по инстинкту". Его надо не агитировать " за социализм", а прямо призывать к бунту. " Учить народ? - писал он, - это было бы глупо. Народ сам лучше нас знает, что ему нужно". Революционеры должны сыграть роль искры, которая должна зажечь пламя народного восстания, объединить разрозненные крестьянские бунты " во всеобщий бунт".

П.А. Лавров был сыном богатого псковского помещика. Необычайно одаренный, он блестяще окончил Артиллерийскую академию и вскоре стал ее профессором.. Еще в 40-е годы он увлекся социалистическими идеями, изучая Фурье, Сен-Симона и Оуэна. В 50 - 60-х годах Лавров сотрудничал в " Современнике" и " Отечественных записках", принимал участие в студенческом движении 1861 г., был связан с революционным подпольем - с первой " Землей и волей" и с организацией " ишутинцев". В 1866 г. в связи с покушением Д.И. Каракозова на Александра II Лав ров был арестован и по приговору суда отправлен в вологодскую ссылку, которую сначала отбывал в Тотьме, затем в Кадникове. В ссылке Лавров написал свои знаменитые " Исторические письма", которые сначала были опубликованы в 1868 - 1869 гг. в газете " Неделя" под псевдонимом П. Миртов, а в 1870 г. изданы отдельной книгой.

Лавров разделял тезис Бакунина о " социальной революции", которая " выйдет из деревни, а не из города", рассматривал крестьянскую общину как " ячейку социализма", но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать планомерную пропагандист скую работу среди народа. Отсюда различие между " бунтарской" и " пропагандистской" тактикой Бакунина и Лаврова.

У Лаврова был свой взгляд на исторический процесс. Главным движущим фактором развития цивилизации он считал силу научного познания и передовых идей. Носителем этих знаний и идей является передовое меньшинство населения - интеллигенция. Следовательно, ей должна принадлежать и роль преобразующей силы общества. Но своим образованием интеллигенция обязана тяжелому труду народа, и она должна оплатить этот долг служением народу.

" Исторические письма" П.Л. Лаврова были очень популярны в то время, ибо отвечали на самые злободневные вопросы, волновавшие тогда молодежь. Это была ее " настольная книга, книга жизни, революционное Евангелие, философия революции". Молодые люди, вдохновленные идеей служения народу, не расставались с этой " небольшой, истрепанной, истертой книжкой". Как вспоминал видный народник Н.С. Русанов, " она лежала у нас под изголовьем, и на нее падали при чтении ночью наши горячие слезы идейного энтузиазма, охватившего нас безмерною жаждою жить для благородных идей и умереть за них".

В 1870 г. при содействии известного революционного народника Германа Лопатина Лаврову удалось бежать из ссылки за границу. Он участвовал в Парижской Коммуне 1871 г., был членом I Интернационала, издавал журнал " Вперед! ", который оказал громадную услугу народничеству 70-х годов. Лавров оставил огромное литературно-публицистическое наследие и считается " ветераном революционной теории".

П.И. Ткачев был выходцем из небогатых дворян Псковской губернии. Он считается идеологом " заговорщической" тактики в русском народничестве, теоретиком " русского бланкизма" - последователем французского коммуниста-утописта Огюста Бланки. Ткачев был блестящим пропагандистом, талантливым публицистом и литературным критиком. Он рано примкнул к студенческому движению. В 1861 г. за участие в студенческих волнениях его исключили из Петербургского университета, а в 1869 г. он был арестован по делу Нечаева. По освобождении в 1872 г. из тюремного заключения Ткачев был выслан на родину под надзор полиции, но в следующем году бежал за границу, где сначала сотрудничал в журнале Лаврова " Вперед! ", а в 1875-1881 гг. издавал свой журнал " Набат".

Ткачев полагал, что переворот в России должен быть осуществлен не посредством крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при " диком невежестве" крестьянства, его " рабских и консервативных инстинктах" ни пропаганда, ни агитация не могут вызвать народного восстания, а власти легко переловят пропагандистов. В России, доказывал Ткачев, легче захватить власть путем заговора, ибо самодержавие в данный момент не имеет опоры (" висит в воздухе"). Надо именно сейчас нанести удар по " всеми покинутому правительству", от которого отвернулись недовольные реформой 1861 г., - и крестьяне и помещики. " Не готовить революцию, а делать ее", - таков тезис Ткачева. Для этого необходима крепко сплоченная и строго законспирированная организация. Эти идеи Ткачева впоследствии нашли свое воплощение в тактике " Народной воли".

Русское народничество возникло в ту пору, когда капитализм только утверждался в России. Народники первыми поставили вопрос о " судьбах капитализма" в России. Но видя его " язвы" (рост социального неравенства, разорение деревни, появление неимущего пролетариата), они относились к нему резко отрицательно. Поэтому их борьба шла на " два фронта" - против остатков крепостничества и против нарождавшегося капитализма. Основные программные положения народников сводились в следующему: 1) ликвидация остатков крепостничества в экономическом, социальном и политическом строе России революционным путем, 2) главной движущей силой революции должно явиться крестьянство, 3) крестьянская революция не только сметет самодержавие и остатки крепостничества, но откроет путь к социализму и предотвратит утверждение в России капитализма, 4) базисом социализма станет крестьянская поземельная община, 5) организующей силой крестьянской революции явится " революционная партия" (имелась в виду революционная организация народников).

Первой крупной акцией революционного народничества 70-х годов стало массовое " хождение в народ" летом_3 1874 г. Это было стихийное движение, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на " всеобщий бунт". Толчком к походу " в народ" послужил голод 1873 - 1874 гг. в Среднем Поволжье. Именно туда и были направлены значительные силы пропагандистов. К тому же, как полагали народники, здесь были живы традиции Разина и Пугачева, крупных волнений крестьян в 1861 г., недовольных условиями реформы. Всего народнической " летучей пропагандой" было охвачено 37 губерний.

Однако пропагандистов ожидало горькое разочарование. Они не знали ни настроений, ни психологии мужика, не имели опыта пропагандистской работы и конспирации. Мужик охотно слушал их разговоры об отмене податей, об отобрании у помещиков земли, но воспринимал настороженно, а порой и враждебно, призывы бунтовать против царя. Полиция легко вылавливала пропагандистов. Некоторых выдавали сами крестьяне. Аресту подверглось в 26 губерниях более 4 тысяч человек. Из них к дознанию было привлечено 770 пропагандистов. 193 чел. в 1877 г. предстали перед судом, который приговорил 28 подсудимых к каторге от 3 до 10 лет, 32 - к тюремному заключению до трех лет, 39 - к ссылке, остальные были оправданы.

" Хождение в народ" в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицарстские идеи. Не привлекала крестьян и идея " социальной революции". Участники " хождения в народ" признавали, что результат их пропаганды оказался " почти неуловим". Свой неуспех они объясняли абстрактностью пропаганды, препятствиями, чинимыми властями, кратковременностью пребывания в деревне. В итоге они пришли к заключению, что надо заменить " летучую пропаганду" планомерной, систематической работой в деревне: поселиться в ней и начать с бесед о повседневных, насущных, бытовых нуждах крестьян, исподволь внушая им в доступной для них форме свои идеи.

Снова молодые люди, оставив семьи, университеты, гимназии, оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному, плотницкому, столярному и прочим ремеслам, а также в качестве учителей и врачей, поселились в деревне. Это было " второе хождение в народ", теперь уже в виде постоянных поселений в деревне. Часть народников решила вести пропаганду среди рабочих, в которых видели тех же крестьян, лишь временно пришедших на фабрики и заводы, но более грамотных и, следовательно, более восприимчивых к революционным идеям. Их они рассматривали как посредников между интеллигенцией и крестьянами.

Пропаганду среди рабочих поставил себе задачей оформившийся в феврале 1875 г. в Москве народнический кружок под названием " Все российская социально-революционная организация" (иначе ее называют " группой москвичей"). Ее участники приступили к пропаганде среди рабочих Москвы, Тулы, Серпухова, Иваново-вознесенская. Вскоре организация была раскрыта властями. Перед судом предстало 50 человек.

На суде, состоявшемся в 1877 г., один из активных деятелей кружка, ткач Петр Алексеев, произнес знаменитую речь (текст ее был заранее подготовлен членами кружка), закончив ее словами: " Поднимется мускулистая рука рабочего люда, и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах".

Успех " второго хождения в народ" также был невелик. Только небольшая прослойка выходцев из народа, как например, крестьянин Андрей Желябов, рабочие Степан Халтурин и Петр Алексеева, нашли общий язык с народниками, став впоследствии активными участниками народнических и рабочих организаций.

Неудачи " хождений в народ" выдвинули необходимость создания централизованной революционной организации с четкой структурой и разработанной программой цели и действий. Такая организация была создана к концу 1876 г. Первоначально она именовалась " Севернореволюционной народнической группой", а в 1878 г. получила название " Земли и воли" - в честь " Земли и воли" 60-х годов.

Новая революционная организация заявила о себе политической демонстрацией 6 декабря 1876 г. на площади у Казанского собора в Петербурге (" казанская демонстрация"), на которую собралось до 400 студентов, курсисток, молодых рабочих. Сначала в Казанском соборе был служен молебен " во здравие" находившегося в сибирской ссылке Чернышевского. Затем студент-технолог Георгий Плеханов произнес страстную речь с призывом к борьбе с деспотизмом, а молодой рабочий Яков Потапов поднял над толпой красное знамя с надписью " Земля и воля". Полиция разогнала демонстрацию, подвергнув избиению ее участников (а заодно и переодетых шпиков, приняв их за демонстрантов). До 30 участников демонстрации были арестованы, преданы суду и отправлены на каторгу и в ссылку. Плеханову удалось скрыться.

Членами-учредителями " Земли и воли" были Георгий Плеханов, Марк и Ольга Натансоны, Осип Аптекман, братья Александр и Адриан Михайловы. Позднее в нее вступили Вера Фигнер, Софья Перовская, Николай Морозов, Дмитрий Клеменц, Сергей Кравчинский (известный писатель Степняк-Кравчинский), Лев Тихомиров (впоследствии стал ренегатом). В отличие от прежних народнических кружков это была уже более широкая и хорошо законспирированная организация. Вместе со своими филиалами она насчитывала до 200 членов. Руководил ею " Центр" или " Администрация". Он избирался " основным кружком", который в количестве 30 человек составлял ядро организации. Остальные члены подразделялись на несколько групп по характеру своей деятельности. Группа " деревенщиков" (наиболее многочисленная) вела работу в деревне, " рабочая" группа - среди рабочих, " интеллигентская" группа - среди студентов. Особо были выделены " Дезорганизаторская" группа (в ее обязанность входили " разведка" и добыча сведений из карательных учреждений, привлечение на свою сторону чиновников и военных, а позднее - совершение террористических актов) и так называемая " Небесная канцелярия", в которой изготовлялись поддельные паспорта, виды на жительство и т.п. Вся организация состояла и пятерок. Каждый состоявший пятерке знал только ее членов. В провинции были образованы отделения общества - территориальные " общины", автономные в своих действиях. Главными задачами провинциальных общий были подготовка крестьянского восстания и руководство им на местах. В 1878 - 1879 гг. издавались нелегальные газеты " Земля и воля" и " Листок Земли и воли".

При создании " Земли и воли" была принята программа. Ее основные требования заключались в следующем: передача всей земли крестьянам с правом общинного ею пользования, введение мирского самоуправления, свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций. Главным тактическим средством борьбы авторы программы избрали пропаганду среди крестьян, рабочих, ремесленников, студентов, военных, а также воздействия на либерально-оппозиционных круги русского общества, чтобы привлечь их на свою сторону и таким образом объединить всех недовольных. Среди крестьян и рабочих велась и большая культурно-просветительская работа: в деревне распространялись популярные брошюры: " Хитрая механика" (" механика" ограбления правительством народа), " Царь-голод", рассказы о вожаках народных восстаний Разине и Пугачеве. В программе " Земли и воли" нашли отражение и бакунистские идеи отказа от захвата политической власти. Последнее обусловливалось неудачей " Хождения в народ" и вынесенным из этого убеждением в том, что народные массы индифферентны к характеру политического строя и их нельзя поднять на борьбу во имя достижения политических свобод. Проблема террора как средства революционной борьбы тогда еще не ставилась - она выдвинулась только в 1879 г. и заняла важное место в деятельности " Народной воли". Совершавшиеся до этого террористические акты были вызваны жестокими действиями царских властей, являлись актами мести (например, выстрел Веры Засулич в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова в 1878 г.) или самозащиты и не были еще направлены против царя.

" Земле и воле" удавалось наладить " разведку" в высших карательных органах. В январе 1879 г. по заданию " Земли и волю" на службу в III отделение поступил Н.В. Клеточников, который получил доступ к секретным материалам. После замены III отделения в 1880 г. Департаментом государственной полиции Клеточникову удалось перейти туда в качестве заведующего секретной частью 3-го делопроизводства, ведавшего полицейским сыском и дознаниями. В течение двух лет Клеточникова доставлял революционерами сведения о планах полиции, готовившихся обысках и арестах, доносах, облавах, о засылаемых в среду организации шпионах. показаниях арестованных, имена многих агентов полиции. В конце января 1881 г. деятельность его была раскрыта. Суд приговорил Клеточникова к смертной казни, замененной " вечной каторгой". До отбывания ее он был заточен в Петропавловскую крепость, где через два года скончался, не выдержав жестокого тюремного режима.

В 1877 г. группа " Южных бунтарей", связанная с " Землей и волей", но действовавшая независимо от нее, предприняла попытку создать тайную крестьянскую организацию и с ее помощью поднять крестьян на восстание. Был избран Чигиринский уезд Киевской губернии (отсюда эта попытка получила название " Чигиринского заговора"), где в 1875 г. происходили массовые волнения бывших государственных крестьян, недовольных малыми земельными наделами. Здесь народники решили использовать наивный монархизм крестьян. Я.В. Стефанович выступил в роли " царского уполномоченного" и побудил крестьян направить с ним жалобу крестьян к царю. В конце 1876 г. он привез крестьянам в ответ на жалобу напечатанные в подпольной типографии " Высочайшую тайную грамоту", устав крестьянского общества " Тайная дружина" и текст " Обряда святой присяги", якобы утвержденные царем. К середине 1877 г. удалось вовлечь в " Тайную дружину" до 2 тыс. крестьян. Восстание было намечено начать 1 октября 1877 г., однако в июне организация была раскрыта полицией. К дознанию было привлечено до тысячи крестьян. Суду было предано 44 человека, в том числе Стефанович и его помощники Л.Г. Дейч и И.В. Бохановский, которые сумели бежать из тюрьмы до суда. Из числа подсудимых четверо крестьян были приговорены к каторге на разные сроки, остальные оправданы.

В 1879 г. в " Земле и воле" выдвинулась значительная группа сторонников политической борьбы и признания тактики террора. Приверженцы этого направления в марте 1879 г. создали свой Исполнительный комитет " Земли и воли". 2 апреля 1879 г. один из его членов А.К. Соловьев совершил неудачное покушение на Александра II, когда он совершал прогулку на Дворцовой площади. Сделав несколько выстрелов в царя из пистолета, Соловьев промахнулся и был схвачен на месте. Вскоре он был повешен. Прокатилась волна арестов среди народников. Свернули свою деятельность народнические " поселения" в деревне.

В " Земле и воле" возникли острые разногласия о приемлемости тактики террора, а также и о целесообразности политической борьбы. Сторонники террора весной 1879 г. образовали внутри " Земли и воли" свою тайную организацию под названием " Свобода или смерть". Возникла необходимость созыва съезда для разрешения назревших спорных вопросов. Съезд состоялся 18-24 июня 1879 г. в Воронеже. Но накануне съезда сторонники террора и политической борьбы собрались в Липецке, чтобы определить свою линию поведения. На воронежском съезде развернулась острая полемика между Андреем Желябовым, сторонником террора, и Плехановым, который настаивал на продолжении прежней пропагандистской работы в деревне. Большинство приняло сторону Желябова, и Плеханов покинул съезд. Но на Воронежском съезде еще пытались сохранить единство организации, приняв компромиссное решение продолжать работу в деревне, но вести и политическую борьбу, применяя террористические методы. На петербургском съезде общества 15 августа 1879 г. спорящие стороны поняли несовместимость своих принципов и договорились разделить " Землю и волю" на две организации - " Народную волю" (в нее вошло большинство членов " Земли и воли") и " Черный передел", стоявший на прежних землевольческих позициях.

Основателями и руководителями " Народной воли" стали Александр Михайлов, Андрей Желябов, Николай Морозов, Софья Перовская, Вера Фигнер, Михаил Фроленко. " Народная воля" закрепила и развила организационные принципы " Земли и воли". Это была строго централизованная организация. Ядро ее составили профессиональные революционеры, вошедшие в Исполнительный комитет, который направлял деятельность местных отделений и групп. " Народная воля" существенно расширила численность своих членов (до 2 тыс. человек) и именовала себя " партией". В 1879 - 1881 гг. она объединяла до 25 кружков (студен ческих, гимназических, рабочих), действовавших в 50 городах, имела 10 подпольных типографий в России и одну за границей, издавала га зеты " Народная воля", " Листок < < Народной воли> > ", " Календарь < < На родной воли> > ", " Рабочую газету", прокламации, брошюры для народа. Она вела достаточно широкую для того времени пропаганду и в рабочей среде, особенно в Москве и Петербурге, даже участвовала в организации и проведении рабочих стачек (этим занималась " Рабочая группа"). Понимая важность привлечения в момент восстания на свою сторону армии, " Народная воля" образовала в своем составе " Военную группу" из числа примкнувших к народовольцам офицеров.

Отказавшись от бакунистского нигилистического взгляда на политическую борьбу, народовольцы поставили своей целью захват власти. Деятельность " Народной воли" знаменовала собой переход к прямому наступлению на самодержавие. Видя в самодержавии самостоятельную политическую силу, которая стоит над классами и сама создает классы и сословия, они полагали, что достаточно свалить его, как социальный переворот будет обеспечен. Более того, будет остановлено развитие " насаждаемого" самодержавием капитализма. " Теперь или никогда, - говорили народовольцы, - теперь время еще не упущено, но дальше народное дело затормозится на века". " Народная воля" не отказывалась от надежд на народную революцию, но полагала, что сначала необходимо захватить власть путем заговора меньшинства, а затем его поддержит народное восстание. На первый план выдвинулась идея цареубийства, которое, по убеждению народовольцев, " дезорганизует" правительство и послужит сигналом к народному восстанию.

Основными программными требованиями " Народной воли" был созыв Учредительного собрания, введение всеобщего избирательного права и народного представительства, свобода слова, вероисповедания, печати, сходок, широкое общинное самоуправление, замена постоянной армии " народным ополчением", переход земли, фабрик и заводов в " собствен ность народа" - с передачей их в пользование крестьянским и рабочим " общинам", предоставление " угнетенным народам" России права " отделиться или остаться в общерусском союзе". Эти программные принципы пропагандировались в народовольческих печатных органах.

28 августа 1879 г. Исполнительный комитет " Народной воли" вынес смертный приговор Александру II. Подготовкой цареубийства было занято 50 народовольцев, которые распределились на " боевые группы". Началась настоящая " охота" на царя. 19 ноября 1879 г. под Москвой был взорван царский поезд, но царя в нем не оказалось (он следовал другим поездом). Степан Халтурин, нанявшись столяром в Зимний дворец, 5 февраля 1880 г. устроил взрыв царской столовой, но царь опоздал к обеду, и это спасло ему жизнь. Всего же на царя было совершено 8 неудачных покушений. Власти приняли энергичные меры к выявлению и аресту террористов. После взрыва в Зимнем дворце были схвачены наиболее видные члены Исполнительного комитета " Народной воли", занятые подготовкой покушений на царя: А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, Т.А. Квятковский, А.И. Баранников. Остававшиеся на воле начали лихорадочную подготовку к новому покушению.

27 февраля 1881 г. был арестован главный организатор готовившегося покушения Андрей Желябов. Подготовку покушения на царя возглавила Софья Перовская. 1 марта 1881 г. руководимая ею группа террористов подстерегла царскую карету на берегу Екатерининского канала. Брошенная Н.И. Рысаковым бомба разворотила карету и поразила несколько человек из царского конвоя, но не задела царя. Однако бомба, брошенная И.И. Гриневицким, смертельно ранила царя и самого террориста.

Убийство Александра II вызвало страх и растерянность в верхах. Ожидали " уличных волнений". Сами народовольцы рассчитывали, что " крестьяне возьмутся за топоры". Но крестьяне восприняли акт цареубийства революционерами иначе: " Царя убили дворяне за то, что он дал мужикам волю". Народовольцы выступили в нелегальной печати с обращением к Александру III провести необходимые реформы, обещая прекратить террористическую деятельность. Обращение народовольцев было проигнорировано. Вскоре большая часть Исполнительного комитета " Народной воли" была арестована. Лишь немногие смогли скрыться за границу. В апреле 1881 г. А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.И. Кибальчич, А.Д. Михайлов и другие первомартовцы были казнены. Напродовольцы предпринимали отчаянные попытки собрать свои силы и заявить о себе каким-нибудь " громким" делом. Но последовавшая новая волна репрессий обескровила " Народную волю". По данным исследователей, за 1881 - 1882 гг. разного рода репрессиям (смертная казнь, каторга, ссылка) подверглись до 6 тыс. человек. Однако " Народная воля" продолжала свою деятельность и в последующие годы. Последним актом ее борьбы явилась неудачная попытка покушения 1 марта 1887 г. на Александра III. Готовившие покушение народовольцы, среди которых находился и Александр Ульянов, были схвачены, преданы суду и повешены. Новые репрессии довершили разгром " Народной воли".

Народническая организация " Черный передел", возглавляемая_3 Г.В. Плехановым, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью " пропаганду в народе" для подготовки " аграрного переворота". Они вели пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. Программа " Черного передела" во многом повторяла программные положения " Земли и воли". " Черный передел", как и " Земля и воля", в организационном отношении строился по принципу " федерации кружков". Основная часть организации (40 человек) находилась в Петербурге. Провинциальные кружки существовали в Москве, Казани, Киеве, Минске, Харькове, Одессе и других городах, но они были слабо связаны с центром. К концу 1879 г. была уже своя типография. В 1880 г. она была выдана предателем. Арестам подвергся ряд членов " Черного передела". В январе 1880 г., опасаясь арестов, за границу с небольшой группой чернопередельцев эмигрировал Плеханов. Руководство организацией перешло к П.Б. Аксельроду, который попытался активизировать ее деятельность. В Минске была создана новая типография, которая выпустила несколько номеров газет " Черный передел" и " Зерно", но в конце 1881 г. она была выслежена полицией. Последовали новые аресты. После 1882 г. " Черный передел" распался на мел кие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к " Народной воле", остальные прекратили свое существование.

С разгромом " Народной воли" и распадом " Черного передела" в 80-х годах завершился период " действенного " народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло со исторической сцены. В 80 - 90-х годах значительное распространение получили идеи либерального (или, как его называли, " легального") народничества. Его представители выступали за социально политические реформы, проповедовали теорию " малых дел" - кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс. Некоторые видные деятели либерального народничества, как, например, Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон, внесли существенный вклад в изучение социально-экономической жизни пореформенной России. На рубеже XIX - XX вв. возникают и радикальные неонароднические кружки и организации, поставившие своей целью продолжить дело народников-семидесятников.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал