Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пояснительная записка. «Согласовано» «Утверждаю» Начальник Управления образовательных программ ___к.ю.н
ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
«Согласовано»
| «Утверждаю»
| Начальник Управления образовательных программ
___________к.ю.н. Д.Г.Житиневич
| Директор Института
гуманитарных наук
__________д. ист. н., проф. Гальцов В.И.
| «____»___________ 2014 г.
| «____»_____________ 2014 г.
|
Рабочая программа дисциплины
«Проблемы современной английской литературы»
Направление подготовки: 03270002.62 «Филология»
Профиль: «Зарубежная филология (английский язык и литература)»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Калининград
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
Составитель: к.филол.н., доцент кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения М.Э.Королева
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения
Протокол № ___ от «____»______________ 2014 г.
Зав. кафедрой ___________ д.филол.н, профессор С.С. Ваулина
Рабочая программа одобрена методической комиссией Института гуманитарных наук
Протокол № ____ от «____»_____________ 2014 г.
Председатель: ___________к.филол.н., доцент Т.В. Цвигун
Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры исторического языкознания, зарубежной филологии и документоведения
Внесены следующие изменения: изменений не внесено.
Протокол № ____ от «____»_____________2014 г.
Зав. кафедрой: ___________ д.филол.н, профессор С.С. Ваулина
Ведущий менеджер ООП: ___________к.филол.н., доцент А.И. Александрова
Содержание рабочей программы
| Стр.
| 1. Пояснительная записка
|
| 1.1. Цели дисциплины
|
| 1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
| 1. 3. Планируемые результаты обучения по дисциплине
|
| 2. Структура и содержание дисциплины (тематический план)
|
| 2.1. Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
|
| 2.2. Содержание тематических разделов дисциплины
|
| 3. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине
|
| 4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
|
| 4.1. Виды и формы самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
|
| 4.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине
|
| 4.3. Тематика практических занятий по дисциплине
|
| 4.4. Тематика самостоятельных работ по дисциплине
|
| 4.5. Тематика научно-исследовательских работ по дисциплине
|
| 4.6. Тематика текущих контрольных работ по дисциплине
|
| 4.7. Вопросы для текущего контроля
|
| 4.8. Вопросы для промежуточного контроля (самоконтроля)
|
| 4.9. Вопросы для промежуточной аттестации (зачет с оценкой)
|
| 4.10. Критерии оценивания результатов обучения по дисциплине
|
| 5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
|
| 5.1. Список основной и дополнительной учебной литературы
|
| 5.2. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
|
| 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины
|
|
Пояснительная записка
1.1. Цели дисциплины «Проблемы современной английской литературы»: целью дисциплины является изучение одного из наиболее существенных явлений современного литературного процесса. Ее освоение предполагает формирование аналитического осмысления современной художественной теории и практики в условиях взаимодействия культур. Дисциплина посвящена углубленному изучению вопросов, связанных с теоретическими моделями, концепциями и художественной практикой мультикультурализма во второй половине ХХ–начале ХХI вв. Предметом изучения является теория, эстетика и художественная практика (литература) мультикультурализма.
Задачи дисциплины:
1. Овладение современным понятийно-терминологическим аппаратом;
2. исследование социокультурных аспектов становления и развития мультикультурализма;
3. обращение к феномену мультикультурализма в многообразии форм и в разных контекстах;
4. глубокое и систематическое изучение особенностей поэтики литературных произведений;
5. осмысление значения художественной практики мультикультурализма для выработки нового художественного мышления;
6. формирование навыков научного исследования.
Составной частью предмета является история эстетических учений и литературной критики публицистики, представляющих методологическую и теоретическую основы дисциплины.
1.2. Место дисциплины «Проблемы современной английской литературы» в структуре образовательной программы.
Дисциплина «Проблемы современной английской литературы» является частью образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 03270002.62 «Филология», профиль «Зарубежная филология (английский язык и литература)». Дисциплина «Проблемы современной английской литературы» читается в 7 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 72 часа (2 ЗЕ), из них академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем: 24 ч. – лекции; на самостоятельную работу обучающихся – 47 ч.; форма итогового контроля – зачет.
Связь с другими дисциплинами образовательной программы. В соответствиисучебным планом основной образовательной программы дисциплине «Проблемы современной английской литературы» предшествует изучение «Истории мировой литературы», давшие студентам необходимые для успешного освоения курса знания теоретического и прикладного характера. Восприятию теоретического материала и пониманию литературных феноменов способствуют знания и умения, полученные при изучении дисциплин «Полилог романных форм зарубежной литературы ХХ века» (3 курс, 5 семестр). Данные дисциплины логично дополняют друг друга, формируя у обучающихся комплексное представление о современном литературном процессе, о существующих теориях и художественных практиках в зарубежной литературе.
Также дисциплина «Проблемы современной английской литературы» частично взаимодействует с отдельными тематическими блоками параллельно читаемых дисциплин «Практикум по стилистике художественного текста» (4курс, 7 семестр), «Проблемы перевода художественной прозы» (4 курс, 7семестр).
Знания, умения и навыки, формируемые дисциплиной «Проблемы современной английской литературы», востребованы при изучении дисциплины «История мировой литературы (ХХ век)» (4 курс, 7 семестр).
1. 3. Планируемые результаты обучения по дисциплине «Проблемы современной английской литературы»:
Компетенции
| Результаты обучения по дисциплине (знания, умения, навыки)
| Код
| Содержание
| ПК-1
| Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии.
| Знать: иметь представление об истории эстетических учений и литературной критики и публицистики, о разных типах художественного мышления, о разных типах повествовательных практик в различные историко-литературные эпохи, уметь соотносить их с идейно-проблематическим аспектом произведения и с лингвистическим оформлением текста; о полидискурсивности современной повествовательной техники.
Уметь: анализировать тексты в единстве формы и содержания, проводить лексико-семантический и лингвистический анализ текста.
Владеть: навыками квалифицированной интерпретации различных текстов.
| ПК-21
| Знание мировой литературы и фольклора в их историческом развитии и современном состоянии, в сопряжении с гражданской историей и историей культуры народов, говорящих на изучаемых языках
| Знать: в рамках изучаемого курсаосновные этапы и события развития литературного процесса в контексте социально-гражданской и культурной истории страны изучаемой литературы. Уметь: наблюдать преемственность направлений, тем и идей в историко-литературном процессе.
Владеть: навыками анализавзаимосвязи авторского типа художественного мышления с идейной направленностью художественной эпохи и типами художественного мышления предшествующих эпох.
| ПК-
| Понимание закономерностей литературного процесса, художественного значения литературного произведения в связи с общественной ситуацией и культурой эпохи, определение художественного своеобразия произведений и творчества писателя в целом.
| Знать: - о сущности основных литературных явлений, понятий и идей, входящих в содержание дисциплины: культурный симфонизм, диалог культур, культурное пограничье, межкультурная коммуникация, культурная гетерогенность, гибридная идентичность и т.д.;
- социокультурные аспекты становления и развития мультикультурализма;
- специфику творческого процесса XXI века (транснациональность, интертекстуальность, билингвизм, синкретичность);
- о картине литературного сознания XXI века.
Уметь: рассматривать литературный процесс XXI века в культурном контексте эпохи (история, философия, социология);
понимать мультикультурную специфику изучаемых литератур (американской, канадской, английской) и уметь устанавливать межлитературные связи; уметь проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное произведение в культурный контекст, соответствующий требованиям культуры речи; реферировать научные статьи по изучаемым проблемам.
Владеть: уметь проводить сравнительный анализ, включать рассматриваемое литературное произведение в культурно-исторический контекст эпохи. Владеть навыками реферирования научных статей.
|
2. Структура и содержание дисциплины «Проблемы современной английской литературы» (тематический план).
Разделы дисциплины и виды занятий (почасовое планирование)
Темы
(разделы)
| Количество часов
| Аудиторные занятия
| Сам.
раб.
| Всего
ауд.
| в том числе
| Лекции
| Практ.
| КСР
| Модуль 1.
|
| Тема 1. Глобализация и развитие культурных процессов в современном мире.
|
|
|
-
|
0, 5
|
| Тема 2. История и теория понятия «мультикультурализм».
|
|
|
-
|
| Тема 3. Мультикультурализм и постмодернизм.
|
|
| -
|
|
| Модуль 2.
|
| Тема 4. Многообразие этно-расовых субтрадиций в культуре США и литература.
|
|
| -
|
0, 5
|
| Тема 5. Афро-американская литература.
|
|
|
-
|
| Тема 6. Постколониальная культура и литература в Великобритании.
|
|
| -
|
-
|
| Тема 7. Новые литературные регионы в мультикультурном пространстве.
|
|
| -
|
|
| Итого часов
|
|
| -
|
|
| Всего по дисциплине
| часов
|
| | ЗЕ
|
| | 2.2. Содержание тематических разделов дисциплины «Мультикультурность современной английской литературы»
№ п/п
| Наименование раздела
| Содержание раздела
| Модуль 1.
| 1.
| Тема 1. Глобализация и развитие культурных процессов в современном мире.
| «Три волны» Э. Тоффлера: постиндустриальное общество, «информационный взрыв». Концепция «глобальной деревни» М. Маклуэна. Значение Интернета: World Wide Web. Дискуссии о многополярной модели мира, политической корректности, толерантности, американизации, гамбургеризации и т.п. Английский язык как глобальный.
| 2.
| Тема 2. История и теория понятия «мультикультурализм».
| Понятие мультикультурализм: широкое и узкое значение, хронологические границы, динамика становления и развития термина. Мультикультурализм как политика, идеология, теория. Культурное многообразие в современном мире, проблемы столкновения и взаимодействия различных культур. Мулькультурализм и современные социо-культурные вызовы: крах мультикультурализма?
| 3.
| Тема 3. Мультикультурализм и постмодернизм.
| Влияние постмодернистской культуры (Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Лакан, М. Фуко, У. Эко, Ю. Кристева и др.) на формирование теории мультикультурализма. Мультикультурные и постколониальные исследования: Г. Спивак, Э. Саид, Х. Бхабха, П. Чайлда, П. Уильямса и др. Книга Э. Саида " Ориентализм" и критика евроцентризма. Проблемы мультикультурализма в исследованиях отечественных литературоведов (О.Г. Сидорова, М. В. Тлостанова, С.П. Толкачев и др.). Дискуссия о мультикультурализме в современной периодике (антропологический, социологический, политологический, культурологический, литературоведческий, лингвистический и др. подходы).
| Модуль 2.
| 4.
| Тема 4.Многообразие этно-расовых субтрадиций в культуре США и литература.
| Феномен культурного " пограничья". Современный этнорасовыйпятиугольник: белые европейцы, индейцы, афроамериканцы, латиноамериканцы (карибская субтрадиция, чиканос и др.), азиатоамериканцы (китайская, японская, корейская, индийская и др. субтрадиции). " Мультикультурный" герой в поисках идентичности (роман Дж. Кинкейд " Люси" и др.)." Азиатоамериканцы" в мультикультурной парадигме США (" Азиатоамериканцы" Дж. Фон Джин Ли, творчество Дж. Лахири и т.п.). Западный и восточный дискурсы в романах Э. Тан.
| 5.
| Тема 5.Афро-американская литература.
| Особенности формирование и развития афро-американской культуры. Основные этапы формирования и развития афро-американской литературы, Гарлемский Ренессанс (" Сын Америки" Р. Райта, " Человек-невидимка" Р. Эллисона, проза Дж. Болдуина, драматургия Л. Джоунза, " Мамбо Джамбо" И. Рида и т.д.). Проблемы афроцентризма, черного радикализма, " черной эстетики" в современной американской культуре. Философско-художественное осмысление афро-американского опыта в творчестве Т. Моррисон.
| 6.
| Тема 6.Постколониальная культура и литература в Великобритании.
| Исторический и социально-политический контекст формирования и развития постколониальной культуры в Великобритании. Тема " культурного отчуждения" в прозе В. Найпола. Диалог восточной и европейской культуры в творчестве С. Рушди. Особенности восприятия западной культуры в творчестве К. Исигуры (" английскость" в романе " Остаток дня"). Формирование личности в кросскультурном пространстве (Х. Курейши " Будда из пригорода"). Образ Китая в книгах британских " китайцев" (Чжан Жун, Тимоти Мо и др.). Африканское мировидение в произведениях Ч. Ачибе, В. Шойинка, Б. Окри. Новая волна постколониальной литературы: " Белые зубы" З. Смит.
| 7.
| Тема 7.Новые литературные регионы в мультикультурном пространстве.
| Постколониальный дискурс в литературах Азии, Австралии и Азии. Особенности мультикультурной ситуации в Германии, Франции, Голландии, скандинавских странах: официальная политика, проблема иммиграции и иммигрантов и ее отражение в современной западноевропейской литературе. Англоязычная литература Индии. Этнорасовые проблемы в литературе ЮАР (Дж.М. Кутзее, А. Дангор). Взаимодействие постколониальных и региональных тенденций в канадской литературе (Н. Ричи, Р. Мистри и др.). Азиатоканадская литература (Дж. Когава, Скай Ли и др.). Проблема космополитизма и национальной идентичности в романе М. Ондаатже " Английский пациент".
|
3. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы по дисциплине «Проблемы современной английской литературы».
С целью реализации компетентностного подхода предусмотрено использование в учебном процессе форм и методов личностно-ориентированных образовательных технологий. В лекционном курсе, помимо информативной лекции, используется форма лекции-диалога. На лекционных занятиях планируется также использование таких методов, как:
1)мозговой штурм (предложение найти спонтанное решение поставленной проблемы).
2) метод аналогий. Применение метода оправдано в лекционном курсе, значительно упрощает восприятие новой информации. Также возможно предложить студентам самостоятельно провести ряд аналогий (например, соотнести архитектонику произведений зарубежного писателя и русского в случае влияния зарубежной литературы на русских писателей; или, например, можно предложить проследить студентам развитие определенного художественного образа в мировой литературе и сопоставить, как разные авторы решают проблему данного образа в своих произведениях).
3) метод групповой дискуссии, помогающий формировать у студентов умение формулировать и выражать свою точку зрения в ходе дискуссии.
4) Метод ролевой игры, помогающий сформировать у студентов навыки умения выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций.
4. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «Проблемы современной английской литературы».
|