Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главная книга






счет 90 «Продажи»

Дата Номер мемориального ордера Кредит счета Итого по дебету Дата Номер мемориального номера Дебет счетов Итого по кредиту
Счет 50     …     и т.д. Счет 60     …     и т.д.
                       
                       

 

В конце месяца по итогам Главной книги составляют оборотную ведомость по синтетическим счетам по простой или шахматной форме.

Аналитический учет при мемориально-ордерной форме ведут непосредственно с документов, приложенных к мемориальным ордерам. В конце отчетного месяца на основании этих записей составляют оборотные или сальдовые ведомости – одну на группу аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. Данные этих ведомостей служат для сверки итогов оборотов и сальдо аналитических счетов с объединяющими их синтетическими счетами. Выявленные ошибки устраняются, после чего составляют бухгалтерский баланс.

Преимуществами мемориально-ордерной формы учета являются простота и наглядность ее учетных регистров.

Мемориально-ордерная форма обеспечивает разделение учетного труда, благодаря чему получила достаточно широкое распространение. Она использовалась в отечественном учете в течение длительного времени и постепенно совершенствовалась.

Однако наряду с положительными чертами данной форме учета присущи и недостатки:

¨ При ее ведении приходится составлять большое количество мемориальных ордеров;

¨ Неоднократно записывать одни и те же данные в различные учетные регистры;

¨ Раздельно ведение синтетических и аналитических регистров приводит к отставанию аналитического учета от синтетического.

Вследствие этого была разработана более совершенная – журнально-ордерная форма бухгалтерского учета.

 

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета

Организация и ведение учета с применением журнально-ордерной формы регламентируется Инструкцией по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной письмом Минфина СССР от 08.03.1999 № 63, а также Рекомендациям по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденными письмом Минфина России от 24.07.1999 №59.

Для малых предприятий действует Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций, утвержденная письмом Минфина СССР от 06.06.1999г. №176.

Основу журнально-ордерной формы учета составляет принцип накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющий обеспечить синтетический и аналитический учеты хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. В результате необходимость в мемориальных ордерах отпадает.

Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются одновременно как единый рабочий процесс.

При такой форме учета основными регистрами являются журналы-ордера.

На первой стадии используют накопительные регистры, в которых производят записи в разрезе показателей, необходимых для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, а также для целей составления отчетности.

Журнально-ордерная форма предусматривает использование вспомогательных ведомостей. Их обычно применяют в тех случаях, когда имеется большое количество однородных документов и необходимые аналитические показатели сложно получить непосредственно в журналах-ордерах. В конце месяца итоги из вспомогательных ведомостей переносят в соответствующий журнал. Журналы дают сведения о месячных оборотах по соответствующим синтетическим счетам, сгруппированным по корреспондирующим счетам. Она служат основанием для бухгалтерских записей оборотов данного счета в Главной книге. Следовательно, журналы, применяемые при журнально-ордерной форме учета, одновременно служат ордерами, оформляющими бухгалтерские записи. Отсюда название регистров – журналы-ордера и, соответственно, название формы учет –журнально-ордерная.

Особенности журналов-ордеров:

1) Записи производятся по кредитовому признаку, т.е. запись в журнал-ордер делают по кредиту счета, с указанием корреспондирующих счетов по дебету. В порядке исключения операции по учету денежных средств регистрируются как по кредиту, так и по дебету. Это необходимо для контроля, а также для того, чтобы не разобщить кассовые и банковские документы для записей в различных журналах-ордерах;

2) Все кредитовые обороты по каждому синтетическому счету собираются в одном журнале-ордере, что позволяет осуществлять контроль за выбытием всех видов ресурсов;

3) Дебетовые обороты по данному счету показывают в ведомостях соответствующих журналов-ордеров, в корреспонденции с кредитом других счетов. Эти ведомости используют как вспомогательные учетные регистры для усиления контроля за совершаемыми хозяйственными операциями и совмещения синтетического и аналитического учетов;

4) Используется шахматный принцип записи;

5) Совмещение в ряде журналов-ордеров в единой системе записей синтетического и аналитического учетов. Это позволяет во многих случаях оказаться от ведения карточек аналитического учета, составления оборотных ведомостей по аналитическим счетам, необходимых для сверки с данными синтетического учета;

6) отражаются хозяйственные операции в бухгалтерском учете в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления периодической и годовой отчетности;

7) в них заранее указывается корреспонденция счетов, а в ряде журналов-ордеров – и номенклатура статей аналитического учета. Для отражения операций, не предусмотренных типовой корреспонденцией счетов, выделяются запасные графы.

В ряде журналов-ордеров регистрируемые операции не только отражают по корреспондирующим счетам, но и группируют по субсчетам, статьям затрат и другим признакам. По такому принципу строятся журналы-ордера, в которых сочетается синтетический и аналитический учеты затрат на производство, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, готовой продукции и продаж.

Однако существуют синтетические счета, по которым из-за большого количества учитываемых объектов невозможно делать записи в журналах-ордерах с небольшой детализацией, т.е. в аналитическом разрезе. Так, аналитический учет материально-производственных запасов (сырья и материалов, товаров, тары, запасных частей и т.д.) ведется в аналитических карточках с составлением оборотных ведомостей по аналитическим счетам.

После подсчета записей за месяц журнал-ордер представляет собой сложную журнальную запись, в которой один счет кредитуется, а несколько счетов дебетуются. В конце месяца итоги журналов-ордеров переносят в Главную книгу.

Ее открывают на год и на каждый счет отводят один лист. В нем показывают начальное сальдо, текущие обороты и конечное сальдо по каждому синтетическому счету. Запись текущих оборотов в Главную книгу является одновременно и регистрацией учетных данных, отраженных в журналах-ордерах.

В Главной книге данные о текущих оборотах имущества записываются только по синтетическим счетам. Обороты по кредиту каждого синтетического счета отражаются одной записью, а обороты по дебету – в корреспонденции с кредитуемыми счетами.

Строение Главной книги позволяет получать по каждому синтетическому счету развернутые итоги оборотов по дебету с общим итогом оборота по кредиту. Так как журналы-ордера построены по кредитовому признаку, то в Главную книгу кредитовый оборот по каждому счету переносят из журнала-ордера одной строкой. Обороты по дебету счетов отражаются в различных журналах-ордерах. В связи с этим окончательный дебетовый оборот по каждому синтетическому счету определяется после того, как в Главной книге разнесены записи из всех журналов-ордеров.

По данным Главной книги составляют сальдовый бухгалтерский баланс с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров.

При журнально-ордерной форме учета проводки не составляются и записи в журналы-ордеры и ведомости производятся непосредственно из расшифровок, составляемых на основании накопительных и группировочных ведомостей.

Журналы-ордера и ведомости открываются ежемесячно, в них записываются остатки из журналов-ордеров (кредитное сальдо) ведомостей (дебетовое сальдо) за прошлый месяц.

Некоторые организации усовершенствовали форму журналов-ордеров, позволяющую производить записи в течение года, что намного сократило объем счетной работы.

Основные принципы журнально-ордерной формы учета согласуются с возможностями компьютерного учета.

Преимущества журнально-ордерной формы заключаются в снижении трудоемкости учета, улучшении его качества, ускорении и облегчении составления отчетности, расширении возможностей автоматизации учета.

Недостатками является то, что журналы-ордера имеют неодинаковую структуру из-за особенностей учета разных объектов, а так же необходимость приспосабливать регистры к компьютерной обработке; сложная и неодинаковая структура журналов-ордеров и ведомостей усложняет их заполнение.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета.

Создание и заполнение учетных регистров в бухгалтерском учете организации с последующим формированием на основе обработанных данных бухгалтерской финансовой отчетности все в большей степени автоматизируются.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета использует компьютеры, которые обладают большой емкостью памяти, обеспечивают быструю обработку учетной информации и выполняют значительное количество различных операций.

Это позволяет создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера, что исключает ручной труд, повышает оперативность, достоверность и качество обработки учетной информации.

АРМ бухгалтера организуется по функциональному признаку и охватывает все участки учета, а также ведение сводного учета и составление бухгалтерской отчетности.

В ходе автоматизации наблюдается взаимопроникновение различных форм бухгалтерского учета, так как имеется возможность создания учетных регистров, относящихся более чем к одной форме учета. Например, программный продукт может одновременно создавать карточки счетов, мемориальные ордера, журналы-ордера, шахматную ведомость. Это существенно повышает возможности проведения анализа состояния отдельных счетов и финансовой ситуации в организации в целом.

Автоматизация бухгалтерского учета осуществляется последующим направлениям:

s автоматизация бухгалтерского учета малых предприятий (обеспечивает ведение Книги учета хозяйственных операций, Главной книги, составление бухгалтерского баланса, формирование различных выходных документов, заполнение первичных учетных документов);

s автоматизация бухгалтерского учета средних и крупных организаций(включает программное обеспечение АРМа по бухгалтерскому учету с многоуровневым аналитическим учетом). В крупных организациях возникает необходимость в сетевых версиях программных комплексов по автоматизации бухгалтерского учета;

s автоматизация отдельных участков учета (позволяет совершенствовать учет складских, расчетных и других операций).

При использовании автоматизированной формы бухгалтерского учета появляется возможность однократного ввода первичных данных и многократного их использование не только в учетных целях, но и в любом экономической деятельности организации. Содержание выходных учетных данных, порядок обработки первичной учетной информации, проведение логических бухгалтерских процедур определяется видом программного продукта для целей бухгалтерского учета, выбранного самой организацией.

Упрощенная форма бухгалтерского учета.

В Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства отмечается, что малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей масштаба своего производства и управления, численности работников.

Простая форма бухгалтерского учета применяется в организациях, совершающих незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющих производство продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов. В этом случае учет всех операций осуществляется путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме № К-1, Книге для учета расчетов по оплате труда с работниками и по налогу на доходы с бюджетом и ведомости учета заработной платы по форме № В-8.

Книга учета фактов хозяйственной деятельности является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого определяется наличие имущества и денежных средств, а также их источников у организации на определенную дату.

Она ведется либо в виде ведомости, открываемой на месяц (при необходимости используются вкладные листы для учета операций по счетам), либо в форме Книги, в которой учет ведется в течение отчетного года. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя организации и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета, а также оттиском печати организации.

Книга позволяет выводить сальдо по каждому счету на 1-е число следующего месяца. Непосредственно на основании этих итогов составляется бухгалтерская отчетность.

Упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия приемлема для организаций, осуществляющих производство продукции (работ, услуг), и включает следующие регистры бухгалтерского баланса.

Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа) – форма № В-1.

Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2.

Ведомость учета затрат на производство- форма № В-3.

Ведомость учета денежных средств и фондов – форма № В-4.

Ведомость учета расчетов и прочих операций – форма № В-5.

Ведомость учета реализации – форма № В-6 (оплата).

Ведомость учета расчетов и прочих операций – форма В-6 (отгрузка).

Ведомость учета расчетов с поставщиками – форма № В-7.

Ведомость учета оплаты труда – форма № В-8.

Ведомость (шахматная) – форма № В-9.

Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.

Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета, в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры и другое.

Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и т.д.)

Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности организации, отражаемых в ведомостях, производиться в ведомости (шахматной) по форме № В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость.

Оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса организации.

Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях – наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.

Организация первичного наблюдения и документация
1. По назначению документы подразделяются на:
а) сводные, накопительные, разовые, первичные;
б) оправданные, внутренние, внешние, распорядительные, бух оформления;
в) распорядительные, оправданные, бух оформления, комбинированные.
2. Документы бух оформления применяются для:
а) подготовки инф-ции к отражению в учетных регистрах;
б) обобщения бух записей;
в) сокращения объема первичной документации.
3. Проверка документов по существу – проверка:
а) правильности подсчета итогов;
б) правильности их оформления;
в) законности, правильности и целесообразности совершения операций.
4. Формальная проверка документов – проверка:
а) полноты заполнения реквизитов;
б) правильности его оформления;
в) законности совершения операций.
5. Что в учете принято называть документами?
а) любой письменный документ, заверенный печатью орг-ции, подписью ее руководителя и глав. Бухгалтера;
б) любой материальный носитель инф-ции, подтверждающий достоверность факта хоз-ой жизни подписью руководителя и глав. бух. орг-ции;
в) письменное свидетельство совершенной хоз. операции при наличии реквизитов, придающее юридическую силу данным БУ.
6. Исходя из признака классификации документов по назначению, определите, к какому типу из них относится документ – накладная на отпуск материалов на сторону:
а) к распорядительному;
б) к оправдательному;
в) бух оформления.
7. Исходя из признака классификации по месту составления, определите природу документа – табеля учета использования рабочего времени и расчета зп:
а) внутренний;
б) внешний;
в) комбинированный.
8. Кто в орг-ии имеет право устанавливать перечень лиц для подписи первичных документов?
а) главный бухгалтер;
б) руководитель орг-ции по согласованию с глав. Бух.;
в) только руководитель орг-ции.
9. На каком этапе формирования документооборота должен составляться первичный учетный документ?
а) в день осуществления экономического события;
б) немедленно, не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения экономического события;
в) непосредственно в момент совершения эк события, а при отсутствии такой возможности- сразу же после его окончания.
10. Допускаются ли исправления в кассовых и банковских документах?
а) в кассовых документах исправления допускаются, а в банковских – нет;
б) в банковских документах исправления допускаются, а в кассовых – нет;
в) не допускаются.

 

Учетные регистры и формы БУ
1. Регистры БУ предназначены для:
а) систематизации и накопления инф-ии, содержащейся в первичных документах;
б) обобщения результатов проверок;
в) учета осн ср-в.
2. Регистры БУ могут вестись:
а) в виде журналов-ордеров;
б) в спец книгах, на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм;
в) на отдельных листах.
3. По внешнему виду учетные регистры делятся на:
а) журналы и свободные листы;
б) книги, журналы и карточки;
в) бух книги, карточки и свободные листы.
4. По характеру записей учетные регистры делятся на:
а) хронологические, систематические и комбинированные;
б) хронологические, постоянные и разовые;
в) хронологические, комбинированные и разовые.
5. Правильность отражения хоз операций в регистрах обеспечивает:
а) глав бух;
б) лицо, составившее и подписавшее их;
в) счетный работник.
6. Содержание учетных регистров явл-ся:
а) коммерческой тайной;
б) государственной тайной;
в) коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - гос тайной.
7. После утверждения годового отчета учетные регистры:
а) уничтожают;
б) группируют и обобщают;
в) сдают в архив.
8. Когда в регистрах записана сумма меньше действительной применяется:
а) коррекрутный способ;
б) способ дополнительной проводки;
в) способ «красное сторно».
9. Сумму, отраженную в учете чернилами красного цвета, необходимо:
а) не принимать к учету;
б) прибавить;
в) вычесть.
10. Одним из признаков, отличающих одну форму БУ от другой, явл-ся:
а) кол-во применяемых регистров, их назначение, содержание и внешний вид;
б) совокупность применяемых в БУ первичных документов;
в) порядок регистрации хоз деят-ти.
11. Какой учетный регистр условно подразделяется на 2 части: журнал хронологической записи документов и Главную книгу?
а) Книга Жернал-Главная;
б) мемориальный ордер;
в) журнал-ордер.
12. При какой форме БУ синтетический учет ведется в 2х регистрах – в регистрационном журнале и Главной книге?
а) Книге Журнал-Главной;
б) журнально-ордерной;
в) мемориально-ордерной.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал