![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоциональное реагирование и его характеристикиСтр 1 из 7Следующая ⇒
ВИДЫ И РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ 1. Роль эмоций в жизни человека. 2. Эмоциональное реагирование и его характеристики. 3. Эмоция как реакция на ситуацию и событие 4. Категория аффекта. 5. Свойства эмоций 6. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) как психологическое явление. Литература: Вилюнас В.К. основные проблемы психологической теории эмоций. 1. Психология эмоций. Тексты. М., 1984. 2. Изард И. Эмоции человека. М., 1980. 3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. С-Пб., 1997. 4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 5. Додонов В.И. Эмоции как ценность. М., 1978. 6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. С-Пб., 2003. 7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983. 8 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979. 9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Т.2., С-Пб., 1998. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Как уже было сказано, любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Но можно выделить процессы с
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Терминологические сложности: в повседневном языке страх называют эмоцией, аффектом, чувством или даже ощущением; объединяют под общим названием чувств такие различные явления, как боль и иронию, красоту и уверенность, прикосновение и справедливость. Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Видами эмоций являются:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - переживание, душевное волнение, аффект (эмоциональная реакция, направленная на разрядку возникшего эмоционального возбуждения). С. Л. Рубинштейн (1957) термины «эмоциональные» и «аффективные» как равнозначные. Эмоциональное реагирование характеризуется
Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну С. Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.
Компоненты эмоционального реагирования Компонентов 3: - импрессивный компонент; - физиологический компонент; - экспрессивный компонент. Переживание как импрессивный компонент эмоционального реагирования Как пишет К. К. Платонов (1984), переживание определило скачок от физиологической формы отражения, присущей и растениям, к психической, присущей только животным с высокоразвитым мозгом. По А. Н. Леонтьеву (1972), реальная функция переживаний состоит в том, что они сигнализируют о личностном смысле события. Переживание: - Л. С. Выготский: особая интегральная единица сознания - К. К. Платонов (1984): это атрибут акта сознания, не содержащий образа отражаемого и проявляющийся в форме удовольствия или неудовольствия (страдания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения - Ф. Е. Василюк (1990): любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни Р. С. Немов (1994): это ощущение, сопровождаемое эмоциями М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1998): осмысленное эмоциональное состояние, вызванное значимым объективным событием или воспоминаниями эпизодов предшествующей жизни. Л. М. Веккер (2000): - это непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов. Последнее есть знание. Признаки переживания: 1. Любое переживание - это волнение. Оно близко по смыслу латинскому слову emoveo («потрясаю», «волную»), от которого и произошло само слово «эмоция». Волнение - это неспокойное состояние. 2. Переживание всегда имеет знак - положительный и отрицательный, хотя Н. Д. Левитов и отмечает, что оно слишком примитивно. Другое дело - выделение средних, безразличных {индифферентных) состояний, не отягченных какими-либо эмоциональными переживаниями. Т. Рибо (1897) считал вопрос о существовании таких состояний человека неразрешимым. П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (получение удовольствия от переживания страха в «комнате ужасов» или катании на «американских горках», или переживание неразделенной любви: «любовь никогда не бывает без грусти» и т. п.). Это свидетельствует о том, что знак эмоциональных переживаний (приятное - неприятное, желаемое - нежелаемое) может не соответствовать традиционному делению эмоций на положительные и отрицательные. 3. Переживание имеет длительность: А) мимолетные Б) неустойчивые (например, появление на секунду-две досады у баскетболиста, не попавшего мячом в корзину) В) длительные, продолжающихся несколько минут, часов и даже дней (например, по данным А. А. Баранова, 1999, у детей первого класса негативные переживания после эвакуации из школы, спровоцированной заложенной в ней «бомбы», наблюдалось в течение трех дней) Г) хронические (что имеет место в патологии). В то же время нужно понимать условность такого деления. Эти три группы эмоциональных реакций можно называть и по-другому: оперативные (появляющиеся при однократном воздействии), текущие и перманентные (длящиеся недели и месяцы). 4. Параметры интенсивности и глубины; чаще всего используется линейный подход: на одном конце ряда находятся эмоции низкой интенсивности (настроение), на другом - эмоции высокой интенсивности (аффекты) (Д. Линдсли (1960). Физиологический компонент эмоционального реагирования Эмоции - это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей6 - частоте сердечных сокращений - артериальному давлению - частоте дыхания - покраснение (побледнение) кожи - тремор рук, возможные тики - изменение потоотделения. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования Экспрессия выражается через речевые, мимические, пантомимические, жестикуляционные средства, а также через внимание к своей внешности. Мимические средства экспрессии. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Еще Леонардо да Винчи говорил, что брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача, а Л. Н. Толстой описывал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки, раскрывающих эмоциональное состояние человека (сдержанная, натянутая, искусственная, печальная, презрительная, сардоническая, радостная, искренняя и т. д.). В 1783 году в Париже была издана книга Иоганна Лафатера «Эссе о физиогномике», в которой автор строит свою классификацию лицевой экспрессии (рис. 1.2), используя фрагменты картин и рисунков художников (прежде всего Лебрена). Рейковский (1979) отмечает, что на формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора: - врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям; - приобретенные, заученные, социализированные способы проявления эмоций, произвольно контролируемые; - индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду. Наиболее часто проявляемыми мимическими паттернами являются улыбка (при удовольствии) и «кислая мина» (при отвращении). Различия в улыбке проявляются уже у 10-месячных младенцев. С возрастом ассортимент улыбок расширяется. П. Экман и В. Фризен (Ekman, Friesen, 1982) выделяют три вида улыбок взрослого человека:
Как отмечают Г. Остер и П. Экман (Н. Oster, P. Ekman, 1968), человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию. К. Изард и С. Томкинс (Izard, Tomkins, 1966), например, пишут: «Аффект есть прежде всего " лицевой", а не висцеральный феномен, и интроспективное осознание эмоции есть результат обратной связи от активации мускулов лица, которые, в свою очередь, оказывают сильное мотивацион-ное влияние на психологические функции» (с. 90). Мимические средства экспрессии изучались А. Диттменном (Dittmann, 1972), А. А. Бодалевым (1981), К. Изардом (1980), В. А. Лабунской (1986), П. Экманом (Ekman, 1973)и др. Следует учитывать, что внешние проявления эмоций, представляя собой синтез непроизвольных и произвольных способов реагирования, в большей степени зависят от культурных особенностей данного народа. Психомоторные средства экспрессии (выразительные движения). Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются целостные двигательные акты - эмоциональные действия. К ним относятся подпрыгивания при радости и сильном переживании за кого-то (например, при соревновании бегунов на короткие дистанции), кувырки и другие ритуальные действия футболистов после забитого в ворота соперника мяча, обнимание, ласкание, поглаживание и целование того, к кому человек испытывает нежные чувства или чувство благодарности, закрывание лица руками при неожиданной радости, плаче или испытываемом стыде. Очевидно, что эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения, на что указывал еще Ч. Дарвин. Многие выразительные движения также используются для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному человеку или животному, выразить свою эмоциональную оценку происходящего. Звуковые и речевые средства экспрессии. Из звуковых средств экспрессии наиболее характерными являются смех и плач. Смехявляется выразителем нескольких эмоций, поэтому он имеет разные оттенки и смысл. Одно дело, когда человек радуется, и другое - когда человек смеется при удачной шутке, комичном положении или когда его щекочут. Смех у человека начинается вдыханием, за которым следуют короткие спазматические сокращения грудной клетки, грудобрюшной преграды и мышц живота (в связи с чем говорят: «животик надорвал от смеха»). При хохоте все тело откидывается назад и трясется, рот широко раскрыт, углы губ оттягиваются назад и вверх, верхняя губа приподнимается, лицо и вся голова наливаются кровью, круговые мышцы глаз судорожно сокращаются. Сморщившийся нос кажется укороченным, глаза блестят, часто появляются слезы. Выражение эмоций в речи. Изучению изменения различных характеристик речи при возникновении эмоциональных состояний посвящено довольно много исследований (Бажин и др., 1976, 1977; Манеров, 1975, 1993; Носенко, 1975-1980; Попов и др., 1965, 1971; Таубкин, 1977; МаЫ, 1963, и др.). Установлено, что различные эмоции проявляются: - в интонации (Витт, 1965; Галунов, Манеров, 1974; Попов и др., 1966); - интенсивности и частоте основного тона голоса (Носенко, 1975; Williams, Stevens, 1969); - темпе артикулирования и паузации (Витт, 1971, 1974; Носенко, 1975); - лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторениях (Витт, 1971, 1974; Леонтьев и Носенко, 1973). Виды эмоционального реагирования С. Л. Рубинштейн (1957) - аффективные процессы подразделяются на: 1) стремления, влечения, желания 2) эмоции, чувства. Таким образом, в разряд аффективных у него попали и мотивационные образования. Оправданием этому может быть только то, что в них представлен и эмоциональный компонент. Но тогда есть опасность, что любое психологическое образование будет причислено к эмоциональным процессам. В. М. Смирнов, А. И. Трохачев (1974),: - эмоциональные реакции - эмоциональные состояния.
Е.П. Ильин: - эмоциональный тон ощущений; - эмоциональный тон впечатлений; - эмоция как реакция на событие; - настроение; - эмоциональные состояния.
|