![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие информационной технологии
Технология – это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых факторов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Информационная технология - система взаимосвязанных методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки информации на основе применения средств вычислительной техники. Цель информационной технологии - производство информации для анализа человеком и принятие на его основе решения по выполнению какого-либо действия (управленческого решения). Особенностью ИТ является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда - средства вычислительной техники и связи. Основные принципы компьютерных (новых) информационных технологий: · интерактивный режим (диалоговый или режим реального времени) работы с ПК; · интегрированность (стыковка); · гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач. · Выделяют следующие основные характеристики информационной технологии: - предметом процесса обработки являются данные; - целью процесса является получение, хранение, обработка, передача информации; - средствами осуществления процесса являются программные, аппаратные и программно-аппаратные вычислительные комплексы; - процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с данной предметной областью; - выбор управляющих воздействий на процессы осуществляется лицами, принимающими решения; - критерием оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, доступность, полнота. Основные составляющие информационных технологий: 1. Техническое обеспечение – это аппаратные средства и средства коммуникации, обеспечивающие работу ИТ. Как правило, включают персональные компьютеры, периферийные устройства, линии связи, сетевое оборудование и др. 2. Программное обеспечение (ПО) непосредственно реализует функции получения, обработки, хранения, отображения, поиска и анализа данных, обеспечивает взаимодействие пользователя с ЭВМ посредством пользовательского интерфейса. ПО находится в прямой зависимости от технического обеспечения. 3. Информационное обеспечение представляет собой совокупность проектных решений по видам, объемам, способам размещения и формам организации информации. 5. Методическое обеспечение – это комплекс нормативно методических и инструктивных материалов по подготовке и оформлению документов по эксплуатации технических средств и компьютерной сети, организации работы специалистов - пользователей и технического персонала. 5. Математическое обеспечение – это совокупность алгоритмов, математических методов, моделей обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектных работ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов проектирования и управления, методы и средства решения типовых задач экономики и управления, методы оптимизации запасов материальных ресурсов и принятия оптимальных управленческих решений. 6. Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при создании, внедрении и использовании ИТ. 7. Лингвистическое обеспечение включает совокупность научно-технических терминов и других языковых средств, используемых в ИТ, а также правил формализации естественного языка, включающих методы сжатия и раскрытия текстовой информации с целью повышения эффективности автоматизированной обработки информации и облегчающих общение человека с средствами ИТ. Информационные технологии характеризуются следующими основными свойствами: 1. Целесообразность. ИТ реализуется с целью повышения эффективности производства или иной деятельности путем автоматизации бизнес-процесс, в которых большую роль играет надежность, своевременность и полнота информации. Бизнес-процесс представляет собой систему последовательных, целенаправленных и регламентированных видов деятельности, достигающих значимых для организации результатов.
2. Системная полнота или целостность процесса. Процесс включает все элементы, обеспечивающие необходимую завершенность действий человека в достижении поставленной цели.
3. Регулярность процесса и высокая степень расчлененности его на однозначные этапы. 4. Взаимодействие с внешней средой.
5. Реализация во времени. Информационная технология должна соответствовать новым потребностям организации, реагировать на изменения бизнес-процессов и учитывать новые возможности технических средств и программного обеспечения. Поэтому после внедрения ИТ, как правило, происходит ее постоянное развитие: модификация, изменение структуры, включение новых компонентов. Классификация информационных технологий зависит от критерия классификации. В качестве критерия может выступать показатель или совокупность признаков, влияющих на выбор той или иной информационной технологии. 1. По типу обрабатываемых данных ИТ разделяются на: текстовые, табличные, графические, гипертекстовые. Информационные технологии, предназначенные для обработки одновременно нескольких видов информации (текстовой, графической, звуковой, видео и т.д.), называются мультимедийными информационными технологиями. Рисунок 1.1- Схема классификации ИТ в зависимости от типа обрабатываемой информации 2. По методам и средствам обработки данных: · глобальные ИТ включают модели, методы и средства использования информационных ресурсов в обществе в целом; · базовые ИТ ориентированны на определенную область применения: производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.; · конкретные ИТ задают обработку данных в реальных задачах пользователя. 3. По обслуживаемым предметным областям: · ИТ в бухгалтерском учете; · ИТ в банковской деятельности; · ИТ в налоговой деятельности; · ИТ в страховой деятельности; · ИТ в статистической деятельности и т.д. 4. По типу пользовательского интерфейса (рисунок 1.2). Рисунок 1.2 - Схема классификации ИТ по типу пользовательского интерфейса Наиболее наглядной классификацией информационных технологий является классификация по степени автоматизации задач управления. В соответствии с этим признаком выделяют пять основных видов ИТ: 1. Технологии обработки данных. Предназначены для решения структурированных задач, алгоритмы решения которых хорошо известны и для решения которых имеются все необходимые входные данные. 2. Автоматизация функций управления. Цель такой ИТ удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников организаций, имеющих дело с принятием решений, на основе различных видов отчетов. 3. Электронный офис. Обеспечивает организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и обработки информации. Технология автоматизации офиса строится на базе таких продуктов, как текстовые и табличные редакторы, электронная почта, электронный календарь, телеконференции, системы электронного документооборота и т.д. 4. Системы поддержки принятия решений. Обеспечивает переработку больших объемов информации и принятия решения. Особенность данной ИТ в том, что человек активно участвует в данном процессе на начальной и завершающей стадиях (вводит данные в компьютер и принимает окончательное решение на основе полученной информации), а компьютер под управлением человека создает новую информацию. 5. Экспертная поддержка. Дает возможность получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания, и принимать обоснованные решения.
|