Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свойства догматов
В православном догматическом богословии выделяются следующие свойства догматов: 1) Вероучительность. Это свойство означает, что содержанием догматических истин является учение о Боге и Его домостроительстве. По этому признаку они отличаются от других истин христианской религии (нравственных, литургических, канонических). Приведем пример этого различия: «Господь Бог наш есть Господь единый» (Мк. 12, 29) - догмат; «и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим..» (Мк. 12, 30) – нравственная заповедь. 2) Богооткровенность. Это свойство означает, что догматы не есть плод деятельности естественного человеческого разума, но результат Божественного Откровения. Этим догматы отличаются от постулатов и теорий всех прочих областей человеческого знания. Если философские, исторические и научные истины относительны и со временем могут уточняться, то догматы - это истины абсолютные и неизменные, ибо слово Божие есть истина (Ин. 17, 17) и пребывает вовеки (1 Пет. 1, 25). 3) Церковность догматов означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама «создает» догматы. Она, как " столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15) лишь безошибочно устанавливает за тем или иным учением значение неизменного правила веры. 4) Общеобязательность. С внешней, формальной точки зрения, Церковь есть некоторое организованное сообщество, принадлежность к которому предполагает согласие с основными его идейными постулатами. Поэтому признание истинности догматов – обязанность всех членов Церкви. Однако, важно иметь в виду, что общеобязательность догматов имеет глубокий духовный смысл. Церковь в своей практике долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но весьма жестко пресекает попытки искажения чистоты апостольского учения. Человек, извращающий догматы, сам себя подводит под осуждение (см. Тит. 3: 10-11), т. е. отлучает себя, в той или иной степени, от Бога. Догматы имеют непосредственное отношение к человеческому спасению, это - фундамент, на котором строится духовная жизнь христианина, условие подлинности его духовного пути. Вот как пишет об этом В.Н.Лосский: " Вся сложная борьба за догматы, которую в течение столетий вела Церковь, представляется нам, если посмотреть на нее с духовной точки зрения, прежде всего неустанной заботой Церкви в каждой исторической эпохе обеспечивать христианам возможность достижения полноты соединения с Богом ".
|