Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие элементов природного и архитектурного пейзажа в иконописи. Разница между дольним (земным) и горним(небесным) пространством показывается через позем (землю)
Разница между дольним (земным) и горним(небесным) пространством показывается через позем (землю). Позем под ногами олицетворяет «дольний» мир. Святые изображаются едва касающимися земли, тянущимися ввысь. Пейзаж всегда носит второстепенный характер – он светлее и легче чем персонажи икон. 12в. Изображается только суть Мозаика апсиды Михайловского Злотоверхого м-ря. Апостолы во время Евхаристии (Священнодействие, заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их вкушении). Под апостолами нет никакой опоры, они как будто висят в воздухе, в то время как священнослужители стоят на земле.
Дмитрий Солунский (христианский святой, почитаемый в лике великомучеников) Изображен над условной землей «поземом» (темная полоска мозаики под ногами)
Богоматерь Оранта (Молящаяся), Софийский собор в Киеве. Изображена в полный рост стоящей на коврике – орлеце (такие используют в архиерейском богослужении). Грубо говоря, орлец символизирует то, что она предстоит перед Богом как божье создание, живое существо, представитель дольнего мира.
13в
Илья Пророк в пустыне
Кирпично-красная пустыня
15 в. Новгородская школа Пейзаж становится богаче Успение Богородицы. События происходят в земном мире. В подтверждение этому на заднем плане изображены архитектурные сооружения (жилые дома Иерусалима?). Носят чисто символический характер, обратная перспектива.
Борис и Глеб Условные горки на иконе – тот же позем. Крупные фигуры святых возносятся над ними.
Положение во гроб По сюжету иконы действие происходит в погребальной пещере, выдолбленной в скале. Гроб изображен в обратной перспективе. Структурные горы изображены в виде сланцевых площадок, выполнены в более светлых тонах и кажутся легче.
16 век Пейзаж становится более разнообразным, появляются разные архитектурные элементы Благовещенье. Владимиро-Суздальский музей
Фрагмент иконы Богоматерь Боголюбская и Соловецкий чудотворец. Остров Соловки изображен в плане, на котором стоит фасад церкви.
|