Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформы Кемаля Ататюрка

I. Начало модернизации

В 1923 г. президентом Турции был избран Мустафа Кемаль. Он пользо­вался колоссальным авторитетом в стране, по праву считался освободи­телем Турции от европейской интервенции. Ореол спасителя отечества, отца нации помог ему провести радикальные реформы в кратчайшие сроки, невзирая на сопротивление приверженцев старых традиций. Главное направление, цель реформ — модернизация страны.

Это означало заимствование всего прогрессивного у европейской цивилизации и последующую его адаптацию к местным, турецким ус­ловиям. Подобные попытки не раз предпринимались в прошлом и все­гда кончались неудачей, вступая в противоречие с канонами исламской религии, которая полностью господствовала в сознании людей.

Именно мусульманский менталитет, который всегда противился чуждым идеям, предполагая, что все лучшее у них уже есть, являлся главным тормозом преобразований. М. Кемаль это хорошо понимал, поэтому и решил начать реформы с религии.

3 марта 1924 г. меджлис принял решение о ликвидации халифата. Структура, объединяющая мусульман всего мира, распалась. Халиф Абдул Меджид II и все члены семьи бывшего султана должны были покинуть страну. Распускались дервишские ордена и монастыри, лик­видировалось Министерство по делам религии и вакуфов. Сами ваку-фы национализировались. Началось сужение сферы религиозного су­допроизводства. В апреле были отменены религиозные судебные установления. Закрыты медресе. Все школы перешли в ведение Ми­нистерства просвещения.

Так проявил себя первый принцип реформ — лаицизм, т. е. свет­скость, отделение религии от государства. Правда, в принятой 20 апре-

я 1924 г. первой Конституции Турецкой Республики ислам был еще [азван государственной религией. Впоследствии, 9 апреля 1928 г., тот пункт был изъят из текста Конституции.

Согласно основному закону, Турция являлась республикой с одно-1алатным парламентом, избираемым посредством двухступенчатых)ыборов по мажоритарной системе. Были продекларированы основ-ше демократические права и свободы граждан, но все это было лишь фикцией.

В стране устанавливалась жесткая диктатура во главе с президен­том М. Кемалем. Он опирался на свой огромный авторитет в общест-зе, на поддерживающую его армию и на созданную им в 1923 г. Народ­но-республиканскую партию. Была усилена централизация. Страна эазбита на округа-вилайеты. М. Кемаль был настроен решительно проводить реформы, при необходимости используя силу для подавле­ния сопротивления.

Ликвидация халифата вызвала огромное возмущение не только в Турции, но и во всем мусульманском мире. На М. Кемаля обруши­лись обвинения в покушении на основы ислама. Даже в Турции воз­никла оппозиция в лице Прогрессивно-республиканской партии. Не­довольные были и среди недавних соратников, генералов. Они даже вынудили уйти в отставку, правда, на короткое время, премьер-мини­стра Исмет-пашу.

В феврале 1925 г. в Турции началось восстание курдов. Формаль­ным требованием стал лозунг «восстановление халифата», но на са­мом деле все было значительно сложнее. Курды составляли особую этническую группу, проживающую не только в Иране и Турции, но и на подмандатной в то время Англии территории Ирака. В годы Пер­вой мировой войны курды оказали англичанам немалую поддержку в борьбе с турками и надеялись на получение независимости. Англия отторгла от Турции часть территории, населенной курдами, в пользу Ирака (район г. Мосул на севере Ирака). М. Кемаль выдвинул пре­тензии, которые, однако, были отвергнуты окончательно в 1925 г. Ли­гой Наций, признавшей район Мосула территорией Ирака.

Несмотря на официальный лозунг — требование восстановить ха­лифат — главной причиной выступления курдов против реформ М. Кемаля была его политика отуречивания. ^С£ Х_национальных меньшинств. В этом проявлялся второй принцип реформнациона­лизм. В Турции живут только турки — такой же политики правитель­ство придерживалось еще до Первой мировой войны.

Премьер-министром вновь был назначен Исмет-паша. Принят за­кон об «охране порядка», дававший правительству чрезвычайные полномочия. В результате к апрелю 1925 г. восстание курдов было подав­лено.

Подавление выступлений курдов сопровождалось ужесточением внутриполитического режима: были закрыты все оппозиционные га­зеты, запрещена Прогрессивно-республиканская партия, проведены массовые аресты и судебные процессы. Правда, следует отметить и не­которые позитивные последствия: ликвидирован натуральный налог (ашар — «десятина»), упразднена вызывавшая возмущение в Турции табачная концессия. Так было положено начало радикальным рефор­мам М. Кемаля.

И. Продолжение реформ во второй половине 1920-х гг.

Легче всего было отменить официальные атрибуты прошлого, ввести европейские нормы в быт и культуру населения. Уже в 1925 г. введены обязательные для всех европейская одежда и головные уборы. Закон от 25 ноября 1925 г., например, квалифицировал ношение фески как уголовное преступление. Традиционность в одежде подчеркивала консерватизм турок. Вот почему М. Кемаль придавал большое значе­ние внедрению европейской моды. Через несколько лет был даже принят закон, запрещавший ношение религиозных одежд духовенст­вом вне службы. Что касается женской одежды, ношения паранджи, то никаких официальных запретов не издавалось, но сам М. Кемаль в своих выступлениях неоднократно призывал отказаться от ношения паранджи, и это возымело действие.

25 декабря 1925 г. в Турции был введен европейский календарь и ле­тоисчисление, выходным днем стало воскресенье (не пятница, как во всех мусульманских странах). Позднее, в 1934 г., в Турции вступил в си­лу закон «О введении фамилий», как это принято в Европе. Сам Муста-фа Кемаль получил фамилию Ататюрк (отец турок), его верный сорат­ник Исмет-паша — фамилию Иненю (в память о прежних заслугах).

Все это время в Турции законы перерабатывались по европейским об­разцам. 17 февраля 1926 г. меджлис утвердил Гражданский кодекс. В нем фиксировались права личности и собственности аналогично законода­тельству европейских стран. Были упразднены шариатские суды, вво­дилось судопроизводство по европейскому образцу, что повлекло за со­бой обучение и формирование кадров юридически подготовленных специалистов. В 1927 г. был принят уголовный кодекс.

Особый раздел в Гражданском кодексе посвящен правам женщин. В Турции запрещалось многоженство, вводились гражданские браки, регламентировался бракоразводный процесс, мусульманки по­лучали право выходить замуж за иноверца, разрешалось менять ве­роисповедание. Формально в кодексе провозглашалось равноправие мужчин и женщин, но требовалось время для внедрения этих норм в жизнь общества.

В 1927 г. женщины получили право работать в государственных уч­реждениях, в 1930 г. — участвовать в местных выборах, а с 1934 г. — в выборах в меджлис (в первый же меджлис было избрано 19 женщин-депутатов).

Для развития принципа национализма М. Кемаль пытался возбу­дить в людях чувство патриотизма. Этому призвана была служить кампания по внедрению нового алфавита. Требовалось отказаться от арабского письма и перейти на латинский алфавит. Правда, латин­ский алфавит не располагал всеми необходимыми знаками для пере­дачи фонетических особенностей турецкого языка, но для этого была создана специальная комиссия во главе с самим М. Кемалем, которая придумывала особые знаки.

Вскоре работа была завершена, и 7 ноября 1928 г. меджлис принял Закон о новом алфавите. Теперь началось внедрение его в жизнь. Про­водились кампании по преодолению неграмотности. Вся страна изу­чала новый алфавит, правила орфографии.

Принятие латинизированного алфавита облегчило обучение в мно­гочисленных, заново создаваемых по европейским стандартам началь­ных и средних школах, специальных и высших учебных заведениях, а также содействовало развитию научных исследований, приобщению Турции к европейской культуре и цивилизации. Однако вся кампания велась под лозунгами турецкого патриотизма.

Возбудить национальный патриотизм была призвана и кампания по развитию турецкого языка. Ее проводило Турецкое лингвистичес­кое общество. Официальная его цель — заново сформировать турец­кий язык, очистив его от чужеродных заимствований, от арабо-пер-сидских слов. Предстояло переписать заново основные литературные произведения, переложив их содержание на современный турецкий язык, с использованием новых, только турецких по происхождению слов, благо, турецкая литература невелика по масштабам. М. Кемаль предписал даже ввести богослужение на турецком языке.

Подобного рода новшества вызывали озлобление людей. Особо негативно воспринимались меры, затрагивающие чувства верующих. Начались покушения на М. Кемаля. Их участники сурово наказыва­лись. Много шуму наделал так называемый Измирский заговор 1926 г., в котором были замешаны младотурки. Поэтому неудивительно, что режим М. Кемаля проводил реформы в столь жесткой форме, силой подавляя всякие попытки к сопротивлению.

Краткий период «либерализации» наступил было в самом конце 1920-х гг. В марте 1929 г. был отменен закон «Об охране порядка», раз­решена деятельность оппозиционных партий. В августе 1930 г. на поли­тической арене вновь появилась серьезная оппозиция в лице Либераль­но-республиканской партии. Лидер этой партии — Али Фетхи-бей («западник») критиковал М. Кемаля за его экономическую политику, выступал против раздувания госсектора, требовал «большего сбли­жения Турции с Западом». Критиковалось также ограничение режи­ма свободы слова.

В поддержку Али Фетхи-бея были организованы массовые демон­страции. Правительство М. Кемаля дало «обратный ход». В конце 1930 г. все оппозиционные партии были запрещены. Народно-респуб­ликанская партия вновь стала единственной. Как отмечалось в заявле­нии правительства, «условия для демократии в стране еще не созрели».

В 1931 г. была принята новая программа Народно-республиканской партии. Она известна как программа «6 стрел»: 1) республика; 2) нацио­нализм; 3) народность; 4) этатизм; 5) лаицизм; 6) революционность — верность идеалам кемалистской революции. Программа отражала ос­новные принципы реформ и задачи на будущее. Она закрепляла струк­туру политического режима.

М. Кемаль пожизненно назначался председателем Народно-рес­публиканской партии. Все кандидаты на выборах в парламент выдви­гались им от имени партии. Политика радикальных реформ была про­должена и в 1930-е гг.

III. Социально-экономическая политика М. Кемаля

Одним из кардинальных принципов реформ был этатизм. В эконо­мической жизни это означало ведущую роль государства. Оно должно было нести ответственность за состояние национальной экономики и социальное благосостояние людей.

Это была давняя традиция исламской цивилизации: власть регу­лировала все экономические процессы. Частная жизнь не имела га­рантий от вмешательства. В бизнесе выделялись, в основном, лица нетурецкой национальности: евреи, армяне, греки, выходцы с Кав­каза — их всегда могли подвергнуть репрессиям. Быстро развить на­циональную экономику, создать современную промышленность можно было лишь в условиях госсектора. Государство должно было сократить и экономическую зависимость от других стран.

Главным направлением экономической политики правительства в 1920-е гг. был выкуп у иностранных владельцев промышленных предприятий, объектов инфраструктуры, железных дорог. В руки го­сударства переходили и некоторые концессии, принадлежавшие ра­нее иностранцам.

В 1928 г. Турции удалось достигнуть соглашения с держателями об­лигаций старых долгов, согласовать общую сумму долга, размеры еже­годных выплат. На этих условиях можно было рассчитывать на полу­чение новых займов от Европы. Позднее, в 1933 г., Турция добилась сокращения общей суммы долга и облегчения условий его выплаты. Стало возможным расплачиваться по долгам не только валютой, но и товарами традиционного турецкого экспорта. Это привело к тому, что выплата внешних долгов пошла быстрее. Окончательно Турция расплатилась со старыми долгами к 1944 г.

В 1929 г. закончился 5-летний срок, в течение которого по Лозанн­скому договору Турция должна была сохранять низкие таможенные пошлины. В том же году был принят Закон о таможенных тарифах, который дал возможность Турции ввести протекционистские пошлины, защитить свою молодую промышленность, что было очень важно в условиях начавшегося мирового экономического кризиса.

Кризис привел к падению цен на сельскохозяйственную продук­цию — главную статью экспорта Турции. Это усугубило финансовый паралич, вызвало острую нехватку валюты. Правительство в 1931 г. вынуждено было резко ограничить импорт. Введены специальные списки ввозимых товаров. В результате импорт сократился вдвое, что ослабило иностранную конкуренцию.

В государственном секторе создавались новые крупные предприятия, строились железные дороги, порты, развивалась прочая инфраструкту­ра. Началась ликвидация иностранных концессий. Некоторые были просто аннулированы, большинство же — выкуплены государством.

В 1930 г. был создан Центральный республиканский банк. К нему перешли выкупленные у Оттоманского банка акции и право денеж­ной эмиссии. Банк стал главным средством регулирования турецкой экономики в руках государства: он направлял инвестиции главным образом в государственный сектор. За годы выполнения первого пя­тилетнего плана (1933—1938) объем продукции, произведенной в гос­секторе, в стоимостном выражении вырос втрое.

Все вопросы координировало Министерство экономики. Оно фи­нансировало предприятия государственного сектора через систему государственных банков, которые специализировались на различных отраслях: «Сюмербанк» — на обрабатывающей промышленности, «Этибанк» — на добывающей промышленности и энергетике; были банки, обслуживающие металлургические заводы, пароходные ком­пании и т. д. Все эти банки участвовали и в управлении государствен­ными предприятиями.

Перемены в аграрном секторе были скромнее. Помимо отмены на­турального налога в начале 1920-х гг. проводилось наделение беззе­мельных крестьян землей из государственного фонда (за счет земель, экспроприированных у греков, армян и курдов). Всего было распре­делено 700 тыс. га земли. Введена единая система аренды. Правитель­ство пыталось создать условия для повышения товарности сельскохо­зяйственного производства, увеличить сборы хлопка, табака и других экспортных культур. В годы мирового кризиса проводились государ­ственные закупки сельскохозяйственной продукции, чтобы поддер­жать уровень цен. Для финансирования крестьян был создан Сель­скохозяйственный банк.

Государство в Турции традиционно строго контролировало цены: еще в 1920-е гг. были установлены государственные цены на отдель­ные виды сельскохозяйственных продуктов (табак, свеклу, пшеницу). В 1936 г. принят закон «О контроле за ценами на промышленные из­делия». По «Закону о национальной защите», принятому в Турции в 1940 г., власти взяли на себя право определять себестоимость про­дукции, норму прибыли, масштабы транспортных и накладных расхо­дов. Такого рода жесткий контроль за экономическими процессами сохранялся в Турции вплоть до 80-х гг. XX в.

Традиционной была в Турции и забота государства о социальном благосостоянии. Тем более что с 1925 г., согласно закону «об охране по­рядка», деятельность профсоюзов запрещалась. Тоталитарное государ­ство должно было взять на себя заботу о людях. Оно регулировало це­ны и условия труда, не допуская массовой безработицы и увольнений.

В 1936 г. был принят всеобъемлющий «Закон о труде». Он устанав­ливал 8-часовой рабочий день, ограничивал сверхурочные работы, регламентировал условия труда, в частности — запрещал тяжелый труд для женщин и подростков. Вводились и социальные льготы: оп­лата в случае болезни и отпусков по беременности и т. д. Правда, дея­тельность самих рабочих в поддержку своих интересов была строжай­ше запрещена. К примеру, нельзя было бастовать. Но и рабочие защищены были от локаутов.

Режим М. Кемаля, несомненно, способствовал достижению успе­хов в реформаторской политике. Разумеется, он был тоталитарным, опирался на силу, но в условиях господства в обществе идей ислама трудно себе было представить другие пути.

Сам М. Кемаль в 1936 г. заболел и начал постепенно отходить от дел. Очевидно, в связи с болезнью стал портиться его характер, нача­лись трения с ближайшими соратниками. 25 октября 1937 г. подал в от­ставку И. Иненю. 10 ноября 1938 г. М. Кемаль умер.

Новым президентом был избран И. Иненю, который и стал до­стойным продолжателем реформ, хотя и не обладал такой же хариз­мой, как Мустафа Кемаль.

Выводы

/. Радикальную перестройку М. Кемаль начал с устранения главного тормоза на пути реформ — ислама. Он мог себе это позволить, опираясь на свой огром­ный авторитет и военную силу, хотя абсолютное большинство населения в стране — мусульмане.

2. В течение 10 лет в Турции произошли реформы, кардинально изменившие об­лик страны. Главные принципы реформ: лаицизм, национализм, этатизм.

3. В экономике М. Кемаль отводил ведущую роль государству. Он всемерно рас­ширял госсектор, регулировал цены, скупал акции иностранного капитала, обеспечивал приоритет национального производства. Одновременно государ­ство опекало граждан, следило за их благосостоянием.

4. Во внешней политике М. Кемаль стремился к всемерному укреплению нацио­нального суверенитета. С этой целью он стремился поддерживать равные отношения со всеми, руководствуясь лишь собственными интересами Турции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Международный форум
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал