![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие процесса управления
Управленческая деятельность предусматривает выполнение определенных функций Каждая функция направлена?? на решение специфических и сложных проблем, стоящих перед организацией в ее деятельности На сегодня в теории у управления имеющиеся весьма большие расхождения в определении функций, их дифференциации и классификации Чаще всего в основу классификации кладется степень проявления той или иной функции в управленческой деятель ности По этому признаку выделяют общие и частные (отдельные) функции К общим относятся функции прогнозирования, планирования, организации, мотивации, контроля и координации (регулирования) Общие ф ункции определяют только вид управленческой деятельности независимо от места его возникновения Они присущи управлению любой организацией и любым процессом в организации и в своей совокупности составляет ют управленческий циклй цикл: • принятие управленческого решения; • реализация принятого решения; • контроль за реализацией решения Взаимосвязь общих функций управления и их взаимодействие в процессе осуществления управленческого цикла может быть изображена в виде схемы, приведенной на рис 13 Отдельными функциями менеджмента определяются виды деятельности, которые обусловлены горизонтальным разделением управленческого труда в организациях и отражают их специфические особенности К таким функциям относятся жать управления инновациями, производством, финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом и ин. Разделение функций на общие и конкретные является условным, поскольку в действительности они не обособлены, а тесно переплетаются, взаимно проникая и дополняя друг друга При этом общие функции имеющиеся в каждой и конкретной функцииї. частности, задача приспособления производства к требованиям и спросу рынка требует выполнения функции маркетинга, в рамках которой решается задача определения основных направлений и пропорций развития производ тва (функция планирования); задача налаживания организационных отношений между различными подразделениями для реализации управленческих решений и достижения запланированных результатов (функция организации) зав дания определения хода реализации управленческих решений (функции контроля и регулирования) Содержание каждой общей функции определяется спецификой задач, которые решаются в рамках соответствующей конкретной ф УНКЦї. В процессе выполнения функций менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организуя работу, мотивируя работников, которым поручается выполнение работы, контролируя т и координируя их действия Так, планируя будущую деятельность, менеджеры определяют ее цели, способы их реализации и ресурсы, необходимые для их достижения В процессе организации деятельности принимаются Рише ния относительно организационной структуры, организации производственного процесса, распределения работ среди исполнителей и обеспечение их выполнения необходимыми средствами и т.д. Контроль предусматривает принятие решений по вы бора системы контроля (масштабов, периодичности, форм контроля), анализа полученной информации и осуществления корректирующих действий Итак, в основу процесса управления возложено принятие управленческих решений Начальный импульс для принятия решения дает информация о состоянии параметров объекта управления Информация поступает благодаря налаженным коммуникационным процессам целом содержание процесса управления орган изация можно изобразить схемой, приведенной на рис 1 рис. 14. Процесс принятия управленческих решений происходит циклически Он начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданием и заканчивается принятием и реализацией решений, благодаря которым можно а эти отклонения ликвидироватьи. Управленческий процесс - это комплекс взаимосвязанных операций, выполняемых в определенной последовательности и направлены на решение конкретных проблем и достижения поставленных целей Центр этой деятельности насчитывает три элемента процесса управления: проблема, ее решения и люди, участвующие в процессе на всех его этапах Рассмотрим их подробнее Проблема - это разрыв между желаемым состоянием (прежде всего целями) объекта управления и его фактическим состоянием Решение проблемы - средство преодоления такого разрыва, выбор одного из многих направлений действий, позволяющих у перейти от фактического состояния в бажаного. важный вопрос управленческой практики заключается в том, как организация может выявлять свои проблемы и как она их может решать Каждое хозяйственное решение должно направляться на определенную проблему, а п правильное ее решение - это такое, что дает максимум выгод для организацииї. Итак, проблемы возникают, когда в организации складывается ситуация, которая отличается от запланированной Ситуация описывается совокупностью факторов и условий как внутреннего, так и внешнего характера К внутренним факторам, которые зависят от самой организации, принадлежат ее цели и стратегия, технология и ресурсы, структура производства и управления и т.д. Они формируют организацию как систему, поэтому изм мина одного из них приведет необходимость принятия мер, которые бы сохранили организацию как целостную систему Внутренними факторами, которые могут вызвать проблемы, есть и отклонения в запланированных темпах и обс ягах работ, которые возникают из-за неправильных действий персонала, отсутствие у работников исполнительской дисциплины или нечеткое разграничение между ними полномочий Эти проблемы обусловлены недостатками самой системы и управления и их необходимо своевременно выявлять, устранять и исключать их появление в будущейому. Действие внешних факторов подробно рассматривалась ранее Они являются составными среды, в которой функционирует организация и могут быть как прямыми, так и опосредованными, как угрожающими для нее, так и создам юват новые возможности частности, изменение вкусов и приоритетов потребителей может породить серьезные проблемы со сбытом и организация будет решать их, не просто отказываясь от выпуска привычной продукции, но и думая о возможности ее модификации или о переходе на другие рынкики. Очень часто новые проблемы кроются в изменении действующего законодательства, налоговой системы и т.д. Выявление проблем теперь обеспечивает возможность прогнозировать проблемы в будущем, а следовательно, предупреждать несподив вана их появление и увеличивать время для подготовки соответствующих реь. Решение - это творческий процесс выбора одной или нескольких альтернатив из множественности возможных вариантов (планов) действий, направленных на достижение поставленных целей Решение определяют следующие факторы: • кто и что должен осуществить; • в какие сроки; • с которыми затратами труда и средств; • в каком порядке; • которому распределением обязанностей, прав и ответственности; • при которой контроля; • каких результатов следует ожидать Важным элементом процесса управления являются люди, которые принимают в нем участие и принимают самые разнообразные по содержанию, значению и характеру решения Характер основных решений менеджера зависит от его ми исця в системе иерархических отношений организации, а также от предметного круга функций, которые закрепляются за ним в этой организации Причем, чем выше иерархический уровень менеджера, тем в большей степени в его деятельности имеются функции стратегического планирования, а чем ниже - тем больше управленческие функции касающихся непосредственного выполнения работы рис 15) В частности, руководители высшего уровня определяют общие направления деятельности предприятия, принимающие ключевые решения относительно текущих дел, разрабатывают стратегию, формируют политику организациизації. Руководители среднего звена разрабатывают планы для осуществления общих задач, установленных высшим руководством, вносят предложения по улучшению работы возглавляемого ими подразделения и организации в эти илому, координируют работу руководителей низшего звена В их работе преобладает решения тактических задач Руководители низового звена (менеджеры-контроллеры) отвечают за выполнение производственных заданий, за б езпосередне использования выделенных ресурсов, контролируют работу исполнителей, реализуют планы, разработанные на высших уровнях управления Они решают преимущественно оперативные задачиння. Лица, принимающие решения, называются субъектами решение Это могут быть как отдельные менеджеры, так и группы работников, которые имеют соответствующие полномочия для принятия решений Соответственно различают индивидуальные и групповые методы принятия решений, у каждого из которых есть свои недостатки и преимущества частности, индивидуальным решением присущ высокий уровень творчества, они принимаются быстрее, поскольку не нуждаются согласований Но они чаще оказываются ложными ими, более рисковыми, что связано со сложностью и непредсказуемостью среды, в которой действуют современные организации Именно поэтому сегодня отдается предпочтение групповым решением К группам привлекаются специальностей эти в тех сферах, которые касаются проблемы, возникшей в организации Групповая работа обеспечивает разностороннее исследование проблемы, усиливает мотивацию и ответственность каждого ее члена, уменьшает процент п омилок, обеспечивает многовариантность разработок Результаты групповой работы обычно лучше воспринимаются членами организации по сравнению с индивидуальными решениями, поскольку считаются Показ ають мнению коллектива время групповые решения имеют и свои недостатки - большие затраты времени вследствие необходимости согласования различных взглядов на проблему и отсутствие четкой ответственности за приня ття окончательное решениео рішення. 16.Эффективность менеджмента и ее оценка
17.Управление и менеджмент: сходства и различия Определение менеджента и управления Менеджмент – это способ моделирования и использования социально-экономических систем, при котором во главу угла ставится эффективность распределения ресурсов. Главная задача менеджера – создание самоорганизующейся системы, которая будет воспроизводиться и развиваться в любых условиях. Для этой цели используются передовые управленческие подходы и прогрессивные технологии. Главный критерий качества – это эффективность, то есть достижение целей при использовании минимального количества ресурсов.
Управление – это целенаправленная человеческая деятельность, направленная на упорядоченность процессов труда и производства. Управлять можно чем и кем угодно: человеком, автомобилем, проектом, базой данных, юридическим лицом. В современной науке управление противопоставляется менеджменту как система устаревших инструментов. Если проект функционирует успешно, то говорят о хорошо отлаженном менеджменте. Если наблюдаются сбои в реализации решений и необходимости их продавливания, то говорят о «ручном управлении». Сравнение менеджмента и управления Итак, сходства и различия понятий зависят от конкретной ситуации. Управление – это общий процесс, менеджмент – частный. Профессиональные организаторы и управленцы используют набор инструментов, идеально подходящий для конкретной ситуации. Управление в первую очередь опирается на практику, в то время как менеджмент – на теорию. Отличаются и подходы к оценке качества труда, распределения ресурсов. Применимо к современному миру, менеджмент – это научно обоснованные методы воздействия на социально-экономические системы. Разница между менеджментом от управлением 1. Масштаб. Управление – процесс более древний и ёмкий, нежели менеджмент, который является лишь частью управленческих механизмов. 2. Оценка качества. Главный критерий эффективности для управления – достижение цели. Если речь идёт о менеджменте, то здесь оценка качества проводится иначе. В расчёт принимается как соблюдение правил игры (принципов и методов, определённых системой), так и эффективность распределения ресурсов (достижение целей при минимальных затратах). 3. Научная дисциплина. Менеджмент – это наука, обладающая своим предметом и методом, управление – это множество наук, характеризующихся различными предметами и методами. 4. Коммерческая составляющая. На практике понятие «менеджмент» чаще всего используется применительно к прибыльным проектам, а управление – к любым процессам воздействия субъекта на объект.
18. цели и задачи менеджмента как сферы практической деятельности Цели и задачи менеджмента: 19.Менеджмент как наука и искусство Как уже говорилось, менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний — науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению, в XX в.[1] Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, устанавливает связи между причиной и следствием, выявляет факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении, которые позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Они служат опорой при постановке задач и при осуществлении управленческой практики. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления [34]. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и многообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, — это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях — ведь каждый работник обладает своим особенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Современный менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый процесс, в основе которого — личностный талант профессиональных управляющих по использованию научных и практических знаний и постоянный механизм их пополнения и обновления. Другими словами, это развитие качеств и способностей менеджеров, направленных на достижение целей организации, применение ими профессиональных знаний в практической работе на основе постоянного взаимодействия с работниками и создание среды для наиболее полного раскрытия их потенциала (под средой понимается чаще всего организационная культура). Историческое разграничение понятий «наука» и «искусство» произошло значительно раньше — уже в XVIII в. Под искусством понималось «прекрасное», «чувственное», «эстетическое»; под наукой — «разум», «логика» и проч. 20. Основные теории менеджмента и их развитее Основные теории менеджмента предлагают конкретные меры по его совершенствованию на основе массовых форм привлечения работников к участию в управлении. Так, Д. Мак-Грегор выдвинул " теорию Х" и " теорию У", характеризующие различные представления управляющих об отношении работников к труду. Одной из основных теорий менеджмента является теория мотивационной гигиены Ф. Герцберга. В ее основе лежит тезис о том, что труд, приносящий удовлетворение, способствует психологическому здоровью человека. В соответствии с этой теорией такие факторы, как трудовые успехи, признание заслуг, собственно процесс труда, степень ответственности, служебный и профессиональный рост, усиливают позитивные мотивы поведения человека, поскольку повышают уровень его удовлетворенности своей работой. Однако мотивация труда может быть и негативной, т. е. могут действовать факторы, которые препятствуют удовлетворенности работника трудом (отсутствие гарантий сохранения работы, недостаточно высокий социальный статус, неэффективная трудовая политика администрации, неблагоприятные условия труда, неудовлетворительные межличностные отношения и др.). Неудовлетворительное качество продукции, низкая производительность труда, текучесть кадров связаны с этими факторами и во многом могут объясняться именно теорией мотивационной гигиены. Создатель теории иерархии потребностей А. Маслоу классифицирует цели индивидуума по степени значимости, что дает возможность объяснить характер влияния внешних и внутренних факторов на поведение человека. Им выделены пять видов потребностей: физиологические потребности — потребность в безопасности — потребность в принадлежности к социальной группе — потребность в уважении к себе — потребность в самоутверждении. Все они могут проявляться одновременно, но удовлетворение последующих видов потребностей возможно только при удовлетворении предыдущих (начиная с физиологических). Создатель теории организационных модельных систем Р. Лайкерт считает, что ценность человека можно измерить и человеком можно управлять так же, как " физическими капиталами". Автор теории группового обучения С. Арджирис утверждает: обучение в психологической обстановке, максимально приближенной к профессиональной деятельности, наиболее эффективно. Эта теория широко распространена в американских университетах и школах бизнеса. Авторы теории стрессового баланса Р. Блейк и Дж. Мутон особое внимание уделяют балансу между производственными и социальными потребностями. Таким образом, теории Ф. Тейлора, А. Файоля и других зачинателей научного менеджмента относятся к классическим теориям организации управления. Неоклассические теории исходят из возрастающей роли человека в процессе производства и в жизни общества. Эти теории характеризуются следующими основными моментами: мотивы, неформальная организация, коммуникация и участие. В основе современных теорий организации, вытекающих из теории систем, лежат четыре функциональных принципа: функция достижения цели, приспособление системы к окружению, интеграция всех частей системы и регулирование внутреннего напряжения в системе. Наиболее полно современная теория организации управления представлена у Г. Хикса и Р. Джулета, которые предложили следующие основные характеристики: системный подход, динамичный характер процесса, многомерная структура с большим количеством уровней, многосторонняя мотивация, стохастический характер поведения, мультидисциплинированность, большое количество переменных, адаптация к изменениям. 21.Принципы менеджмента Принцип менеджмента — это закономерности, в рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, проявляющиеся при постановке практических задач управления. Иными словами, это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются управленцы (менеджеры) в практической деятельности. 22.Основные функции менеджмента Функции менеджмента. Концепция – идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции. Прогноз – научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении. Программа – законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследованиях. Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления – формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов. Организация как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение – постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом. Цели – конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением структурной деятельности. Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы выступают воздействующими стимулами. Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия. Стратегия управления разрабатывается на длительный период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям. Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений. На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий. По таким критериям различают линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные (планово-экономический отдал), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий. Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей – интересы людей – мотивы деятельности – действия людей. В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие. Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов – ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы. Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура. Стимулирование – основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм. Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику – размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. О недейственности экономических стимулов в период спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России на стадии реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36 раз) между богатыми и бедными. Зарубежные модели менеджмента, ориентированного на высокие показатели, опираются на два ключевых стимула: участие персонала в распределении прибыли и переход предприятия в собственность работников. В литературе приводятся примеры попыток применения американскими фирмами некоторых японских систем, например кружков качества и статистического контроля производственного процесса, которые оказались малоуспешными из-за резких различий в культуре американских и японских компаний. Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе. Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области контроля должен быть организованным и доброжелательным, что может дать больший эффект, чем жесткий контроль и жесткие санкции, хотя последнее во многом определяется видом работ, самостоятельностью выполнения и другими ситуационными факторами. Во всяком случае менеджеры отвечают за эффективность своих решений материально, административно, морально, т.е. своим престижем и карьерой. Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью и через деятельность людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие. 23. управление персоналом и его место в современном менеджменте Управление персоналом является сложной и многоплановой работой. Персонал организации – это люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, наличие которых отличает их от вещественных факторов производства. Управление персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кадрового потенциала и потребности организации в персонале. Управление персоналом организации охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения кадров: · наем, отбор, прием и расстановка персонала; · деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; · профориентация и трудовая адаптация персонала; · мотивация трудовой деятельности персонала и его использования; · организация труда и соблюдение этики деловых отношений; · управление социально-трудовыми конфликтами и стрессами; · обеспечение безопасности персонала; · управление нововведениями в кадровой работе; · обучение, повышение квалификации и переподготовка работников; · управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; · управление поведением персонала в организации; · управление социальным развитием персонала; · высвобождение персонала организации. Управление персоналом организации предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки деятельности подразделений системы управления организацией, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом, аудита персонала. Все эти вопросы находят свое отражение в философии управления персоналом организации. Философия управления персоналом – философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснении лежащих в основе управления персоналом идей и целей. В частности, философия управления персоналом рассматривает процесс управления персоналом с логической, психологической, социологической, экономической, организационной и этической точки зрения. Философия управления персоналом организации является частью философии организации, ее основой. Философия организации – это совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая всем персоналом и подчиненная глобальной цели организации. Сущность философии управления персоналом организации заключается в том, что работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации. Для этого необходимы условия для установления справедливых, равноправных, открытых, доверительных взаимоотношений в организации. Концепция управления персоналом организации – это система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации. В современном мире человек в системе менеджмента является очень важной составляющей, поскольку главным богатством любого предприятия являются люди. И при этом примечательно, что человек становится не только наиболее значимым «элементом» любой организации, но и самым дорогостоящим, потому что, в отличие от машин, в его обучение и дальнейшее совершенствование необходимо постоянно вкладывать деньги. Многие руководители производственных предприятий, когда хотят особо подчеркнуть размах деятельности своей компании и ее вес на рынке, рассказывают не об объеме их производственных мощностей или финансовом потенциале, а о количестве работников, занятых на производстве и в системе менеджмента. Хорошее руководство компании стремиться использовать потенциал каждого работника в полной мере, с максимальной отдачей, при этом создавая на производстве наиболее комфортные условия для работы и для постоянного совершенствования их технических навыков. Любой сотрудник, работая на каком-либо предприятии, входит в систему управления. Человек в системе менеджментаобязательно кому-нибудь подчиняется, исполняет чьи-либо указания или распоряжения, а также в его подчинении также может кто-то находиться. Место в существующей на предприятии системе менеджмента качестваопределяется характером поведения сотрудника. В свою очередь, на характер его поведения в значительной степени оказывают влияние сочетание полномочий и функций. Также такое сочетание определяет структуру ценностей работника и его отношение к другим членам коллектива. Как можно судить из проведенных социологических исследований, которые проводились с целью выявления скрытых мотивов поведения человека в различных ситуациях, он, в основном, ведет себя так, чтобы в первую очередь соблюсти собственную выгоду и цели. Также он выполняет поставленные задачи основываясь на собственном представлении окружающей обстановки и своего места в ней. Что касается представления о собственных интересах, то они нередко формируются исходя из общественного или коллективного мнения. Но в любом случае, для того, чтобы служащий стал воспринимать их как побудительные мотивы к действию, они должны им восприниматься как свои собственные цели. В данном случае под собственными интересами сотрудника не следует воспринимать только финансовые интересы, так как в большинстве случаев это может быть интерес к производственному процессу, желание карьерного роста и самоутверждения, творческие интересы, а также личное отношение к коллективным интересам. Если судить по данным этих исследований, то напрашивается вывод, чточеловек в системе менеджмента преследует только собственные цели. Они могут совпадать с целями, поставленными перед предприятием, или же противоречить им. И в таком случае, поведение сотрудников носит во многом дезорганизующий характер. Следовательно, можно сделать вывод, что в любой социальной системе люди являются дезорганизующим фактором. Но если посмотреть с другой стороны, то именно сотрудники компании и создают такую организационную систему, организовывают производственные связи в системе менеджмента с другими работниками для выполнения общих задач. Таким образом, можно сказать, что именно люди являются мыслящим элементом любой технической и социально-экономической системы, в которую входит и предприятие. В этом случае человек выступает в качестве организующего и направляющего фактора.
24.Сущность и роль управленческого решения в менеджменте
Что отличает управленческое решение, принимаемое менеджером от решения обычного человека? Менеджер принимает решения исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблемы конкретной организаций и его решения, последствие этих решений могут существенно повлиять на жизнь многих людей, сотрудников, клиентов, партнеров. Менеджер готовит и принимает решения в рамках своей служебной деятельности. Такая деятельность характеризует его труд как руководителя, который лично принимает решения или организует работу сотрудников по подготовке, распределению решений по уровням системы управления (см. приложение № 3) и реализации различных управленческих решений. Поэтому ошибки в принятии управленческих решении могут привести к большим негативным последствиям. И в связи с этим закономерным является требование к повышению эффективности управленческого решения на основе научного подхода к их формированию, выбору, определению норма - правовых критериев (стандартов, правил, кодексов). В теории принятия управленческих решении используются термин - «лицо, предпринимающее решения» (ЛПР)- это может быть один человек - индивидуальное ЛПР или группа людей - групповое ЛПР. Например, совет директоров, учредителей, акционеров словом группа людей, определяющая цели и пути развития организации или предприятия. Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения. На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения. Информация часто бывает избыточной или просто не нужной, следовательно, необходимо уметь выделять нужную информацию, она называется релевантная информация – информация, имеющая непосредственное отношение к проблеме. Подобная информация становится базовой при принятии управленческого решения, по этому должна быть максимально точной. На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения. В процессе принятия решения всегда найдутся множество разнообразных вариантов решения проблемы. Например, как в старинных русских сказаньях, про добрых молодцев ищущих счастья и стоящих на распутье около камня, на котором написано «направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь - голову потеряешь, прямо пойдешь - мечту свою найдешь», такое множество вариантов предлагаемых для решения проблем называется альтернативой. Выбор альтернативы – это выбор наилучшего варианта решения. Причем варианты могут быть направлены как на изменения ситуации, таки на сохранения существующего положения. На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах. Управленческое решение – это выбор а
|