![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности восприятия
Апперцепция (избирательность восприятия). Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, о конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (направленности, интересов, богатства духовного мира и т.п.), называется апперцепцией. При предъявлении испытуемым незнакомых фигур на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект. В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизируются следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Например, восприятие картины, мелодии, книги у разных людей отличается своеобразием. Иногда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют объектом восприятия, а все остальное – фоном. Иллюзии восприятия. Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Иллюзией называют неправильное, искаженное восприятие.
О зрительных иллюзиях хорошо знают художники, архитекторы, портные. Они используют их в своей работе. Например, портной шьет платье из ткани в полоску. Если он расположит ткань так, чтобы полоски шли вертикально, то женщина в этом платье будет казаться выше ростом. А если «положить» полоски горизонтально, то хозяйка платья покажется ниже и толще. Иллюзии наблюдаются не только при зрительном, но и при других видах восприятия. Если подержать руку в очень холодной воде, а потом опустить ее в теплую, то будет казаться, что рука попала чуть ли не в кипяток. Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким. Наблюдение. Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей – воспринять данный объект. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное (целенаправленное), планомерное восприятие объектов и явлений, в познании которых человек заинтересован, называется наблюдением. Наблюдать – значит не просто смотреть, а рассматривать, не просто слушать, вслушиваться, прислушиваться, не просто нюхать, принюхиваться. Наблюдение всегда осуществляют с определенной познавательной целью. Оно предполагает ясное представление задач и предварительную разработку плана его осуществления. Также наблюдение предполагает большую активность личности, которая выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Исключительно большую роль играет отношение человека к наблюдению. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитию наблюдательности. Наблюдательность – это свойство личности, заключающееся в умении наблюдать и подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека. Так, без внимательных постоянных наблюдений невозможно педагогу глубоко понять психологические особенности ребенка и наметить правильные пути его развития и воспитания. Разработаны различные рекомендации и схемы по ведению наблюдений за особенностями психического развития учащихся, предназначенные для учителей [см.: Б.С.Волков, Н.В.Волкова. Методы исследований в психологии. – М., 2002.]
|