![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет темперамента детей в учебно-воспитательной работе
Прежде чем перейти к рассмотрению данного вопроса, следует оговориться, что нет лучших и худших темпераментов – каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление (что, в принципе, невозможно), а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. С целью оптимизации обучения и воспитания педагогу важно в своей деятельности учитывать возможный тип темперамента своих воспитанников. Вот какие советы дает Р.М.Грановская: - при работе с холериком: полезно контролировать деятельность холерика как можно чаще, в работе с ним недопустима резкость, несдержанность, так как они могут вызвать отрицательную ответную реакцию. В то же время любой поступок его должен быть требовательно и справедливо оценен. При этом отрицательные оценки необходимы лишь в энергичной форме и настолько часто, насколько это требуется для улучшения результатов его работы или учебы; - при работе с сангвиником: перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность и систематически поощрять его усилия; - при работе с флегматиком: флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя быстро переключать с одной задачи на другую; - при работе с меланхоликом: в отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и повышенный тон, ирония. О проступке, совершенном меланхоликом, лучше поговорить с ним наедине. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Необходимо помнить, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений (люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов). Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темперамента: И.А.Крылов и М.И.Кутузов – флегматики, А.С.Пушкин и А.В.Суворов – холерики, М.Ю, Лермонтов и А.И.Герцен – сангвиники, поэт В.А.Жуковский, Н.В.Гоголь и П.И.Чайковский – меланхолики.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое темперамент? 2. Откуда произошли названия темпераментов? 3. Назовите конституционные типологии. Дайте им краткую характеристику. 4. Что является основанием для выделения типов темперамента в учении И.П.Павлова? Дайте характеристику нервной системы сангвиника и меланхолика. 5. Выделите основные психологические свойства темпераментов. 6. Сравните флегматика и меланхолика. 7. Обоснуйте положение о том, что нет лучших и худших темпераментов. 8. *Покажите, в каких из названных видов деятельности и почему будут более эффективны люди определенного типа темперамента: 1) индивидуальная научная деятельность; 2) вербальное общение; 3) групповая спортивная игра; 4) литературная деятельность; 5) спасение в экстремальной ситуации.
Литература
1. Белоус В.В. Темперамент и деятельность: Уч. пособие. – Пятигорск, 1990. 2. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001. – С.149-204.
|