![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сензитивные периоды развития специальных способностей
Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А.Моцарт, обнаруживший незаурядные способности уже в 3 года, Ф.Й.Гайдн – в 4 года, Я.Л.Ф.Мендельсон – в 5 лет, С.С.Прокофьев – в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у С.Рафаэля – в 8 лет, у Б.Микеланджело – в 13 лет, А.Дюрера – в 15 лет. Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объясняется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития высших психических функций, прежде всего мышления, которое формируется в более позднем возрасте – подростковом. Однако, знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключений. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет. В области научного творчества способности выявляются существенно позднее, чем в других сферах деятельности, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности. Необходимо помнить, что любые творческие способности сами по себе не превращаются в творческие свершения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Назовите основные идеи Б.М.Теплова, которые легли в основу определения способностей. 2. Какие характерные закономерности проявления способностей вы знаете? 3. В чем заключается компенсация способностей? 4. Назовите основные подходы к природе способностей. 5. Объясните многозначность задатков. 6. Что собой представляет структура способностей? Какие качества входят в структуру способностей? 7. Подберите примеры, иллюстрирующие виды способностей. 8. Определите взаимосвязь способностей и личности. 9. * 1) Попытайтесь найти ответы на «вечные» вопросы. А. Талант владеет человеком или человек – талантом? (Ф.М.Достоевский). Б. В семье растут два ребенка. У одного есть способности к музыке (рисованию. Математике и т.п.), а у другого – нет. Почему? 2) Разработайте структуру педагогических способностей. Литература
1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб., 2001. – С. 385- 480. 2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984. 3. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 1971. 4. Одаренные дети. – М., 1991. 5. Способности и склонности. Комплексные исследования. – М., 1989. 6. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. – М., 1985. – В 2 т. – Т. 1. – С. 15-41. 7. Хеллер К.А., Перлет К., Спервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. – 1991. - № 2 – С. 120-127.
|