![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Взаимосвязь воли с другими сторонами психики
Воля тесно связана со всеми другими сторонами психики: с потребностями, интересами, способностями, мировоззрением, познавательными процессами, чувствами. Если человек, например, глубоко убежден в правильности своих действий, то он может приложить максимальные усилия воли и преодолеть большие трудности. Чувства оказывают на волю двоякое влияние: они могут ее подкреплять, но могут ее и ослаблять. Положительные чувства в большинстве случаев укрепляют волю, а отрицательные – ослабляют. Волевой человек в состоянии управлять своими чувствами. Воля тесно связана с характером, а именно, с силой характера. Его твердостью, решительностью, настойчивостью, целеустремленностью. С другой стороны. Характер включает те свойства им действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля. От воли зависит проявление способностей. Человек может быть очень одаренным, но если у него слабая воля, он не использует свой талант. Проблема воли – одна из сложнейших проблем в психологии. Ее исследование имеет длительную историю, существуют различные научные представления о сущности воли, различные подходы к пониманию ее развития и места в общем психическом облике человека. В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (1998), анализируя различные научные подходы к решению проблемы воли, отмечает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области психологических знаний: 1. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности. 2. Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции. 3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в группе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, убеждений личности, необходимых личностных качеств. 4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления, воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом. 5. Первичное волевое действие – это действие заданное и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер. 6. Волевая регуляция – это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляются предвидение и оценка последствий собственной активности. (см.: Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., 1998. – С. 70).
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какова роль общего развития человека в волевой регуляции его поведения и деятельности? 2. В чем заключается основная функция воли? 3. На примере взятом из жизни, дайте анализ волевого действия. 4. Познакомьтесь с положениями о волевой регуляции В.А.Иванникова и проанализируйте их. 5. *Переведите на язык современной научной психологии следующие афоризмы. 1) Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти. (Бальзак). 2) Сколько дорог избирает и сколько находит доводов сердце, чтобы достичь того, к чему оно стремится. (Дюма-сын). 3) Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней. (Плиний Младший). 6. * Составьте план наблюдения, целью которого являются особенности волевой регуляции ребенка младшего школьного возраста.
Литература
5. Экспериментальные исследования волевой активности. – Рязань, 1986.
|