Примеры хороших вопросов
- Какого результата вы хотите добиться?
- Что именно вас пугает?
- Чего вы хотите?
- Что же из этого выйдет?
- Как вы это узнаете?
- Что это вам даст?
- А как все обстоит на самом деле?
- От чего вам придется в этом случае отказаться?
- Где же мы оказались?
- Что дальше?
- Куда бы Вам хотелось отсюда попасть?
- Что Вы видите?
- Чему Вы научились?
- Что Вы станете делать и когда вы это сделаете?
- Что Вы думаете?
- что мешает ситуации изменится?
Открытые используются с целью сбора информации. (Что? Где? Когда? Для чего? Зачем? В связи с чем? …). Открытыми вопросами пользуются часто, так как они дают информацию о клиенте. Такие вопросы вы можете услышать в самом начале коуч-сессии: «Что вас привело ко мне? Как добрались? Когда это произошло? Что вы делали в тот момент? и т.д».
Закрытые вопросы используются на стадии проверки и подтверждения информации, резюмирование. (Правильно ли я поняла, что…так? Вы имели в виду то…? Вы хотели сказать что…?) Используются закрытые вопросы для уточнения, для получения подтверждения «Правильно ли я вас поняла, что вы хотите, научится управлять своим временем? Говоря о вашей работе, вы имели ввиду тот факт, что не справляетесь со своими обязанностями, а хотите справляться?»
Перейдем к другим типам вопросов:
Почему люди ходят на двух ногах? Почему ты это спрашиваешь? Почему ты это делаешь?
- Выяснение цели \ результаты
Чего хотите достичь? Что будете с этого иметь? Что получиться?
Как нам достичь запланированного? Как сделать?
Кто сделал? Кто участвовал? С Кем вы были? Они с вами общались?
- Вопросы о месте и времени
Где это происходило? Куда двигаемся дальше? Когда это даст «первые плоды»? Сколько времени необходимо, чтобы?
Это так? Ты уверен в этом? Это правда, необходимо?
Приведем некоторые функции вопросов:
- Установка и поддержание раппорта
- Отслеживание и оформление общения
- Прояснение и организация общения
- Перевод в новые или игнорируемые области
- Определение проблемы
- Постановка целей
- Стимулирование творческого потенциала
- Стимулирование мыслей \ действия (вопросов к себе)
- Суммирование (выводы)
Вопросы для более качественного прояснения ситуации:
Насколько тема работы является срочной и важной? Насколько клиент направлен на проблему или избегает ее? Насколько точно клиент излагает информацию или объясняет ее, оправдывается или действительно заблуждается? Есть ли сопротивление? Скован ли клиент? Держит ли себя в руках? Свои или чужие мысли излагает клиент (так я думаю, на самом деле или ссылаюсь на слова другого) Какие глаголы использует клиент (хочу, желаю или мог бы \ должен \нуждаюсь)? Клиент говорит об источнике проблемы или симптоме? То, что клиент излагает, открыто для изменений, или это просто «к вашему сведению»? От чего отталкивается клиент: от настоящего, прошлого или будущего? Как относится к изменениям \ новому − принимает или сопротивляется?
Наши рекомендации при задавании вопросов:
- Делайте паузы после вопросов (дайте время для ответа клиенту).
- Задавайте вопросы по одному (если задавать много подряд − клиент запутается, и вы заодно с ним – Вы же в раппорте!).
- Дождитесь ответа. Воздержитесь от своих ответов (мы задаем вопросы, чтобы узнать мнение клиента, а не подтвердить нашу гипотезу).
- Слушайте внимательно – важен искренний интерес (применяем активное слушание).
|