Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 2. Система национальной безопасности
1. Национальная безопасность: сущность, субъект, предмет, объект. Представления о безопасности трансформируются в ХХ в под воздействием процессов международного взаимодействия и обострением противоречий между отдельными странами в борьбе за реализацию собственных национальных интересов. В научный и практический оборот включается новый термин – «национальная безопасность», впервые употребленный в 1904 г. в послании президента Т. Рузвельта конгрессу США. В российской теории и практике проблематика национальной безопасности получает развитие только в 90-е годы 20 века в период перехода на рыночную систему отношений. Исторически именно в этот период возросла угроза целостности страны – наблюдалась деградация экономики, значительный рост внешней задолженности, обнищания большей части населения, нарушение межотраслевых связей и др. В этот исторический период принимаются следующие нормативные документы: – ФЗ «О безопасности» (05.03.1992 г. № 2446-1): – Государственная стратегия экономической безопасности РФ (от 29.04.1996 г. № 608), – Концепция национальной безопасности в РФ (от 17.12.1997 г. № 1300). Второй этап эволюции проблемы национальной безопасности это период с 2009 г. На этом этапе удалось остановить системное падение уровня и качества жизни российских граждан, сохранить суверенитет и территориальную целостность, восстановить возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в мировой экономике, а так же – остановить негативные проявления мирового финансового кризиса 2008 г. Правовое реформирование принятых нормативных документов было следующим: – обновлен ФЗ «О безопасности» (№390-ФЗ от 28.12.2010); – появилась Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (№ 88 от 19 мая 2009 г., в редакции от 01.07.2014 г. №483); – одновременно с утверждением Стратегии национальной безопасности Концепция национальной безопасности была упразднена. Обновленные документы более структурированы и соответствуют сегодняшним целям и задачам развития России. В действующем ФЗ «О безопасности» блок с понятийным аппаратом удален. Теперь базовые понятия более углубленно и адекватно современным реалиям представлены в Стратегии. Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие РФ, оборону и безопасность государства. Из определения очевидно, что объектами обеспечения национальной безопасности являются: личность человека; общество; государство (табл. 2.1.). Таблица 2.1. Национальная безопасность с позиции объекта национальной защиты
В качестве предмета национальной безопасности выступают фактически существующие и прогнозируемые явления, процессы и отношения, затрагивающие жизненно важные интересы каждого из названных объектов: – ресурсы; – дифференцированные части самих субъектов безопасности – район, город, область, социальная группа; – качественные характеристики процессов и видов деятельности (воспроизводство населения, ресурсов, темпы технологического развития и т.д.). Кто же выступает субъектом обеспечения национальной безопасности? Таковыми могут быть различного рода: – политические организации, – общественные группы; – институты защиты. В действующем ФЗ «О безопасности» указано, что координацию деятельности по обеспечению национальной безопасности РФ осуществляет: – Президент РФ; – формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности; – в пределах своей компетенции Правительство РФ; – федеральные органы государственной власти; – органы власти субъектов РФ; – органы местного самоуправления.
|