Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пороговые и фактические значения показателей экономической безопасности России
*Количественный параметр порогового значения разрабатывался в 1999 г. в ценах 1998 г. в размере 6000 млрд р. Этот индикатор необходимо пересчитывать для каждого года по индексу-дефлятору
Одним из разработчиков этой системы показателей является Сенчагов В.К. Он полагает, что принятая система показателей достаточно полно отражает такие стратегически важные национальные интересы России в сфере экономики как: – долгосрочный устойчивый экономический рост; – повышение конкурентоспособности экономики не только в добывающих, но и в обрабатывающих отраслях (в частности, в машиностроении); – увеличение доли инновационной продукции в общем объеме производства; – рост благосостояния и качества жизни россиян (сокращение слоя людей, живущих за чертой бедности; не допущение чрезмерных различий в уровнях благосостояния различных групп населения); – надежность банковской системы; способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокую конъюнктуру рынка; – достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП; – повышение продовольственной безопасности путем доведения импорта продовольствия до 25 % от его розничного товарооборота. Критические суждения по поводу принятой системы показателей следующие: 1. Из трех подходов решения проблем экономической безопасности страны в системе показателей отражены только два: – кейнсианская теория представлена в большей степени. Отслеживаются макроэкономические параметры – темпы роста ВВП, бедность, безработица, инфляция, дефицит госбюджета, долговые обязательства государства; – камералистическая теория представлена в упрощенном варианте – анализ долговых обязательства государства, обороноспособность и продовольственная безопасность. Неоинституциональная концепция, столь важная для условий России, вообще не нашла своего отражения в числе показателей экономической безопасности. 2. Как следствие, действующая система показателей ориентирована на отслеживание состояния внутренних угроз: – деформированность структуры российской экономики; – слабость инновационной составляющей развития; – увеличение имущественной дифференциации населения и рост зависимости от зарубежных поставок продовольствия. 3. Машиностроение признается как значимая отрасль, но не только она определяет технический прогресс (показатель7). Определяющее значение для экономической безопасности страны имеют химия и атомная энергетика. 4. Предложенная система показателей не раскрывает: – состояние технико-технологической базы экономики; – качество человеческого капитала; – уровень произведенной добавленной стоимости (способность национальной экономики производить стоимость сверх затраченных факторов производства), – показатель условий торговли, показывающий в чью пользу эта добавленная стоимость в конечном итоге перераспределяется; – уровень конкурентоспособности экономики, ее способность к развитию в условиях изменяющейся внешней и внутренней среды. 5. Система показателей статична. Применительно к показателю ВВП и другим макроэкономическим индикаторам более информативной является не абсолютная величина, а темпы роста. 6. Показатели разработанной системы по своей сути зависят от одного индикатора – цены мирового рынка на нефть. На сегодняшний день этот показатель определяет размер российского ВВП, состояние государственного бюджета, и как следствие расходы бюджета на социальные нужды, поддержку отечественных промышленных и сельскохозяйственных производителей, науку, оборону и т.д. 7. Проигнорирован институционально-правового аспекта экономической безопасности страны: – минимизация административных барьеров; – уровень криминальных проявлений в экономике; – доля неформальной занятости среди экономически активного населения; – доля теневых доходов в национальном доходе; – доля нелегальных мигрантов среди мигрантов в целом; – доля контрафактной продукции на рынках потребительских товаров и т.д. 8. Не разработаны интервалы пороговых значений индикаторов, которые отражают предельно допустимые с позиции национальных экономических интересов соотношения или пропорции хозяйственной деятельности, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу экономического развития различных элементов воспроизводства.
|