![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Газовая промышленность занимается добычей, переработкой и транспортировкой газа и выполняет ведущую роль в народном хозяйстве.
Газовая промышленность занимается добычей, переработкой и транспортировкой газа и выполняет ведущую роль в народном хозяйстве. В развитии отечественного трубопроводного транспорта газа можно выделить три этапа. Первый этап 1917-1940 г. - в основном транспорт попутного газа по газопроводам небольшого диаметра до 300 лишь на короткие расстояния незначительная доля газа в топливном балансе страны. Второй этап 1941-1955 г. - развитие дальнего транспорта газа на расстояние до 1400 км по газопроводам большого диаметра - 700 мм, и рост объема разведочных работ, медленное повышение доли газа в топливном балансе страны. Третий этап с 1956 г. - развитие Единой системы магистральных газопроводов страны со значительным объемом подземных хранилищ газа, рост роли газа в топливно-энергетическом балансе страны. В 1940-1941 г был построенпервый в нашей стране МГ Дашава-Львов диаметром 300мм и длиной 69 км. Доля газа в топливном балансе страны в 1940 г.составляла 1, 9%. Второй этап можно считать периодом становления отечественного трубороводного транспорта газа. В1946 г построен первый в нашей стране крупный магистральный газопровод Саратов-Москва протяженностью 843 км из труб диаметром 320 мм. В 1950 год - магистральный газопровод Ставрополь-Москва. В 1952 г. введен в эксплуатацию второй крупный МГ Дашава-Киев-Брянск-Москва общей протяженности 1300 км из труб диаметром 500 мм. Доля газа в топливном балансе страны в 1955 г.составляла 2.2 % В 1960 г. - введен в эксплуатацию МГ Бухара-Урал 2 нитки. Конец 60 начало 70 годов газопровод Сияние Севера. В 70 годы эксплуатируются МГ Средняя Азия-Центр 5 ниток, Оренбург-Западная граница. В 80 годы –Центр-Западная Сибирь, Надым-Пунга, Урегой –Помары –Ужгород с диаметром 1420мм, Прогресс, Ямбург-Елец 1, Ямбург-Тула 1, Тула 2, Ямбург-Поволжье. Газовая промышленность России является крупной энергетической отраслью промышленности. Производственная основа газовой промышленности — единая система газоснабжения (ЕСГ). ЕСГ выполняет функцию извлечения углеводородов из недр и передачу их в товарном виде потребителям. ЕСГ включает газовые промыслы, систему магистральных газопроводов с подземными хранилищами газа (ПХГ) и газораспределительные системы. Система магистральных газопроводов — промежуточное звено ЕСГ — представляет собой большую, сложную, непрерывно развивающуюся и техническую систему. Предназначенная для транспортирования природного газа от источников к потребителям, она связывает около 300 газовых промыслов с более чем 1500 крупными потребителями газа. По этой системе транспортируется более 500 млрд м3 газа в год. Перспективы увеличения добычи газа обуславливают дальнейшее развитие ГТС, которую можно считать единой (ЕГТС), так как все газопроводы имеют связи (перемычки) между собой. В 2000 г. протяженность магистральных газопроводов составляла 120 тыс. км, из них 60 тыс. км — газопроводы диаметром 1420 мм (средний диаметр около 1200 мм). Мощность парка ГПА достигала 40 млн кВт. Протяженность распределительных газопроводов (средний диаметр 150—200 мм) превышала 200 тыс. км. Объем газа, хранимого в ПХГ, превысил 90 млрд м3. Наряду с этой позитивной характеристикой есть и негативные явления экономического и технического характера, устранение которых можно рассматривать как важный резерв повышения эффективности транспортирования газа. Так, коэффициент использования производственных мощностей газопроводов не превышает 85 %, т. е. не используется как минимум 30 тыс. км трубопроводов средним диаметром более 1000 мм. Коэффициент интегрального (по времени и загрузке) использования мощности ГПА не превышает 40 %.Причины этого заключаются в большом плановом резерве, значительной сезонной неравномерности газопотребления, недостаточной надежности ГПА и недостаточно высоком уровне организации эксплуатации и ремонтного обслуживания. В будущем, необходима активная реконструкция большинства действующих газопроводов. При авариях на линейных участках происходят выбросы больших количеств газа (до 10—15 млн м3 при длине участка 100 км и диаметре газопровода 1420 мм). Каждая остановка ГПА сопровождается сбросом газа из обвязки нагнетателя (до 2, 5 — 3 тыс. м3) и выбросом отработавшего в турбодетандере газа при пуске. На каждый ГПА приходится три - четыре внеплановые остановки в год вследствие их низкой надежности. При общем числе ГПА более 6000 это значительные потери газа и ощутимое негативное воздействие на окружающую среду. Интегральные потери газа превышают 10 млрд м3 в год. Выброс выхлопных газов, температура которых превышает 400°С (при указанном малом КПД) вызывает большие температурные возмущения воздушной среды и загрязнение бассейна продуктами окисления углерода и азота. Кроме того, имеется ряд причин, которые усложняют обслуживание трубопроводов и увеличивают его трудоемкость. Это — ликвидация постоянной полосы отвода, увеличение числа линейных объектов (электроприводов запорной арматуры, контролируемых пунктов телемеханики, станций электрохимзащиты, трансформаторных подстанций, линий электропередач и связи), значительное число переходов. В то же время, с возросшей пропускной способностью трубопроводов, значительно увеличилась тяжесть последствий отказов линейных участков. Обслуживание трубопроводов представляет комплекс мероприятий: проверку соответствия условий эксплуатации установленным нормам и контроль за нормальным функционированием трубопровода, профилактические работы, восстановительные ремонты. Сегодня для транспорта газа и повышения эффективности на первый план, кроме снижения энергоемкости, выходит задача: повышение надежности при реконструкции за счет качественного улучшения и упрощения структуры ГТС и особенно компрессорной станции. 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ТРУБОПРОДНОГО ТРАНСПОРТА ГАЗА
|