![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ реализации механизма внешнеэкономической политики в РФ
На федеральном уровне задачи внешнеэкономической деятельности решают Государственный таможенный комитет, Министерство торговли и экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, службы по валютному и экспортному контролю, Центральный банк РФ.
Сфера совместного ведения целого комплекса вопросов Федерацией и ее субъектами сужена против ранее разрешенных в силу того, что на практике такое распыление ответственности и несогласованность интересов привели к трудностям и в прогнозировании, и в обеспечении сбалансированности ВЭД, а также к затягиванию процесса принятия программ, имеющих важное значение или для региона, или для отдельного комплекса предприятий, связанных единым технологическим циклом, но расположенным в разных региона. Активизация внешнеэкономической деятельности на региональном уровне - это объективная тенденция хозяйственного развития в условиях рыночной экономики. Своего рода «регионализация ВЭД» — это условие повышения экономической эффективности внешнеэкономической деятельности, в первую очередь внешней торговли. Однако такая деятельность не должна противоречить ни национальным экономическим интересам, ни усиливать долговую нагрузку на ВВП страны в целом, ни тем более базироваться на привилегиях отдельных регионов по сравнению с другими в силу лоббирования региональных органов власти. В связи с этим перед региональными органами власти стоят задачи, связанные с обеспечением эффективности использования местных природных и сырьевых ресурсов, адекватных форм и видов ВЭД в целях достижения сбалансированного социально-общественного развития как на уровне региона, так и в интересах государства в целом. Особое значение придается формированию региональных программ ВЭД, согласованных с федеральными целями и задачами. В условиях трансформирования хозяйственного комплекса Российской Федерации выделяются как правило, три типа регионов, имеющих специфику при организации внешнеэкономических связей: агропромышленные и трудоизбыточные регионы (Северный Кавказ, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область и др.); добывающие преимущественно минеральные ресурсы и драгоценные металлы (Тюменская область, Саха-Якутия, Татарстан и др.); урбанизированные промышленные регионы (Центр, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток и Приамурье и др.) Регионы первого типа имеют реальные предпосылки привлечения зарубежных и национальных инвесторов с целью создания быстроокупаемых производств, в том числе ранее относимых к местной промышленности, по переработке сельхозпродукции выпуску продуктов питания, развитию сельскохозяйственных производств и хранению сельхозпродукции, преследуя в конечном счете цель производства продуктов питания для народонаселения страны, постепенно снижая уровень зависимости от импорта. В этих регионах существует возможность создания дополнительных рабочих мест в агропромышленном комплексе, включая и рабочие места для работников, передислоцируемых и высвобождающихся по причине реконструкции или закрытия производств. В добывающих регионах необходимо формировать среду благоприятного производственно-предпринимательского климата, в том числе и для зарубежных инвестиций, преследуя цели всемерного снижения уровня издержек производства добычи этого рода ресурсов, их очистки и переработки, и только после этого реализуемых на внешних рынках. В связи с этим можно рекомендовать разработку соответствующих программ стимулирования производственного предпринимательства, использования систем льготирования, преферениирования на конкурсной основе и в рамках местных бюджетов, прибегая также к помощи и нетарифных методов реализации хозяйственной стратегии в регионах данной группы. В урбанизированных регионах дела обстоят значительно сложнее, поскольку в них имеет место система «градообразующих» предприятий, располагающих мощным научно-технологическим потенциалом, и стоит задача коренной реструктуризации и препрофилирования их в рамках конверсионных программ. Однако именно эти регионы обладают потенциалом «прорыва» на внешние рынки с инновационной продукцией, не имеющей аналогов в мировой торговле. Поэтому в данных регионах целесообразно формировать на локальной территории зоны специального хозяйственного режима, технопарки и инновационные инкубаторы, которые могли бы служить задаче развития экспортного потенциала страны качественного иного типа, чем сырьевая ориентация. Для проведения внешнеторговой политики как составной части ВЭП характерно сегодня то обстоятельство, что ей не свойственна географическая диверсификация ни в экспорте, ни в импорте. Широкомасштабная либерализация внешнеторговой деятельности на начальных этапах процесса трансформирования экономики России в силу ряда причин субъективного и объективного характера привела к усилению конкуренции между российскими субъектами ВЭД на одних и тех же товарных рынках, в одних и тех же товарных сегментах. Зарубежные конкуренты использовали механизмы разногласий и недобросовестной конкуренции между российскими субъектами ВЭД и постепенно стали завоевывать принадлежащие бывшему СССР «рыночные ниши», ориентируя Россию на сырьевую направленность в экспорте и на импорт ширпотреба и продуктов питания. Так, почти 90% товарооборота РФ сконцентрировано в 20 странах, в том числе более 50% продукции экспорта — на рынках всего 3-5 стран. Причинами являются отсутствие четких ориентиров в ВЭП. преследование сиюминутных целей новыми участниками ВЭД, практически некоординируемое их поведение на внешних рынках при несоблюдении общегосударственных интересов. В результате происходят сделки чаще всего разового характера, недобросовестно реализуемые, периодические административные изменения в управленческом аппарате и контролирующих внешнеэкономическую деятельность органах и ведомствах, а отмечается потеря профессионально подготовленного кадрового состава. Таким образом, к вопросам компетенции в сфере ВЭП на уровне регионов можно отнести следующие аспекты (за исклюем эксклюзивных прав согласно соглашениям о разграничении полномочий между центром и отдельными регионами): развитие экспортно-импортных операций и иной ВЭД в целях совершенствования структуры экономики региона; кредитование, страхование экспортных сделок регионального значения; налаживание экономического сотрудничества с регионами различных государств (т.е. несубъекты международного права оформляют договоры и соглашения с регионами зарубежных стран, которые тоже не являются субъектами международного права); организация информационной и технического сервиса структуры экспортной деятельности. В связи с вышеизложенным представляется объективно необходимым разработка целенаправленной стратегии, ориентированной на национальные приоритеты хозяйственного развития, на создание экономики, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке. Поэтому современная ВЭП должна быть сконцентрирована: на обеспечении доступа отечественных предприятий к мировому рынку машинотехнической продукции, технологий и информации, капиталов и минерально-сырьевых ресурсов, к транспортным комуникационным системам; на формировании благоприятного торгово-политического режима с зарубежными странами и их торгово-политическими группировками и союзами; на создании эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов и приоритетов России (валютный контроль, контроль за экономической эффективностью экспорта и импорта и д.т.); на усилении организационно-регулирующей роли государства и уполномоченных им ведомств в координации внешнеэкономической деятельности России при трансформационном преобразовании хозяйственного комплекса страны. Исходя же из задач присоединения России к ВТО в целях формирования международного правового поля экономического сотрудничества, адекватного имеющемуся потенциалу российского хозяйственного комплекса в целом, следует подчеркнуть, что региональная торговая политика в сфере внешнеэкономического партнерства есть составная часть общегосударственной внешнеэкономической политики. Поэтому ни одно сепаратно принятое решение (без учета интересов России в целом) не может быть расценено как позитивное, поскольку в рамках многостороннего межгосударственного регулирования практически всего спектра составляющих международного сотрудничества (в рамках ВТО) все принимаемые и реализуемые решения относится к компетенции государства в целом как субъекта международного права.
|