Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть Ш. МАКРОЭКОНОМИКА
12.1. Возникновение и сущность понятия «макроэкономика». 12.2. Соотношение микро- и макроэкономики. Макроэкономический кругооборот. 12.3. Основные макроэкономические цели. 12.1. Возникновение и сущность понятия «макроэкономика». Макроэкономика – это составная часть курса экономической теории, изучающая народнохозяйственные причины, условия и способы использования редких ресурсов промышленности для эффективного удовлетворения материальных потребностей людей. В макроэкономике исследуются и используются такие обобщенные показатели, как совокупный спрос, совокупное предложение, общее макроэкономическое равновесие, валовый национальный продукт, национальный доход и др. Макроэкономика исследует такие проблемы, как инфляция, безработица и участвует в формировании экономической политики государства. Понятие «макроэкономика» в экономическую науку вошло в первой половине ХХ в. Его автором является английский экономист Дж.М. Кейнс. В 1936 г. он опубликовал книгу под названием «Общая теория процента, занятости и денег», в которой указал, во-первых, на необходимость изучения экономики не только в масштабах предприятий, но и государства в целом, а во-вторых, отметил необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
Макроэкономическая цель – это направление хозяйственной деятельности для достижения желаемого состояния экономического явления, принятого в настоящее время наукой за его норму. Сегодня в западной и отечественной экономической литературе формулируется 7 основных макроэкономических целей: 1) экономический рост; 2) оптимальная занятость; 3) экономическая эффективность; 4) стабильный уровень цен; 5) экономическая свобода; 6) экономическая обеспеченность граждан и справедливое распределение доходов; 7) сбалансированный внешнеторговый баланс. Экономический рост рассматривается как положительная динамика главных макроэкономических показателей (валовой продукт, национальный доход и др.). При этом нежелательным считается застой в промышленности (рост отсутствует, но нет и спада), а также спад производства (отрицательные предельные величины макропоказателей). Оптимальным обычно считается экономический рост, обеспечивающий его положительную динамику, повышение благосостояния населения, эффективное использование имеющихся в обществе ограниченных ресурсов, а также обеспечение равновесия экономической сферы с природными и социальными сферами. Оптимальная занятость означает, что все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие. В идеале работу должны иметь все, кто ее ищет и хочет работать. Экономическая эффективность трактуется как способность макроэкономики функционировать с максимальной отдачей при минимуме издержек, используемых ограниченных производственных ресурсов. Стабильный уровень цен означает их одинаковую эффективность для экономических субъектов, т.е. никто не выигрывает и не проигрывает как от инфляции, так и от дефляции. Экономическая свобода как цель означает, что все три основные группы субъектов экономики – потребители, работники и предприниматели – в рамках закона гражданского общества сами без ограничений принимают решение о путях оптимальной реализации своих экономических интересов. Экономическая обеспеченность граждан и справедливое распределение доходов предполагает, что все граждане независимо от их трудоспособности должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного минимума, позволяющего реализовывать гражданину его основные права и обязанности на уровне принятых социальных норм; развитие макроэкономики, при котором происходит образование и преобладание в социальной сфере так называемого среднего класса. Сбалансированный внешнеторговый баланс означает, что государство, вступая в международные экономические отношения, должно жить по средствам, не наносить ущерба странам – участникам мирового хозяйства. При этом ввоз импорта, поступающего в страну, и вывоз экспорта, производимого данным государством, в своем денежном выражении должны быть сбалансированы.
39. Антициклическое регулирование: неокейнсианский и неоконсервативный подходы Неокейнсианский и неоконсервативный подходы Однако несмотря на значительный разброс взглядов и различнуюрасстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целомможно сказать, что все концепции регулирования циклов тяготеют к одномуиз двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование спроса, второе на регулирование совокупного предложения. Таблица 3.1.1. Основные различия. |Признаки |Неокейнсианство |Неоконсерватизм ||Ориентация цели |На спрос |На предложение. || |Регулирование хозяйства в|Создание стимулов || |целом. |деятельности отдельных || | |фирм ||Приоритеты |Налогово – бюджетная |Кредитно – денежная ||регулирования |политика |политика || |Кредитно – денежная |Налогово – бюджетная || |политика |политика ||Оценка роли |Поощрение |Ограничение ||государства | | | В зависимости от исходных установок и ориентировок сторонники тогоили иного направления по – разному решают вопросы сглаживанияциклических колебаний,.по – разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использоватьдля этих целей. Например, сторонники кейнсианских рецептов больше внимания уделяютбюджетной политике и налоговой политике.. Сторонники неоконсервативныхрецептов уделяют больше внимания проблеме денег и кредита. Поэтому впоследние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристскиетеории, которые во главу угла ставят вопросы объема денежной массы и егорегулирования. По – разному решается проблема участия государства впроисходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и вобласти сглаживания циклических колебаний. Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общеепонимание этими концепциями того факта, во – первых, государство, всостоянии сглаживать циклические колебания, и, во – вторых государстводолжно это осуществлять в условиях достижения и поддержанияэкономической стабильности. Существует и общее понимание того, каковадолжна быть в целом линия поведения государства, направленная напреодоление циклических колебаний. В фазе спада все мероприятиягосударства должны быть направлены на стимулирование деловой активности.В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставлениеналоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускореннойамортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают нарост государственных расходов, которые рассматриваются как стимуляторнакопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного общего спроса, а в конечном счетеи производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупныйспрос представлена на схеме (см. рис. 3.1.1.) Рост спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального дохода сON1 до ON2 от уровня. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверхлинии совокупного спроса, стрела на оси абсцисс показывает увеличениенационального дохода. Кредитно – денежная политика в этот период преследует те жецели, что и налогово – бюджетная политика, и предполагает проведениекредитной экспансии. Её цель – оживление экономической жизни в стране припомощи дополнительных кредитов. В это время проводится политикаденежных «дешевых денег».На практике это означает, что снижаютсяпроцентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсыбанков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловойактивности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательныепоследствия, так как в длительной перспективе ведет к усилениюинфляционных тенденций. Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных сэтим болезненных явлений в хозяйственных системах проводит политикусдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово –бюджетной и кредитно – денежной политики. Налогово – бюджетная политика такого периода характеризуетсяповышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политики. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательнойспособности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете кнекоторому спаду экономической активности (см. Рис. 3.1.2.). Снижение спроса на величину D1 D2 вызывает рост национального доходас ON1 до ON2. В кредитно – денежной политике начинают преобладать элементыкредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег», чтоозначает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок поссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но в этом случае необходимовесьма осторожно обращаться с элементами кредитно – денежной политики, ибо в долгосрочном плане кредитная рестрикция может через сокращениеинвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В общем и целом, говоря о политике, которую должно проводитьгосударство в целях сглаживания циклических колебаний, можноохарактеризовать как политику противодействия: мероприятия, направленные на смягчение циклических колебаний, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниямэкономической конъюнктуры. Все рекомендации по отношению цикла применялись и должныприменяться на практике. Эффективность их может быть реально оцененатолько по истечении определенного периода времени.Государственное антициклическое регулирование происходит на основе классической и кейнсианской теории. Для полного понимания неокейнсианской концепции антициклического регулирования экономики необходимо ввести понятие «эффекта акселератора». Ученые-экономисты, анализируя среднесрочные экономические циклы, пришли к выводу, что изменение совокупного спроса на потребительские товары практически всегда вызывает большее изменение в спросе на инвестиционные товары. То есть небольшое увеличение спроса на готовую продукцию веде! к еще большему усилению спроса на факторы производства, с помощью которых эта продукция производится. И наоборот, небольшое уменьшение спроса на готовую продукцию ведет к еще большему сокращению спроса на факторы производства. Дж. Кларк назвал эту зависимость «эффектом акселератора». Также исследовавший эту проблему А. Афтальон дал аналогичное объяснение сути акселератора: увеличение совокупного спроса на потребительские товары через некоторое время приводит к еще большему спросу на инвестиционные товары, использованные для производства данных потребительских товаров. В целом акселератор выражает влияние величины запаса на величину потока (вспомните, что мультипликатор выражал обратное воздействие). Акселератор отражает степень изменения I объема валовых инвестиций (расходов) в! зависимости от изменения величины национальною; дохода. Коэффициент акселерации рассчитывается как прямое отношение валовых инвестиций к приросту национального Дохода.
V коэффициент акселерации; 1 – величина инвестиций; Y – величина национального дохода; t – год, в который были осуществлены инвестиции. Важно не забывать, что между тем периодом, когда произошло увеличение совокупного спроса на потребительские товары, и периодом, когда будут сделаны инвестиции в средства производства этих товаров, пройдет какое-то время. В нашем случае – один год. Антициклическое регулирование – одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибылькорпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на сельскохозяйственную продукцию и так далее. Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов. Существуют два основных подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла: 1. Неокейнсианское направление. Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счет мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента. 2. Монетаристы и сторонники «новой классической школы», ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. Поэтому правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы. Они предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий. 40. Международные валютные системы: система золотого стандарта, Бреттон-Вудская система, Ямайская валютная система, Европейская валютная система Международная валютная система (МВС) — совокупность организаций, правил, обычаев, договорённостей и инструментов, созданных для осуществления валютных отношений между странами; то есть, платежей, сопровождающих международные экономические операции. Бреттон-Вудская конференция (США), в которой участвовали 44 государства, была проведена в 1944 году. Её основная задача — производить валютную ликвидность (с помощью золотых резервов, сырья, финансовых активов какой-то одной страны, наднациональных финансовых активов и т. д.), для того, чтобы международная торговля — в частности, расчёты в разных национальных валютах — могла развиваться свободно. Содержание [убрать] · 1Функции МВС · 2Основы МВС · 3История МВС · 4См. также · 5Примечания Функции МВС[править | править вики-текст] Функции настоящей МВС, с более сложной структурой, чем у предыдущих, можно разделить на четыре основные и две производные: · Основные: · Регулирование (выправлять реальные диспропорции, замеченные в платёжных балансах, которые влияют на отношения между валютами) · Ликвидность (определять резервные продукты, формы их создания и возможности их использования для покрытия диспропорций платёжных балансов) · Управление (распределять и следить за компетенциями, более или менее сосредоточенными на таких организациях как Международный валютный фонд ицентральные банки отдельных стран). · Производить, таким образом, уверенность в стабильности системы. · Производные или вторичные функции любой системы: · Назначать доходы от денежной эмиссии, разницы между издержками от эмиссии и стоимостью валюты. · Согласовывать режим валютного курса. Возможно именно эта последняя функция (механизм, через который определяются обменные курсы) является наиболее оспариваемым и переменчивым фактором; в частности, в последние десятилетия обсуждение идёт вокруг трёх моделей: система колеблющихся обменных курсов, в которой стоимость каждой валюты определяется рыночными силами, система фиксированных обменных курсов и смешанная система управляемых курсов, в которой стоимость одних валют колеблется свободно, стоимость других определяется государством, а стоимость третьих зафиксирована по отношению к другой валюте или группе валют. В своем историческом развитии мировая валютная система прошла три основные этапа (рис.4.2): первый – это золотой стандарт (с 1867г. до Первой мировой войны); второй – Бреттон-Вудская система (с 1944-1973г.г.); третий – Ямайская валютная система (с 1976г. до сегодняшнего времени).
Рис.4.2. Эволюция мировой валютной системы
Парижская валютная система базировалась на следующих структурных принципах: Основой системы выступало золото. Каждая валюта имела свое золотое содержание. Конвертируемость каждой валюты в золото обеспечивалась как внутри, так и за пределами страны. Слитки свободно обменивались на монеты, а золото свободно импортировалось и экспортировалось и продавалось на международных рынках. Рынки золота и валютные рынки были взаимозависимы. Органы валютного контроля проводили политику регулирования, главной целью которой было обеспечение стабильной валюты и внешнего равновесия. Сформировался режим свободно колеблющихся курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек. Если рыночный курс отклонялся от паритета, который основывался на золотом содержании, то должники готовы были рассчитываться по международным обязательствам золотом, а не иностранными валютами. Золотые точки эквивалентны паритету национальной валюты «+», «-» транспортные и страховые расходы, связанные с материальным трансфертом золота. Золотой стандарт обеспечивал также долгосрочное равновесие платежного баланса. Генуэзская валютно-финансовая система функционировала на следующих основных принципах: Основой системы выступали как золото, так и девизы - иностранные валюты. Сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно (США, Великобритания, Франция), а и косвенно, через иностранные валюты (Германия и еще около 30 стран). Восстановлен режим свободно колеблющихся курсов, но без золотых точек. Валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций и совещаний. Этапы мирового валютно-финансового кризиса 1929-1936г. I этап (1929-З0гг.) - обесценение валют аграрных и колониальных стран. II этап (середина 1931г.) - в Германии и Австрии в связи с оттоком иностранных капиталов, уменьшением официального золотого запаса и банкротством банков, вводятся валютные ограничения, прекращаются платежи по внешним долгам. III этап (осень 1931г.) - мировой кризис достиг апогея и происходит отмена золотого стандарта в Великобритании. IV этап (апрель 1933г.) - отменен золотомонетный стандарт в США. Экономический кризис перерастал в депрессию особого рода. V этап (осень 1936г.) – в эпицентре оказалась Франция, которая дольше других стран поддерживала золотой стандарт. Приверженность к золоту объясняется ее историческими особенностями. Валютный блок - это объединение стран, зависимых в экономическом, валютном и финансовом отношении от страны, которая его возглавляет, которая диктует им единую политику в сфере международных экономических отношений и использует их как привилегированный рынок сбыта и сферу вложения капитала. Для валютного блока характерны следующие черты: курс зависимых валют прикреплен к валюте страны, которая возглавляет группировку; международные расчеты внутри блока осуществляются в валюте страны-лидера; валютные резервы зависимых стран хранятся в стране-лидере; обеспечением зависимых валют выступают казначейские векселя и облигации государственных займов страны-лидера. Главные валютные блоки - стерлинговый в 1931г. и долларовый с 1933г. - возникли после отмены золотого стандарта Великобританией и США. В июне 1933г. на Лондонской международной экономической конференции страны, которые стремились сохранить золотой стандарт (Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, позднее Италия, Чехословакия и Польша) создали золотой блок. Преимущества золотого стандарта: обеспечение стабильности во внутренней и внешней политике; транснациональные потоки золота стабилизировали валютные курсы и создали благоприятные условия для развития международной торговли; стабильность курсов валют. Недостатки: зависимость денежной массы от добычи и производства золота и как последствие – возможность возникновения транснациональной инфляции; невозможность осуществления независимой денежно-кредитной политики, которая была бы направлена на решение внутренних проблем страны. Бреттон-Вудские соглашения (1944 г.) устанавливали три главных принципа организации международной валютно-финансовой жизни: валютные отношения должны быть стабильными; конвертируемость валют должна обеспечивать свободу и многосторонность расчетов по текущим операциям; только золотовалютный стандарт мог отвечать потребностям обновления и развития мира. Рассмотрим эти принципы детальнее: Сохранение роли золота, как платежного средства и расчетной единицы в международном обороте. В отличие от системы золотого стандарта связь национальных валют с золотом осуществлялась через доллар США, который один сохранял внешнюю конвертируемость в золото. Установление официальных курсов валют путем определения их золотого содержания и твердой фиксации доллара.
НИЩИЙ 19-ЛЕТНИЙ парень из Питера стал МИЛЛИОНЕРОМ! Как? Он… Хочешь так же? Тогда смотри... ПОДРОБНЕЕ
Простой 19-ЛЕТНИЙ питерский парень стал МИЛЛИОНЕРОМ! Как?... Хочешь так же? Тогда смотри... ПОДРОБНЕЕ
|