Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методология и методика социальных исследований






Методология соц. Исследований – составная часть и особая область социального познания, которая имеет совокупность принципов и способов организации и оценки теоретического и эмпирического социального знания

Методика соц. исследований – это сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной предметной области для накопления эмпирического материала

Различают три основных вида социологического исследования:

Разведывательное исследование - это иссл-е предназначенное для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.).

Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение целостного представления об изучаемом объекте.

Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей

Виды методов социального исслед-я:

Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

§ анкетирование,;

§ интервьюирование,

Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.

Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланк е или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.

v 11

Политическая наука - политология - имеет давние истоки и своими корнями уходит в античную эпоху к произведениям Платона и Аристотеля, других выдающихся мыслителей Древней Греции. Политология - термин, образовавшийся из греческих слов «гражданин» и «слово».


Политическая наука в более строгом виде сложилась в конце XIX-начале XX в. Наиболее видными ее представи­телями были итальянский социолог В. Парето (1848-1923), написавший «Трактат всеобщей социологии», и немецкий уче­ный М. Вебер (1864-1920), издавший труды: «Объективность ученого-обществоведа и социально-политическое изыскание», «О категориях понимающей социологии».


Особенно широкое развитие политология получила в США и в странах Западной Европы. Естественно, в ходе становле­ния науки обнаружились различные подходы к ней. Поэтому еще в 1948 г. группа экспертов ЮНЕСКО приняла резолю­цию, в которой очертила круг проблем, изучаемых этой нау­кой: 1) политическая история; 2) политические институты; 3) партии, группы и общественное мнение; 4) международные отношения.


Объектом политологии является политическая сфера обще­ства, все происходящие в ней явления и процессы. Ее пред­метом выступают политические закономерности общества, законы, категории и принципы формирования, функциониро­вания и развития определенных политических систем, меха­низмы действия и формы проявления этих закономерностей в деятельности субъектов политики.


Политология как наука представляет две стороны: теоре­тическую и прикладную. В теоретическом аспекте исследуются научные проблемы, связанные с формированием знаний о политическом действительности, дается объяснение процессов политического развития, разрабатываются методология и ме­тоды политического исследования. Практическая сторона включает совокупность моделей, принципов и процедур иссле­дования, а также политологических технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение.

 

v 12---

 

v 13

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Сущность политической системы наиболее полно проявляется в ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы:

■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные);

управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

■ выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты);

■ политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он " включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 

Классификация политических систем довольно разнообразна и основывается на различных критериях. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована.

2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами.

3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость применения насилия.

4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая жизнь контролируется монолитной партией.

 

v 14

 

 

Основным институтом политической системы является 1) гос-во 2) политическая партия 3) профсоюз 4)конституция

Государство -это группа людей, объединённых общим языком, общей территорией,
культурой и историей, нередко религиозными взглядами, общей целью и задачами.

Полити́ ческая па́ ртия — это организация, созданная с целью получения политического контроля над государством в той или иной форме.

Профессиона́ льный сою́ з (профсою́ з) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д.

Конститу́ ция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Буржуазные политологи утверждают, что политическая система современного российского общества построена на многопартийности. Действительно, когда мы начинаем рассматривать её, то первое, что бросается в глаза, это то, что управление общественной жизни происходит путём борьбы нескольких партий за государственную власть. Если рассматривать политическую систему современного российского общества с точки зрения не только числа партий, участвующих в выборах, но и c точки зрения их идеологической направленности, то легко обнаружить, что политическая система современного российского общества не многопартийная, а однопартийная. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на один простой факт. Несмотря на то, что партии, участвующие в выборах, различаются между собой названиями, программами, обещаниями.

Все эти партии имеют то общее, что они все являются сторонниками частной собственности, следовательно, являются партиями частной собственности. Вот достаточно свести все эти партии к этому их единству, чтобы убедиться, что политическая система современного российского общества на самом деле не многопартийная, а однопартийная. Какое бы количество партий не участвовало бы в выборах, какая бы партия не победила бы в этих выборах, сформированная победившей партией государственная власть всегда будет служить не интересам общества, а интересам партии частной собственности.

v 15

Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти.

Существуют следующие виды политического режима:

1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти;

2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны;

3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;

4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;

5) доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);

3) полное подчинение государства праву;

4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима:

1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения);

2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы;

3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

v 16

Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный.

Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества.

Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Тогда считалось, что править обществом может лишь избранный в силу ряда качеств определенный слой людей. Платон считал, что править древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы и т. д.

Современное истолкование термина «политическая элита» было введено в политологию в начале XX в. Первые классические теории элит были разработаны в конце XIX – начале XX вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом.

В. Парето (1848–1923) в труде «Трактат всеобщей социологии» дал понятия «элиты» и «контрэлиты». Он понимал под элитой «сообщество людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Элита, по Парето, делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Контрэлита – это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими и квалификационными качествами, но в данном обществе не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. В. Парето рассмотрел проблемы «круговорота элит» и показал, что при определенных обстоятельствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами. Он также выделил идеальные, психологические типы элит (и их представителей) как «львов» или «лис» соответственно методам их политического поведения и деятельности.

Г. Моска (1858–1941) в работе «Элементы научной политики» характеризовал политическую элиту как особый, более или менее закрытый «господствующий политический класс». Он отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота.

Р. Михельс (1876–1936) в книге «Социология партий в современной демократии» анализирует проблемы взаимодействия партийной элиты и партийных масс. Он показал, что партийным системам (партиям) по мере их развития свойственна тенденция олигархического перерождения – захвата власти меньшинством и подчинения себе большинства (партийного).

v 17

Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида.

Лидер (от англ. leader – ведущий) – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.

В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней.

1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.

2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.

3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института.

Функции лидера - главные направления его деятельности.

 

2) Ориентационную. Через выработку политического курса,

учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп

общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии

социальных интересов.

3) Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм

осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических

решений и обеспечения их ресурсами.

4) Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда

лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация

населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может

достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его

харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов.

5) Коммуникативну ю. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму

политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью,

различными организациями, группами и слоями.

6) Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в

основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер

призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан

от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан.

7) Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может

выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается

в обосновании правомерности существующего политического режима и часто

проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.

 

v 18

Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.

Функции политической культуры:

1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;

2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;

3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;

4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;

5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

 

v19

Международные отношения – это сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т. д.

В качестве основных субъектов международных отношений и мировой политики выступают прежде всего государства и международные организации.

Государства являются наиболее влиятельными и организованными субъектами, сосредоточившими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Цивилизованное общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государство контролирует деятельность иных участников международных связей – его административных единиц (областей, краев, регионов), общественных организаций, фирм, индивидов.

Субъекты международных отношений – международные политические или военно-политические, общественные и профессиональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ).

Современные тенденции международных отношений: интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека и обеспечения всех аспектов его безопасности; решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле. Это меры по сохранению мира, минимизации военной опасности, сохранению окружающей среды, борьбе с эпидемическими заболеваниями и преступностью; демилитаризация и демократизация – решительный отказ от военно-силовых методов решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал