Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методология и методика социальных исследований
Методология соц. Исследований – составная часть и особая область социального познания, которая имеет совокупность принципов и способов организации и оценки теоретического и эмпирического социального знания Методика соц. исследований – это сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной предметной области для накопления эмпирического материала Различают три основных вида социологического исследования: Разведывательное исследование - это иссл-е предназначенное для сбора первичной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной информации и т.д.). Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследование, так как по своим целям и задачам оно предполагает получение целостного представления об изучаемом объекте. Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей Виды методов социального исслед-я: Социологический опрос является специфическим социологическим методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпирический метод незаменим при сборе ограниченного объема информации у большого числа людей и может выступать в двух видах: § анкетирование,; § интервьюирование, Экспертный опрос как разновидность социологического опроса на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области. Социологическое наблюдение является важным методом прикладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фиксируются исследователем в бланк е или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д. v 11 Политическая наука - политология - имеет давние истоки и своими корнями уходит в античную эпоху к произведениям Платона и Аристотеля, других выдающихся мыслителей Древней Греции. Политология - термин, образовавшийся из греческих слов «гражданин» и «слово».
v 12---
v 13 Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Сущность политической системы наиболее полно проявляется в ее функциях. Выделяются следующие функции политической системы: ■ обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные); ■ управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов); ■ мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение); ■ выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений; ■ удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей); ■ интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя различные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты); ■ политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он " включается" в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности); ■ легитимация политической власти (т.е. достижение определенной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
Классификация политических систем довольно разнообразна и основывается на различных критериях. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем. 1. Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация политических отношений (партий, групп интересов и др.) на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована. 2. Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально-европейской и англо-американской системами. 3. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политические ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость применения насилия. 4. Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая жизнь контролируется монолитной партией.
v 14
Основным институтом политической системы является 1) гос-во 2) политическая партия 3) профсоюз 4)конституция Государство -это группа людей, объединённых общим языком, общей территорией, Полити́ ческая па́ ртия — это организация, созданная с целью получения политического контроля над государством в той или иной форме. Профессиона́ льный сою́ з (профсою́ з) — добровольное общественное объединение людей, связанных общими интересами по роду их деятельности, на производстве, в сфере обслуживания, культуре и т. д. Конститу́ ция — основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти. Буржуазные политологи утверждают, что политическая система современного российского общества построена на многопартийности. Действительно, когда мы начинаем рассматривать её, то первое, что бросается в глаза, это то, что управление общественной жизни происходит путём борьбы нескольких партий за государственную власть. Если рассматривать политическую систему современного российского общества с точки зрения не только числа партий, участвующих в выборах, но и c точки зрения их идеологической направленности, то легко обнаружить, что политическая система современного российского общества не многопартийная, а однопартийная. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратить внимание на один простой факт. Несмотря на то, что партии, участвующие в выборах, различаются между собой названиями, программами, обещаниями. Все эти партии имеют то общее, что они все являются сторонниками частной собственности, следовательно, являются партиями частной собственности. Вот достаточно свести все эти партии к этому их единству, чтобы убедиться, что политическая система современного российского общества на самом деле не многопартийная, а однопартийная. Какое бы количество партий не участвовало бы в выборах, какая бы партия не победила бы в этих выборах, сформированная победившей партией государственная власть всегда будет служить не интересам общества, а интересам партии частной собственности. v 15 Политический режим – это совокупность методов осуществления государственной власти. Существуют следующие виды политического режима: 1) авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства; 2) демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству. Признаки авторитарного политического режима: 1) происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти; 2) государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны; 3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом; 4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата; 5) доминирование противоправных решений. Выделяют следующие виды авторитарного политического режима: 1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер; 2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны; 3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни; 4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы. Признаки демократического политического режима: 1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; 2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная); 3) полное подчинение государства праву; 4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы. Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность. v 16 Французское слово «элита» означает лучший, отборный, избранный. Политическая элита – это большая социальная группа, обладающая определенным уровнем политического влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для института кадров того или иного сообщества. Корни концепции элит уходят в глубокую древность, когда общество уже делили на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Тогда считалось, что править обществом может лишь избранный в силу ряда качеств определенный слой людей. Платон считал, что править древнегреческим обществом должны аристократы духа – философы. В древневосточной традиции правитель должен использовать рекомендации мудрых советников. В Древнем Египте управлять могли высшие жрецы и т. д. Современное истолкование термина «политическая элита» было введено в политологию в начале XX в. Первые классические теории элит были разработаны в конце XIX – начале XX вв. итальянскими политологами Г. Моской и В. Парето, а также австрийским политологом Р. Михельсом. В. Парето (1848–1923) в труде «Трактат всеобщей социологии» дал понятия «элиты» и «контрэлиты». Он понимал под элитой «сообщество людей, которые свойствами ума, характера, ловкости, самыми разнообразными способностями обладают в высшей степени». Элита, по Парето, делится на правящую, прямо или опосредованно участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту. Контрэлита – это группа людей, обладающих характерными для элиты психологическими и квалификационными качествами, но в данном обществе не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего специального статуса и различных иных барьеров. В. Парето рассмотрел проблемы «круговорота элит» и показал, что при определенных обстоятельствах представители элиты и контрэлиты могут поменяться местами. Он также выделил идеальные, психологические типы элит (и их представителей) как «львов» или «лис» соответственно методам их политического поведения и деятельности. Г. Моска (1858–1941) в работе «Элементы научной политики» характеризовал политическую элиту как особый, более или менее закрытый «господствующий политический класс». Он отмечал, что политическое руководство всегда эффективно в руках меньшинства, так как только элита способна выполнять в обществе значимые функции. Г. Моска выделил три идеальные модели развития политической элиты: а) увековечивание «политического класса»; б) слабое обновление «политического класса»; в) радикальное обновление «политического класса» в результате революции или политического переворота. Р. Михельс (1876–1936) в книге «Социология партий в современной демократии» анализирует проблемы взаимодействия партийной элиты и партийных масс. Он показал, что партийным системам (партиям) по мере их развития свойственна тенденция олигархического перерождения – захвата власти меньшинством и подчинения себе большинства (партийного). v 17 Лидерство – это способность влиять на отдельные личности и группы людей, направляя их усилия на достижение целей организации или индивида. Лидер (от англ. leader – ведущий) – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе. В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней. 1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы. 2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов. 3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института. Функции лидера - главные направления его деятельности.
2) Ориентационную. Через выработку политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных групп общества, лидером на практике осуществляется достижение целостности и гармонии социальных интересов. 3) Инструментальную. Политический лидер предлагает механизм осуществления своего курса (программы) посредством принятия политических решений и обеспечения их ресурсами. 4) Мобилизационную. Эта функция становится актуальной, когда лидер стремится осуществить глубокие преобразования в обществе. Мобилизация населения – это реализация лидером мобилизационной функции, которая может достигаться на основе возбуждения народного энтузиазма, симпатии к лидеру, его харизмы, но связана и с созданием экономических стимулов. 5) Коммуникативну ю. Лидер стремится обеспечить устойчивую форму политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями. 6) Функцию социального арбитража и патронажа. Она развита в основном в странах, где высока степень зависимости личности от власти. Лидер призван выступать гарантом справедливости, законности и порядка, защиты граждан от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод граждан. 7) Функцию легитимности политического порядка. Эту функцию может выполнять лидер в тоталитарных и авторитарных государствах. Функция заключается в обосновании правомерности существующего политического режима и часто проявляется в формах прямого обожествления личности лидера.
v 18 Культура (от лат. «возделывание», «воспитание») – способ общественного самовоспроизводства человека и человечества, исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения. Функции политической культуры: 1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность; 2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт; 3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей; 4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации; 5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.
v19 Международные отношения – это сфера межгосударственного, межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т. д. В качестве основных субъектов международных отношений и мировой политики выступают прежде всего государства и международные организации. Государства являются наиболее влиятельными и организованными субъектами, сосредоточившими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь. Именно через государство народы и нации организованно представляют свои интересы на мировой арене. Цивилизованное общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни. Государство контролирует деятельность иных участников международных связей – его административных единиц (областей, краев, регионов), общественных организаций, фирм, индивидов. Субъекты международных отношений – международные политические или военно-политические, общественные и профессиональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ). Современные тенденции международных отношений: интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека и обеспечения всех аспектов его безопасности; решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле. Это меры по сохранению мира, минимизации военной опасности, сохранению окружающей среды, борьбе с эпидемическими заболеваниями и преступностью; демилитаризация и демократизация – решительный отказ от военно-силовых методов решения проблем; уважение прав всех субъектов международных отношений.
|