![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура и организация детской поликлиники. Анализ основных показателей деятельности детской поликлиники
Детская поликлиника — лечебно-профилактическое учреждение по оказанию внебольничной медицинской помощи детям от рождения до 15 лет и учащимся образовательных учреждений независимо от возраста. Детские поликлиники могут быть самостоятельными или являются структурными подразделениями детской больницы, крупной городской поликлиники, ЦРБ и т.д. Главное направление деятельности детской поликлиники — обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка, проведение первичной профилактики заболеваний, оказание лечебной помощи больным детям, организация лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и состоянии здоровья. В настоящее время детская городская поликлиника обеспечивает в районе своей деятельности: 1) организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем: — наблюдения за новорожденными, проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей; — проведения профилактических прививок в установленные Министерством здравоохранения сроки; — проведения лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школе матерей и тд.; 2)лечебно-консультативную помощь детям на дому и в поликлинике, в том числе квалифицированную специализированную медицинскую помощь; направление детей на лечение в стационары, на восстановительное лечение в санатории; проводит отбор детей в оздоровительные учреждения; 3) противоэпидемические мероприятия (совместно с центром санитарно-эпидемиологического надзора); 4) лечебно-профилактическую работу в детских организованных коллективах. Структура детской поликлиники строится в соответствии с поставленными перед ней задачами и включает: — фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами; — кабинеты врачей-педиатров и врачей «узких» специальностей; — кабинет по профилактической работе с детьми (кабинет здорового ребенка); — отделение восстановительного лечения; — лечебно-диагностические кабинеты (рентгеновский, физиотерапевтический, лечебной физкультуры и др.); — прививочный кабинет; — регистратура, гардероб и другие вспомогательные помещения, холлы для ожидания; — административно-хозяйственная часть (в самостоятельных поликлиниках. В современных условиях в городах организуются и строятся преимущественно крупные детские поликлиники на 600—800 посещений в смену, имеющие все условия для правильной организации лечебно-профилактической работы: необходимый набор помещений для специализированных кабинетов, залы лечебной физкультуры, бассейна для плавания, водо— и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, передвижные физиотерапевтические кабинеты для дошкольных и школьных учреждений. Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники. Он осуществляет динамическое наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием детей; занимается профилактикой заболеваний и травматизма среди детей; обеспечивает своевременную и качественную диагностику с целью выявления преморбидных состояний и ранних форм заболеваний; лечение больных детей в поликлинике и на дому; отбор детей, нуждающихся влечении у врачей «узких» специальностей, госпитализации, санаторно-курортном лечении; проводит профилактическую и лечебную работу в детских организованных коллективах. Вся деятельность участкового врача-педиатра строится в соответствии с задачами детской поликлиники в четырех основных направлениях: — профилактическая работа; — лечебная работа; — противоэпидемическая работа; — лечебно-профилактическая работа в детских организованных коллективах. Анализ деятельности детской поликлиники включает следующие пункты: · общую характеристику поликлиники; · численность и состав детского населения; · медицинское обслуживание новорожденных детей и детей 1 года жизни; · организацию приёма детей в поликлинике и обслуживание их на дому; · профилактическую работу детской поликлиники и её результаты Основные показатели работы детской поликлиники рассчитываются следующим образом: 1. Обеспеченность населения врачами-педиатрами: число врачебных должностей врачей-педиатров х 10 000 среднегодовая численность населения 2. Показатель участковости на дому: число посещений, сделанных участковыми педиатрами к детям своего участка на дому х 100% число посещений участковым и педиатрами на дому Этот показатель при правильной работе участковых врачей-педиатров достигает 85-90%. 3. Укомплектованность поликлиники врачами: число занятых врачебных должностей х 100% число штатных врачебных должностей 4. Возрастной состав детей на конец года: число детей в возрасте до 1 года, состоящих под наблюдением поликлиники х 100% общее число детей, состоящих под наблюдением поликлиники 5. Среднее число детей на одном участке: количество детей, обслуживаемых поликлиникой число педиатрических участков 6. Среднее число детей первого года жизни на участке: среднегодовое число детей в возрасте до 1 года в поликлинике число педиатрических участков 7. Объем врачебной помощи больным детям на дому: число посещений педиатрами на дому х100 % общее число всех посещений к педиатрам (в поликлинике + на дому) 8. Полнота охвата детей периодическими осмотрами: число лиц, фактически осмотренных число лиц, подлежащих осмотру
9. Показатель участковости на приёме участковых врачей-педиатров характеризует организацию приёма: число посещений участкового педиатра детьми своего участка х100 % общее число посещений, сделанных к участковым педиатрам Величина этого показателя может быть разной (90-95%) и зависит от организации приёма к участковым педиатрам. 10. Процент активных посещений на дому можно вычислить на основании данных «Дневники врача» (Ф. 039/у): число посещений на дому, сделанных активно х 100% число посещений участковым педиатром больных на дому В норме показатель составляет 30-60%. 11. Среднее число посещений на врачебную должность в год (функции врачебной должности): число посещений в поликлинике + число посещений на дому число занятых врачебных должностей 12.Среднечасовая нагрузка врача-педиатра. Её можно рассчитать при разработке данных дневника врача (Ф. 039/у). Этот показатель получают в расчёте на год, за месяц: число посещений врача в поликлинике число фактически проработанных часов по графику на приеме в поликлинике Оценка ведётся путём сравнения с нормативом: 5 посещений в час. Аналогично рассчитывают показатель среднечасовой нагрузки при работе педиатра на дому. 13. Общая заболеваемость: общее число заболеваний, зарегистрированных в районе деятельности поликлиники х 100% средняя численность обслуживаемого населения 14. Частота и распространённость важнейших заболеваний: число зарегистрированных заболеваний данной нозологической формы х 100% средняя численность обслуживаемых детей 15. Показатель диспансеризации больных детей: число больных, состоящих на диспансерном учёте на конец года х 100% общее количество больных детей на участке Важное значение имеет расчёт показателей профилактической работы детской поликлиники: 16. Охват дородовым патронажем: число детей, к матерям которых был выполнен дородовой патронаж участковой медицинской сестрой детской поликлиники х100 % общее число новорожденных, поступивших под наблюдение поликлиники 17. Ранний охват новорожденных наблюдением участкового врача (медицинской сестры): число новорожденных, поступивших под наблюдение поликлиники, которых врач (медицинская сестра) посетил в первые 2-3 дня после выписки из родильного дома х 100 % число новорожденных, поступивших под наблюдение поликлиники
18. Систематичность наблюдения детей первого года жизни врачом (медицинской сестрой): число детей, достигших 12 мес в отчетном году и наблюдавшихся врачом (медицинской сестрой) без длительных перерывов. 100% число детей, достигших 12 мес в отчетном году При расчёте этого показателя следует учитывать детей, достигших 12 месяцев в отчётном году, поскольку важно охарактеризовать качество наблюдений за весь год жизни данного ребёнка, а не за календарный год. Систематическим наблюдением за ребёнком в возрасте до 1 года является наблюдение с перерывом не более 2 месяцев. В летнее время допускается перерыв до 3 месяцев. 19. Показатель частоты грудного вскармливания: число детей, находившихся только на грудном вскармливании до 4 мес. 100% число детей, достигших 12 мес в отчетном году 20. Показатель частоты раннего прикорма или искусственного вскармливания: число детей первых 4 месяцев жизни, находившихся на раннем прикорме или искусственном вскармливании. 100% число детей, достигших 12 мес в отчетном году 21. Показатель частоты рахита (гипотрофии II-III степени) у детей к 1 году жизни: число детей, у которых сохранились проявления рахита (гипотрофии II – III степени) у детей к 1 году жизни. 100% число детей, достигших 1 года 22. Качество профилактической помощи детям раннего возраста оценивают с помощью так называемого индекса здоровья: число ни разу не болевших детей на первом году жизни (достигших 1 года жизни). 100% число детей, достигших 1 года жизни
6. Основы взаимодействия между участниками и субъектами ОМС в соответствии с ФЗ от 29.11.2010 №326 «Об обязательном медицинском страховании в РФ» Обязательное медицинское страхование (ОМС) – один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания.
Принципы организации: государственность, всеобщность, некоммерческий характер. Государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создаёт специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения мед., лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых госпрограммами ОМС.
Нормативно-законодательными актами, в которых заложены правовые основы системы ОМС являются Конституция РФ, Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 г. № 1499-1, ежегодно утверждаемая Правительством РФ Программа гос. гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, Типовые правила обязательного мед. страхования. Для реализации государственной политики в области ОМС граждан созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС.
Глава 3. ФЗ № 326. Статья 9. Субъекты ОМС и участники ОМС: 1. Субъектами ОМС являются: 1) застрахованные лица; 2) страхователи; 3) Федеральный фонд. 2. Участниками ОМС являются: 1) территориальные фонды; 2) страховые медицинские организации; 3) медицинские организации. В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд ОМС и 84 территориальных фондов ОМС для реализации гос. политики в области ОМС как составной части гос. социального страхования. Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет обязательных взносов различных категорий страхователей. Все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности (работодатели, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства) обязаны платить страховые взносы за работающее население в составе единого социального налога. Тарифы страховых взносов установлены по регрессивной шкале в зависимости от категории налогоплательщика.
Страховые взносы уплачиваются со всех выплат, начисленных в пользу работников в денежной и натуральной форме за исключением выплат, осуществляемых за счет чистой прибыли, компенсационных выплат, социальных выплат и некоторых других. Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование установлен в размере 3, 6% по отношению к начисленной оплате труда. Из них в: Федеральный фонд ОМС — 0, 2%; территориальные фонды ОМС — 3, 4%. Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. За неработающее население страховые взносы на ОМС обязаны платить органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят детей, учащихся, инвалидов, пенсионеров, безработных. Органы исполнительной власти обязаны перечислять средства на ОМС неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели. Механизмы взаимодействия между субъектами ОМС: 1) организационные, 2) финансовые, 3) информационные, 4) статистические, 5) правовые, 6) контроль. Основное содержание модернизации системы ОМС и условий ее осуществления: Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: 1)обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам; 2)обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС; 3) устранение недостатков, накопившихся в системе за период ее существования; 4) гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия ОМС, здравоохранения и граждан. Модернизация системы финансирования включает расширение и укрепление финансовой базы ОМС.Формирование механизмов эффективного расходования средств ОМС, в том числе принятие положений, предусматривающих обязанность страховщиков выбирать медицинские организации, предоставляющие медицинскую помощь, в которых оптимально сочетаются критерии цены и качества.Определение единого порядка движения финансовых средств в системе ОМС, предполагающего разработку и внедрение новых договорных отношений со страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, использование унифицированных способов оплаты медицинской помощи, которые должны играть роль финансовых нормативов, формирующих доходную базу организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь, за счет государственных источников финансирования. Расширение организационно-правовых форм в здравоохранении как условие модернизации ОМС.
|