Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка и основные положения первого советского семейного кодекса. КЗАГС 1918г.






В сентябре (16) 1918 г. ВЦИК утвердил «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» (КЗАГС) РСФСР – первый кодифицированный акт в истории советского права. В годы Гражданской войны был принят первый советский кодекс — Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. В кодексе получили развитие положения первых советских декретов о браке и семье. Кодекс признавал действительным «только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния». Вместе с тем он признавал церковный брак, заключенный до 20 декабря 1917 г. Религиозный брак, заключенный после этой даты, никаких юридических последствий не порождал.

Брачный возраст был установлен для мужчин в 18 лет, для женщин в 16 лет. Кодекс исходил из принципа равноправия женщины и мужчины в браке. В нем устанавливалось, что перемена места жительства одним из супругов не влекла за собой обязанности для другого супруга следовать за ним. Брак не приводил к общности имущества для супругов, они могли вступать между собой во все дозволенные законом имущественно — договорные отношения. Кодекс предусматривал право нуждающегося супруга на получение содержания, если он в состоянии делать это.

Важное значение имело положение кодекса, по которому при разном гражданстве брачующихся «перемена гражданства может последовать только по специальному желанию жениха или невесты на общем основании». Кодекс устанавливал равенство прав родителей в отношении детей. По Кодексу родительские права осуществлялись родителями совместно и исключительно в интересах детей. При неправомерном осуществлении их суд мог лишать родителей их прав. Одновременно была закреплена обязанность детей предоставлять содержание своим лишившимся трудоспособности и нуждающимся родителям.

Особенность Кодекса 1918 г. состояла в том, что он отменял институт усыновления. Это было связано с тем, что в условиях, когда имелось много беспризорных детей, усыновление могло быть использовано для эксплуатации их труда.

Основные положения Кодекса:

1) подчеркивалось, что церковный брак не порождает никаких юридических последствий;

2) уравнивались права полов, теперь переезд одного из супругов (в частности, мужа) не влек обязанности другого (жены) следовать за ним;

3) отменялся принцип общности имущества супругов (они могли вступать во все незапрещенные законом имущественно-договорные отношения);

4) устанавливался принцип раздельности имущества родителей и детей;

5) запрещалось усыновление;

6) воспитание детей – общественная обязанность родителей, а не их частное дело; общество имеет право вмешиваться в воспитание детей;

7) сохранился общий брачный возраст: для мужчин – 18 лет, для женщин – 16, но снижения возраста для коренных жителей Закавказья не было;

8) устанавливалась процедура признания отцом по заявлению матери в отношении внебрачных детей, чей отец не известен;

9) появились алиментные обязательства перед нетрудоспособными и нуждающимися дедами, бабками, внуками, братьями или сестрами трудоспособных родственников.

52.Систематизация советского трудового, земельного и процессуального права в годы гражданской войны (лето 1918 – 1920гг.)

Основным законодательным актом Советского государства в области трудовых отношений стал Кодекс законов о труде (КЗОТ) принятый в конце 1918 г. Он регулировал труд «лиц, работающих за вознаграждение», т.е. и тех, кто работал на государственных предприятиях, и тех, кто работал на частных предприятиях. Кодекс провозглашал право на труд, кодекс не обеспечивал это право материальными гарантиями.

Кодекс законов о труде регламентировал рабочее время, закреплял восьмичасовой рабочий день. В нем содержались нормы о еженедельном отдыхе, праздничных днях и ежегодных отпусках. Продолжительность ежегодного отпуска за шесть месяцев работы определялась в две недели, за год — месяц.

КЗОТ так же, как и Конституция РСФСР 1918 г., устанавливал всеобщую трудовую повинность, т.е. обязанность граждан трудиться. Для реализации трудовой повинности были образованы Главный комитет по труду и местные комитеты по труду. В Положении Главкомтруда от 7 апреля 1920 г. предусматривалось принудительное привлечение к общественно полезному труду: лиц, живущих на нетрудовой доход; не имеющих определенных занятий; безработных, не зарегистрированных в органах учета и распределения рабочей силы. К трудовой повинности также привлекались: хозяева, ремесленники, кустари, не зарегистрированные соответствующими органами, и зарегистрированные, но нарушающие кодекс о труде и правила, установленные для частных предприятий; торговцы, нарушающие правила частной торговли; советские служащие, занимающиеся посторонними делами в рабочее время или манипулирующие службой; фиктивно учащиеся.

Милиция должна была оказывать содействие комитетам труда, выявлять лиц, обязанных нести трудовую повинность, и обеспечивать их участие в общественно полезном труде.

Кроме того, законодательством было предусмотрено введение трудовых книжек для граждан РСФСР, достигших 16 летнего возраста. Трудовые книжки свидетельствовали об участии их владельца в производственной деятельности, служили удостоверением личности, являлись документом на получение продовольственных карточек, а также давали право на социальное обеспечение в случае утраты трудоспособности и при безработице.

Надо сказать, что в условиях Гражданской войны многие нормы КЗОТ практически не действовали. Советское государство издавало специальные акты, которые заменяли собой нормы кодекса. Таковыми были Общее нормальное положение о тарифе от 2 мая 1919 г. и Общее положение о тарифе от 17 июня 1920 г. Эти акты касались не только заработной платы, но регулировали и рабочее время, и время отдыха, нормы выработки, прием на работу и увольнение.

Особую группу норм трудового права составляли нормы, регулирующие дисциплину труда. 14 ноября СНК РСФСР издал Декрет о рабочих товарищеских судах. Создаваемые на предприятиях товарищеские суды могли применять санкции в отношении тех, кто допустил нарушение трудовой дисциплины (прогул, недобросовестное или небрежное отношение к своим обязанностям) — выговор, перемещение на низшую должность, посылка на тяжелые общественно необходимые работы, увольнение с лишением свободы.

В годы Гражданской войны социальное страхование было заменено социальным обеспечением из государственного бюджета для нетрудоспособных и безработных.

Основным нормативно-правовым актом, регулировавшим земельные отношения, являлось «Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», принятое ВЦИК в феврале 1919 г.

Положение устанавливало, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она не состояла, считалась единым государственным фондом, который находился в распоряжении народных комиссариатов и подведомственных им органов власти.

Положение о землеустройстве ориентировало на постепенное обобществление землепользования, т.е. создание коллективных форм хозяйства. Единоличное землепользование рассматривалось как проходящее и отживающее. Коллективные формы хозяйства пользовались льготами при проведении землеустройства. Внеочередные землеустроительные работы проводились при отводе земель для совхозов и сельскохозяйственных коммун. После них земли отводились артелям, товариществам по совместной обработке земли, а затем единоличникам. Совхозы и коммуны рассматривались как наиболее эффективные формы коллективного землепользования, способные поднять производительность сельского хозяйства.

Положение о социалистическом землеустройстве отграничивало сельскохозяйственные земли от земель специального назначения: городских, поселковых, культурных, земель, занятых промышленными предприятиями. Земли специального назначения не могли передаваться в единоличное пользование.

Советское государство всемерно способствовало развитию коллективных хозяйств, хотя и не форсировало их создание. Тем не менее, в 1920 г. в РСФСР насчитывалось более 10 тыс. таких хозяйств. Важное значение придавалось созданию устойчивости трудового крестьянского землепользования с целью повысить материальную заинтересованность единоличных крестьянских хозяйств. Для этого ограничивалось применение принципа уравнительного землепользования, введенного Декретом о земле. 30 апреля 1920 г. был издан декрет СНК РСФСР «О переделах земли», который указывал, что частые переделы земли, проводившиеся в обществах с общинной формой землепользования, «сопровождаются понижением производительности сельского хозяйства». Декрет запрещал производство полных переделов земли.

Декрет СНК РСФСР от 27 мая 1920 г. «Об увеличении размера землепользования в трудовых хозяйствах» оставлял в хозяйствах, ведущих интенсивное земледелие без применения наемного труда, то количество земли, которое фактически имелось в его пользовании.

Первым актом нового государства о суде был декрет СНК РСФСР от 24.11.1917 г.

N 1 " О суде". Этот декрет упразднял всю старую судебную систему и создавал первые советские местные суды, ставшие впоследствии основным звеном Советской судебной системы. К их компетенции относилось рассмотрение уголовных дел, по которым обвиняемому угрожало наказание не свыше 2 лет лишения свободы, а гражданский иск не превышал 3 тыс. рублей. Приговоры местных судов были и не подлежали обжалованию в апелляционном порядке. Суды рассматривали дела в составе постоянного судьи и двух заседателей, избираемыми местными Советами.

Предварительное следствие по уголовным делам возлагалось на местных судей единолично, причем их постановления о личном задержании и предании суду должны были подтверждаться постановлением всего местного суда. Уголовные дела на фронтах разрешались местными судами, которые тем же порядком избирались полковыми Советами или комитетами.

Для борьбы против контрреволюции и решения дел о мародерстве, хищениях, саботаже и прочих злоупотреблений торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц Декретом утверждались рабочие и крестьянские революционные трибуналы в составе одного председателя и шести заседателей, избираемыми губернскими и городскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Предварительное следствие по этим делам производилось особыми следственными комиссиями, которые образовывались при тех же Советах.

07.03.18 г. ВЦИК принял Декрет " О суде" N 2. По этому декрету местные суды были переименованы в местные народные суды. Для рассмотрения дел, превышающих подсудность местного суда, создавались окружные суды.

Предусматривавшиеся этим Декретом областные народные суды и Верховный судебный контроль фактически созданы не были. Декрет N 2 " О суде" закрепил важнейшие принципы правосудия: " судоговорение" на местных языках (ст.7); свободу суда от каких-либо формальных соображений при рассмотрении вопроса о допуске доказательств (ст.14); установил порядок пересмотра приговоров и решений суда (ст.4-6); равноправие народных заседателей с судьей.

Положением о народном суде РСФСР от 30.11.18 г. на всей территории республики учреждался единый народный суд, который рассматривал уголовные дела в составе постоянного народного судьи и двух или шести (в зависимости от категории дела) народных заседателей. К компетенции народного суда были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных деяниях и выступлениях, дискредитации Советской власти и шпионаже, рассматривавшихся революционным трибуналом (ст.4). 12 апреля 1919 г. ВЦИК РСФСР принял Положение о революционных трибуналах, определившее организацию и порядок деятельности всех революционных трибуналов, кроме военно-революционных. Революционные трибуналы учреждались во всех губернских городах республики, по одному на губернию с целью " рассмотрения дел о контрреволюционных всяких иных деяниях, идущих против всех завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета Советской власти". Революционные трибуналы действовали в составе председателя суда и двух членов, избираемыми местными Советами или их исполкомами из числа ответственных политических работников сроком на 1 месяц.

Кассационные жалобы и протесты на приговоры революционных трибуналов рассматривал кассационный трибунал при ВЦИК. Таким образом, в период гражданской войны сложились две системы судопроизводства - по обычным гражданским и уголовным делам - народные суды, и революционные трибуналы - по делам о государственно-политическим преступлениям.

53.Развитие советского уголовного права в годы гражданской войны. «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР» 1919г.

Первой попыткой систематизации уголовного права был циркуляр Кассационного отдела ВЦИК, изданный еще в октябре 1918 г. Затем был создан Перечень уголовно наказуемых деяний и наказаний, применяемых советскими судами. Наконец, коллегия Наркомата юстиции решила создать Наказ судьям по применению уголовного права. Он был задуман как инструкция Наркомата, т.е. подзаконный акт, но должен был содержать Общую и Особенную части, как настоящий Уголовный кодекс. Полностью это решение выполнено не было, но на основе Общей части Наказа были созданы в декабре 1919 г. знаменитые Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. В 1920 г., по мере улучшения военной обстановки, начинается работа и непосредственно над кодексом. Был утвержден план УК и началась разработка его конкретных глав.

12 декабря 1919 г. Наркомюст утвердил Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Документ состоял из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действий уголовного права.

Новое уголовное право должно было основываться на принципе целесообразности, который противопоставлялся принципу законности.

Под преступлением понималось нарушение общественных отношений, охраняемых уголовным правом. Уголовная ответственность наступала с 14 лет.

Наказание определялось как мера принудительного воздействия, посредством которой власть обеспечивает сохранение данного порядка общественных отношений от преступников.

Система наказаний включала: внушение, общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, бойкот, исключение из коллектива, возмещение ущерба, отстранение от должности, конфискацию имущества, лишение политических прав, объявление «врагом народа», принудительные работы, лишение свободы, объявление вне закона, расстрел.

При определении меры наказания суд учитывал: социальное положение преступника, политический или личный характер мотивов преступления, степень осознания преступником своего деяния, соучастие, профессионализм преступника, наличие насилия, характер объекта преступления, а также другие обстоятельства.

Уголовное право РСФСР действовало на всей территории страны в отношении как ее граждан, так и иностранцев, совершивших преступления в РСФСР или на территории другого государства.

54.Образования СССР: периодизация, правовая база и последствия.

К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей. Вслед за РСФСР возникли УССР и БССР. В 1922г. Красная Армия вторглась в Хиву и Бухару, где были образованы Хорезмская и Бухарская народные республики. С апреля 1920 г. по февраль 1921 г. советская власть была установлена (в ходе борьбы с националистами) поочередно в Азербайджане, Армении, Грузии путем ввода Красной Армии. Наш договор с Грузией оказался клочком бумаги. В 1922 г. эти три республики вступили в ЗСФСР. Сложилась конфедерация республик единого советского типа. Часть территории бывшей Империи не вошла в этот союз, и там образовались независимые национальные государства (буржуазно-демократические) - Латвия, Литва, Эстония, Польша, Финляндия. Попытки их советизации провалились. В августе 1922г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Наркомнаца предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных (" проект автономизации"). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако, В.И.Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиканскими, а в федерацию объединялись равноправные, а не подчиненные РСФСР республики.

Среди причин образования СССР важное место занимали также внешние факторы, угроза новой военной интервенции, экономическая изоляция Советской страны, попытки дипломатического нажима Запада на советские республики. К 1922 г. централизация руководства обороной страны была налицо. Определенные успехи были достигнуты и в объединении республик по линии дипломатической и внешнеторговой. Однако полного единства здесь пока не было. А послевоенная обстановка выдвигала на первый план именно это требование. Наконец, перехода к новым формам отношений требовала и необходимость укрепления дружбы народов, устранения проявлений шовинизма и национализма. Сама природа Советской власти, интернациональной по своей сущности, объективно сплачивала народы, но несовершенство форм отношений между республиками, сложившихся к 1922 г., порождало определенные трения. Нужно было переходить к новой, более совершенной форме государственного единства Советской страны. Процесс преобразования федеративных отношений между советскими республиками начался весной 1922 г. В советской литературе обычно дело изображалось так, что этот процесс был естественным результатом объединительного движения народов. Конечно, за 5 лет, прошедших после Октября, народы убедились, что раздельное существование национальных республик ни к чему хорошему не приведет. Все более крепла вера, что спасение и развитие страны возможны только в условиях объединения разрозненных национальных районов. Однако каких-либо проявлений объединительного движения в начале 1922 г. как будто бы не наблюдалось. Во всяком случае собраний, митингов, демонстраций, выступлений в печати с требованием создать более совершенную форму федерации не отмечается. Наоборот, документы показывают, что инициатива изменения этих форм пошла не снизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Начали движение не массы, а чиновники, притом как раз не в направлении к централизации, а в сторону ограждения прав республиканских органов управления от директив центра.

11 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму ЦК вопроса о взаимоотношениях республик. В сентябре комиссией был рассмотрен и единогласно принят проект, разработанный И.В. Сталиным, предусматривавший включение Белоруссии, Украины, Закавказья в РСФСР в качестве автономных республик. Это был известный проект " автономизации" союзных республик. Проведение его в жизнь означало бы умаление прав союзных с РСФСР советских государств, подчинение их России. Не случайно этот проект вызвал определенные возражения в партийных органах некоторых республик. Материалы обсуждения проекта в республиках были пересланы больному Ленину, результатом чего явилось письмо Владимира Ильича членам Политбюро, где он сформулировал свою идею образования СССР. В письме, написанном 26 сентября 1922 г., Ленин предлагал объединить советские республики в союзное государство, все члены которого были бы равноправными. Союзные республики, по мысли В.И. Ленина, оставаясь суверенными, передавали в то же время определенные важнейшие функции управления в ведение федерации, носящей название Союза Советских Социалистических Республик. В октябре 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) принял решение о необходимости объединения советских республик на основе ленинских принципов. В ноябре Политбюро ЦК РКП(б) одобрило " Основные пункты Конституции СССР", на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссия ЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР. Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне. Можно сказать, что именно партии прежде всего мы обязаны созданием нового союзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всю страну, возглавляемая едиными центральными органами, обеспечила организационную, пропагандистскую и другую работу, направленную на создание Союза.

приняты постановления о необходимости создания СССР. После этого собрался X Всероссийский съезд Советов, признавший своевременным объединение четырех независимых республик в Союз Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 г. в Москве открылся исторический I съезд Советов Союза ССР, состоявший из представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказья. Почетным председателем съезда

был единодушно избран В.И. Ленин, который по болезни не мог присутствовать на нем. Съезд утвердил в основном Декларацию и Договор об образовании СССР, предварительно подписанные конференцией полномочных делегаций объединяющихся республик. Декларация провозглашала образование СССР, характеризовала исторические условия, в которых происходило это событие, определяла основные принципы объединения республик. Договор закреплял объединение РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР в одно союзное государство, определял систему высших органов власти и управления СССР, основные черты взаимоотношений органов Союза с органами республик, решал вопросы гражданства, бюджетных отношений, закреплял право выхода союзных республик из Союза. В Договоре предусматривались широкие права Союза Советских Социалистических Республик. К компетенции Союза были отнесены международные отношения, в том числе и внешнеэкономические, установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, а также заключение концессионных договоров, руководство транспортом и связью, вооруженными силами, утверждение единого государственного бюджета, формирование монетной, денежной и кредитной систем, а также системы общесоюзных, республиканских и местных налогов, общих начал землеустройства и землепользования, пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза, основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданское и уголовное законодательство, установление основных законов о труде, общих начал народного просвещения. В компетенцию Союза входило и основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев, отмена нарушающих союзный Договор постановлений съездов Советов, центральных исполнительных комитетов и Советов народных комиссаров союзных республик и некоторые другие вопросы. В Договоре устанавливалось, что утверждение, изменение и дополнение его могут производиться исключительно Съездом Советов Союза, т.е. верховным органом государства. Никаких указаний о возможности отмены, денонсации, аннулирования Договора в тексте не содержалось. Образование СССР увенчало развитие федеративных отношений независимых советских республик, зародившихся еще во время Великой Октябрьской социалистической революции. Оно знаменовало, что существовавшее, довольно несовершенное по форме, федеративное объединение республик теперь превращалось в единое могучее союзное государство.

55.Судебная реформа 1922г.: цели, правовая база и результаты.

В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало новой судебной реформе. Наряду с единой системой народных судов РСФСР создавались специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые сессии народных судов, земельные комиссии, арбитражные комиссии (при СТО и губэкосо). Судьи и заседатели народных судов избирались губисполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы. Верховный суд РСФСР избирался ВЦИК и был надзорной инстанцией, для губернских судов -кассационный, по делам об особо опасных преступлениях - первой инстанцией. Изменилась система революционных трибуналов. Их число резко сократилось. Сохранились лишь военные трибуналы фронтов, округов, корпусов и дивизий, военно-транспортные трибуналы в семи городах страны. Девятый Всероссийский съезд советов принял постановление об упразднении ВЧК, а в феврале 1922 г. Президиум ВЦИК издал декрет о создании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД. Органы ГПУ получали право на проведение розыскных действий, дознания, предварительного следствия и мер администра­тивного воздействия. При этом внесудебные репрессии (применявшиеся ране ВЧК) отменялись, подготовленные следственными органами ГПУ дела передавались в судебные инстанции. Вместе с тем процессы, происходившие в сфере советской юстиции, создавали основу для усиления политических репрессий против оппозиции правящему режиму. В 1922 г. все места лишение свободы (кроме лагерей ГПУ) были объединены в систему, которой руководило Главное Управление мест заключения НКВД, начала складываться система ГУЛАГа. В феврале 1922 г. были конфискованы церковные драгоценности. Сопротивление, вызванное этой мерой, подавлялось военными и административными средствами. В июле 1922 г. в составе церкви выделилась группа священников, готовых сотрудничать с новой властью. После смерти патриарха в 1925 г. новые выборы не состоялись, а взявший на себя исполнение патриарших обязанностей митрополит Петр в был сослан в Сибирь. Другой преемник патриарха митрополит Сергий призвал в июне 1927 г. " к подчинению законной власти России".


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал