Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первая кодификация советского административного права.
Административное право. Вспомним, что такое законодательство до сих пор не было кодифицировано. Единственным кодексом, созданным в стране за весь советский период в этой отрасли, был Административный кодекс Украины 1927 г., о котором мы уже говорили. Но в данный период сделали большой шаг в кодификации административного права. В 1980 г. приняли Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Вслед за ними в республиках разрабатывались соответствующие кодексы. Как видно даже из названия упомянутых законов, они посвящены более узкой сфере правоотношений, чем старый украинский кодекс. В новых законах Союза и республик речь идет именно об административных правонарушениях, об их определении, борьбе с ними, формах ответственности. Следовательно, затрагивается отнюдь не вся сфера административных правоотношений. Указом ПВС СССР от 30 октября 1981 года внесены изменения в Основы гражданского законодательства 1961 года, в том числе и по вопросам защиты чести и достоинства граждан, а также регулирования обязательственных отношений. Впервые в истории советского права в октябре 1980 года приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административной ответственности. В них сформулированы положения об административной ответственности, о круге органов лиц, уполномоченных налагать административные взыскания, о порядке рассмотрения и разрешения административных дел. Впервые в советском законодательстве давалось определение административного правонарушения – противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, либо на установленный порядок управления, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. К таким правонарушениям относились: нарушения ПДД, мелкое хулиганство, пьянство, мелкие хищения и спекуляция. Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста. Соблюдение законов, охрану общественного порядка, прав и свобод граждан должны были обеспечивать советы народных депутатов. Они же координировали на своей территории работы государственных и общественных органов по предупреждению административных проступков. Все дела, не отнесенные законодательством к компетенции иных органов, разрешались административными комиссиями при исполнительных комитетах местных советов народных депутатов. Основы закрепляли и уточняли сложившуюся систему административных взысканий – предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, ставшего орудием или объектом административного проступка; лишение прав управления транспортным средством, права охоты и как крайняя мера – исправительные работы до 2 месяцев и административный арест до 5 суток. При этом конфискация, лишение водительских прав и права охоты, а также исправительные работы могли устанавливаться только законодательными актами Союза ССР и союзных республик, а административный арест – только законодательными актами СССР.
|