Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент М. Шерифа.






Эксперимент проводится в течение нескольких дней. Участника эксперимента помещают в тёмную комнату. В нескольких метрах от него на несколько секунд появляется неподвижная светящаяся точка. Затем она исчезает, после чего участник эксперимента должен определить, на какое расстояние переместилась точка. Предположим, он отвечает, что точка переместилась на 15 сантиметров. На следующий день всё повторяется, но теперь уже в группе, каждый член которой выдвигает собственные предположения, значительно отличающиеся от ответа испытуемого (например, 2, 5 или 5 сантиметров). Это приводит к тому, что последний изменяет собственный ответ под давлением группы в её же пользу (то есть расстояние уменьшается). В результате обычно складывается групповая норма, которая, тем не менее, не соответствует действительности.

Ещё одна форма «социального инфицирования» – это так называемый «эффект хамелеона». Подопытный сидит вместе с человеком (на самом деле это помощник экспериментатора), который время от времени или трет лицо, или начинает покачивать ногой. Если подопытный начинает повторять эти действия, то это, с высокой долей вероятности, будет автоматическим поведением без сознательного намерения приспособиться к другому, позволяющее человеку почувствовать то, что чувствуют другие.

Эксперименты Милгрэма – это изучение уступчивости в её экстремальной форме, то есть подчинения. При оптимальных условиях, т. е. тогда, когда отдающий приказы человек олицетворяет легитимную власть (1-ый фактор) и находится рядом (2-ой фактор), когда жертва где-то далеко, а не у тебя перед глазами (3-ий фактор), а рядом нет никого, кто мог бы показать пример неповиновения (4-ый фактор), 65% испытуемых, взрослых мужчин, полностью подчинились приказу «наказать» ударами электрического тока невинную и протестующую жертву, находившуюся в соседней комнате.

К факторам, влияющим на конформизм, можно также отнести:

1. сомнение в собственной правоте,

2. численность группы (в группах от 3 до 5 человек конформизм максимален),

3. дробление на группы (конформизм более заметен тогда, когда несколько маленьких групп разделяют одно мнение, нежели в том случае, когда этого мнения придерживается одна большая группа),

4. единодушие членов группы (если хотя бы один высказывает альтернативное мнение, конформизм значительно ослабевает),

5. сплочённость группы (чем сильнее сплоченность членов группы, тем сильнее группа влияет на них),

6. статус (чем выше социальный статус человека, тем более заметно его влияние),

7. публичность выбора (люди проявляют больший конформизм тогда, когда должны отвечать публично),

8. отсутствие предварительных заявлений (человеку сложно отказаться от высказанного ранее мнения),

9. личностные качества,

10. культурные традиции и историческая эпоха (например, индивидуализм на западе и коллективизм на востоке).

Группа может оказывать нормативное и информационное влияние. Нормативное влияние «ответственно» за то, что человек предпочитает «идти в ногу с толпой», чтобы не быть отвергнутым ею (все так делают, значит, так делать должен и я). Информационное влияние опирается на желание иметь знания, отражающие реальность, когда эта реальность неоднозначна (другой может знать лучше, чем я).

Сопротивление конформизму бывает двух видов:

1) Реактивное сопротивление (эффект бумеранга). Попытка навязать мнение лишь увеличит вероятность того, что человек его не примет, так как подобные действия человек воспринимает как угрозу собственной свободе и самостоятельности.

2) Утверждение собственной уникальности. Людям комфортнее при осознании собственной уникальности. Мы стремимся не к тому, чтобы просто отличаться от среднестатистической личности, а к тому, чтобы быть лучше её. Следовательно, человек стремится к «самовыделению» в группе, то есть сохранению ощущения своей уникальности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал