![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификации финансово-правовых норм
Финансово-правовые нормы весьма разнообразны. Их классификация важна для понимания особенностей финансово-правового регулирования и уровня развития финансового законодательства. 1. В зависимости от функций, выполняемых финансовым правом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. - К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления их участникам прав и возложения на них обязанностей. Основная масса финансово-правовых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не является сугубо охранительной отраслью права, а призвано прежде всего отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закрепить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст. 51, 56 Налогового кодекса РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов безвестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам. - К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения. Число охранительных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что связано с необходимостью установления, а в ряде случаев повышения, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия. К охранительным нормам относятся, в частности, нормы ст. 116-129 НК РФ, предусматривающие ответственность за различные виды налоговых правонарушений. Регулятивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвязаны друг с другом. Охранительные в известной мере производны от первых регулятивных, так как они устанавливают ответственность за нарушение обязанностей, предусмотренных регулятивными нормами. 2. Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы. - Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируются в финансово-правовых актах в виде прямых обязательных предписаний. Например, в ст. 45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах». Все чаще обязывающие финансово-правовые нормы внешне объективируются в законодательстве в нейтральной формулировке. Например, в норме ст. 121 БК РФ обязанность эмитента по ведению долговой книги сформулирована так: «Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства». - Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме. Примером может служить норма ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам. Запрещающие финансово-правовые нормы встречаются в финансовом законодательстве не часто. Это связано с тем, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, не могут развиваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъектов, т.е., за счет обязанности по уплате налога, по выделению бюджетных ассигнований и т.д. А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного содержания, т.е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий. Поэтому, в отличие от обязывающих финансово-правовых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финансово-правового регулирования. Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению. Существует два вида управомо чивающих финансово-правовых норм. Для первого вида этих норм характерно, что возможность их реализации (или не реализации) зависит исключительно от воли субъектов финансового права. Главным образом к таким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в последние годы круг таких субъектов расширяется. Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную свободу в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов. Например, нормы ст. 31 БК РФ закрепляют принцип самостоятельности бюджетов через права органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджета. Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязанностями для данных органов. 3. Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в процессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируются. В связи с этим в науке выделяются так называемые специализированные нормы. Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам. Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы. - Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений. К ним относится норма ч. 1 ст. 2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. - В нормах дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ. В частности, такова норма ст. 8 НК РФ, закрепляющая понятие налога и сбора. Такие же нормы содержатся в ст. 6 БК РФ. Ими определяются понятия бюджета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д. - В нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финансовой деятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления. Такие нормы закреплены в ст. 3 НК РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах. Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. Таковы нормы ст. 1 и 2 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 17 июля 1998 г. - Коллизионные финансово-правовые нормы указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Коллизионной является норма, содержащаяся в ст. 7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Она сформулирована так: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса». Кодификация финансового законодательства, проведенная в 1998 г., естественно привела к увеличению числа специализированных финансово-правовых норм. - Заметное место в системе финансово-правовых норм отводится рекомендательным нормам. Рекомендательные нормы представляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. В частности, в законе о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год рекомендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов Федерации. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. 4. Финансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, классифицируются по объему действия на общие и специальные. - общими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяющиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, распространяющиеся на все налоговые отношения, а - специальными — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений. 5. По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Федерации; б) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в) на территории соответствующего муниципального образования. Соответственно, первые содержатся в правовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые — в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а третьи — в правовых актах органов местного самоуправления. 6. По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на общие и временные.
|