Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогический процесс в высшей школеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Педагогический процесс - центральная категория педагогики, в соответствующей литературе имеет много трактовок Однако педагогический процесс - это внутренне логически связанная совокупность процессов, которые в своей многогранности и складности трансформируют опыт человечества, его знания, ценности, достижения в личностные качества, установки и черты студентов, а также их образованность и идейность, культуру и способности, привычки и характер. Итак, в педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое достояние человека Целостности педагогического процесса достигают благодаря органическом единстве процессов учения, воспитания, развития и профессиональной подготовки. Педагогический процесс в вузе целенаправленная, мотивированная, целесообразно организованная и содержательно насыщенная система взаимодействия субъектов и объектов учебно-воспитательного процесса по подготовке студентов к профессиональной деятельности и общественной жизни. Педагогический процесс в вузе многоаспектное явление, для которого характерны многочисленные подсистемы, объединенные между собой различными типами связей (см. рис 11) Основные структурные компоненты педагогического процесса как системы: цель педагогического процесса, субъекты и объекты системы, задачи, содержательная составляющая (воспитание, обучение (самообразование), профессиональная подготовка, развитие), организационная структура, педагогическая деятельность, а также результатом. Педагогический процесс реализует заказ общества на подготовку граждан и специалистов, выражено в его общей цели Конкретные требования общества определяют конкретные задачи обучения и развития людей, а также его содержание Именно цель и содержание составляют важнейший содержательно-целевой компонент педагогического процесса Цель функционирует в деятельности и педагога, и студентов Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Итак, определена цель является отправным моментом, что приводит функционирования педагогического процесса как системы, которая является совокупностью структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой Педагогический процесс есть взаимодействие субъектов и объектов обучения и воспитания Он направлен на решение задач обучения, профессиональной подготовки, воспитания и общего развития человека, а также на формирования у нее определенных качеств, установок, эмоционально-волевой устойчивости, надежности. Итак, в педагогическом процессе, как системе, воедино слиты процессы развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их прохождения Основные задачи педагогического процесса в высшем учебном заведении: - подготовка молодых граждан к общественно полезной деятельности; - целенаправленное формирование личности гражданина, глубоко преданного своему народу, который имеет высокие нравственные и гражданские качества; - вооружение студентов такой системой профессиональных знаний, навыков и умений, которые обеспечили бы эффективную практическую деятельность в определенной области деятельности; - обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных, физических и моральных качеств каждого студента Задача педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловлены деятельность субъектов и объектов этой сложной системы Субъекты педагогического процесса - те, кто влияет на студентов, чтобы они и овладевали знаниями, навыками и умениями Объекты педагогического процесса - те, кто усваивает опыт, знания, навыки и уменияня. время в педагогическом процессе проявляется единство внешних воздействий и влияний, имеющиеся в процессе взаимодействия субъектов и объектов В его состав входят не только внешние образовательные, воспитательные и решения виваючи взаимодействия, но и процессы духовного и профессионального роста, накопления, самосовершенствования таких качеств людей, как образованность, воспитанность, развитость, устойчивость, дисциплинированность, исполнительность ь тощо. Специфика объектов педагогического процесса в том, что они - прежде всего личности с собственными взглядами, сильными и слабыми чертами Поэтому, кроме воспитания, стоит задача перевоспитания отдельных студентов Особенности задач педагогического процесса определяют содержание составляющих этого многофункционального процесса - воспитание (самовоспитание), обучения (самообразования) и развития Каждый из элементов функционально-с содержательной структуры педагогического процесса является относительно самостоятельных подсистемю. Например, воспитание во взаимодействии с обучением и развитием должно формировать студента как гражданина, патриота, обладающего высоким уровнем национального сознания, достоинства и гордости, имеет высокоразвитые морально-психические качества, необходимые для самоотверженного исполнения гражданского долга перед Родиной и народом. Решению этих задач соответствует содержание воспитания студентов, включает следующие составляющие: национально-патриотическое, гражданское, трудовое, нравственное, правовое, эстетическое, экологическое и физическое воспитание К Каждый из этих направлений реализуют, учитывая его особенности, непосредственные задачи, средства и методы воздействия Процессуальный аспект воспитания как подсистемы педагогического процесса оказывается частью х арактер взаимодействия между субъектами и объектамми. Весомым, сущностной характеристикой педагогического процесса является категория \" взаимодействия\", которую можно представить как интеграцию взаимосвязанных отношений педагога со студентами, родственниками, общественностью, стосун нкив студентов между собой, их связей с предметами материальной и духовной культуры и т.д. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношенияя. Важнейшими компонентами педагогического процесса является обучение и воспитание, которые предопределяют существенные изменения образованности, профессиональной подготовки, воспитанности и развития людей, а также уровня сформованосги их хних качеств Процессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов Например, процесс обучения состоит из преподавания и учения, процесс воспитания - из воспитательных воздействий, специфической взаимодействия и самовоспитания, которое возникает во время этого процесссу. Воспитание - процесс взаимосвязанной деятельности субъектов (воспитателей) и объектов (воспитанников) Взаимосвязи между ними сложные и разнообразные Воспитатели (субъекты обучения, воспитательные структуры, общественные и организации) оказывают целенаправленные систематические педагогические воздействия на сознание, чувства и волю воспитанников в интересах формирования у них всего комплекса качеств человека-гражданина Эти воздействия могут быть прямыми (непосредственными), если они направлены к конкретной личности, группы (коллектива), когда имеется прямой контакт воспитателя и воспитанника Влияние имеет опосредованный характер, если осуществляемой я через использование условий социальной жизни. Эффективность воспитательных воздействий определяют по тому, насколько полно в воспитательной практике реализовано требования принципов воспитания; как грамотно и учитывая какие особенности объекта и конкретных условий подбираю ют наиболее рациональные методы, формы, средства воспитательной робот. Результатом функционирования педагогического процесса как системы в целом являются: знания, навыки, умения и готовность человека к общественно полезной деятельности, а также профессиональные, гражданские, морально-психические и и физические каче. В конструировании педагогического процесса в вузе необходимо придерживаться соответствующих этапов Традиционно выделяют три этапа: подготовительный, основной и заключительный На подготовительном этапе решают следующие задачи: определение целей, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития педагогического процесса На этом этапе создают необходимостей ни учебно-материальные, морально-психологические, эстетические условия, рационально распределяют имеющееся время Завершают подготовительный этап разработкой перспективного плана профессиональной подготовки людией. Этап организации и реализации педагогического процесса включает следующие элементы взаимодействия субъектов и объектов обучения: формулировка цели и разъяснение задач деятельности, при * принятию их теми, кто учит ется, и отдельными исполнителями реализация выбранных методов, средств и форм организации педагогического процесса, обеспечение взаимодействия всех субъектов воспитания, создание благоприятных условий; осуществление различных мер стимулирования акти ности люди. В процессе организации педагогического взаимодействия осуществляют оперативный контроль, выделение слабых аспектов в методах и формах организации воспитательных воздействий, регулирования процесса, умело организуя ре изноманитни меры стимулирования деятельности обучаемых, внесение оперативных корректив в содержание деятельности субъектов обучения и воспитания, в последовательность отдельных ее видов тощ. Завершается педагогический процесс этапом анализа его результатов Субъекты обучения изучают слабые и сильные аспекты учебно-воспитательного процесса, уровень профессиональной подготовленности студентов к профес ийнои деятельности, их общественную, социальную и нравственную зрелость, уровень развития личности, ее содержание и ин. Педагогический процесс в вузе не механическая сумма процессов обучения, воспитания, образования, профессиональной подготовки и развития, а самостоятельное целостное явление, имеющее свои закономерности
|