Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система российского права

Источники и формы права

1. Понятие источников и форм права.

2. Виды форм права. Особенности форм права в различных правовых системах.

3. Форма российского права. Нормативные акты как форма российского права. Понятие и виды нормативных актов в РФ.

4. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

5. Система российского права и систематизация законодательства. Понятие и виды систематизации.

 

1. Вопрос о понятии источников и форм права имеет давнюю историю. Единства в понимании того, что такое источник и форма права нет и по сей день. Достаточно распространена позиция рассмотрения этих явлений и соответственно использования терминов источник и форма права как тождественных. Для этого есть известные основания. Если понимать под источником некую силу, создающую право, то деятельность государства (источник) порождает, прежде всего, нормативные акты, деятельность таких специфических органов как суды (источник) порождает судебный прецедент и судебную практику (формы), деятельность самих субъектов права (источник) порождает обычай и такую специфическую дополнительную форму как договор.

На этом основании с целью различать эти два аспекта в литературе последних лет стали достаточно широко использоваться понятия источник права в узком (специальном) смысле или формальном (формально-юридическом) смысле для обозначения нормативных актов, прецедентов, судебной практики, обычая и доктрины. Но представляется, что использовать один и тот, же термин (источник права) для обозначения разных явлений вряд ли целесообразно. Использование термина источник права в связи с анализом форм (форм выражения правовых норм) не соответствует общепринятой терминологии, используемой философией и другими науками. Необходимо четко различать факторы, созидающие право, и формы выражения норм.

С учетом этого под источником права следует понимать «материальные» источники, в качестве которых выступают, прежде всего, экономические факторы, порождающие саму потребность в правовом регулировании и определяющие его содержание. Можно, вероятно, даже говорить о более широкой группе факторов – материальных условиях жизни людей, включающих кроме собственно экономических условий, бытовые, географические, погодные и другие.

В качестве «духовных» источников выступают факторы идеологической сферы: философские, нравственные, экономические и политические, обыденные и научные, профессиональные и, религиозные и правовые и иные идеи, теории, оценки, установки, взгляды и высказывания. Разумеется, между этими двумя разновидностями источников нет четкой и однозначной границы. Материальные потребности и факторы порождают определенные отношения, которые затем осознаются, получают нравственную, политическую оценку и теоретическое обоснование, которое затем в процессе правотворчества получают отражение в содержании права.

Связующим звеном между источником права и формами (формами выражения норм) права является правосозидающая (правотворческая) деятельность. Она осуществляется государством, создающим непосредственно нормативные акты, или санкционирующим обычаи, доктрины. Государство признает и нормы, создаваемые определенными судебными органами (прецеденты, положения высших судебных инстанций). Правосозидание осуществляется в рамках экономической, политической и иных видов практической деятельности и гражданами, и социальными институтами, создающими мощное влияние реальных факторов, воздействующих на процессе правотворчества.

Что же касается форм выражения правовых норм (форм права) – это внешние формы существования правовых норм. Сюда следует отнести законодательство (нормативные акты), санкционированные законодателем обычаи и другие социальные нормы, прецеденты и иные формы судебного правотворчества. К характеристике их и перейдем в следующем вопросе.

2. Основные виды форм права названы выше. Классификация форм права на сегодняшний день кроме деления на указанные виды по способу создания включает деление их на основные вспомогательные. Поскольку это деление зависит от особенностей той или иной правовой системы, рассмотрим его на примере российской правовой системы. Поскольку уже само название предполагает определяющую, главную роль основных форм права, к ним, несомненно, следует отнести в условиях российской правовой системы нормативные акты. К числу вспомогательных форм – судебную практику, обычаи. (Об этих формах будет подробнее сказано далее).

Более подробное рассмотрение конкретных разновидностей форм права возможно лишь с учетом исторического подхода и отнесения форм права к формам, характерным для той или иной семьи правовых систем.

Как уже отмечено, одной из самых древних форм является правовой обычай. В первые правовые системы обычай вошел как содержание принимаемых нормативных актов. Впоследствии он приобрел характер самостоятельной формы права, ибо государство, в частности, в условиях феодальной Европы просто отсылало к обычаям для решения юридически значимых вопросов. Из истории известны, например, обычаи (кутюмы), существовавшие в различных местностях Франции. В настоящее время обычай сохраняет значение самостоятельной (возможно, основной) формы права лишь в некоторых странах тропической Африки. В так называемых «цивилизованных» государствах обычай формально признается (т.е. на него есть ссылки в действующих законах) во всех странах. Но практическое его значение невелико.

Столь же давнюю историю имеет и нормативный акт как форма права. Он существовал во всех правовых системах: на древнем Востоке, в античных и средневековых странах. И повсеместно признается основной формой. С возникновением буржуазных правовых систем роль нормативного акта и, в частности, закона, как акта, обладающего высшей юридической силой, возрастает. В странах общего права роль нормативного акта несколько отличается, но и тут он, несомненно, является ведущей (наравне с прецедентом) формой права.

К числу основной формы права в странах общего права относится судебный и административный прецедент. Прецедентом признается норма, содержащаяся в решении суда определенного уровня (или иного органа) по конкретному делу, признаваемая обязательной для применения в будущем для решения конкретных дел. Важно подчеркнуть, что прецедент – это не просто решение по конкретному делу, но именно сформулированное, обоснованное суждение, имеющее общеобязательный характер. Прецедент как форма права имел предшественника в Римском праве. Это решения преторов. Прецедент используется в практике международных судов. В российском праве, как будет показано ниже, его применение крайне ограничено. В мусульманском праве есть форма, близкая прецеденту – кийяс.

Прецедентная форма имеет свои достоинства и недостатки. Несомненный плюс – устойчивость судебной практики и относительная ее независимость от политической коньюктуры. Минус – огромное количество прецедентов, противоречивость и запутанность, сложность с классификацией и учетом.

Другие известные формы могут быть рассмотрены как дополнительные, вспомогательные. Так, начиная с 426 г. н. э., когда император Римской империи Валентиан III своим актом предоставил судам право ссылаться в обоснование своих решений на труды пяти известных юристов, в некоторых правовых системах признано в качестве формы «право юристов» или доктрина как форма права. На сегодняшний день это существует в Англии и Швейцарии. Но роль ее незначительна.

В системах континентальной Европы в качестве вспомогательной формы, имеющей, впрочем, важное значение, выступает правоприменительная и, прежде всего, судебная практика. Подробнее роль ее применительно к российской системе будет рассмотрена ниже. Известное значение как вспомогательные формы права имеют также договоры и принципы права. Их значение для правовой системы РФ проанализировано далее.

3. Как уже отмечено, основной формой российского права является нормативный акт. Конкурируют два определения нормативного акта как формы права: 1) нормативный акт – это акт, содержащий нормы права; 2) нормативный акт - это акт, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Но между ними нет противоречия. Ибо даже если акт не содержит регулятивных норм, а, например, состоит из одной фразы: «отменить такой-то акт» (что, кстати, встречается), то все равно он содержит норму. В данном случае оперативную норму. Следует также учесть, что в акте, содержащем нормы, могут быть помещены и индивидуальные веления (например, о назначении ответственных лиц), то следует такой акт считать в целом нормативным. Правда, существует мнение, что его необходимо отнести к смешанным актам.

По юридической силе нормативные акты в РФ (как впрочем, и в других современных странах) делятся на законы и подзаконные акты. Законы обладают высшей юридической силой. Это означает, что в случае противоречия закону любого акта, такой акт в этой части недействителен. Закон может быть изменен, отменен или дополнен тем же органом (парламентом), который его принял и в том же процедурном порядке. Законы в РФ делятся на конституционные (в первую очередь это упомянутые в Конституции) и обыкновенные.

Подзаконные акты – это Указы Президента, акты правительства, акты министерств, локальные акты, принимаемые руководителями предприятий и учреждений в пределах их полномочий.

В федеративных государствах (включая РФ), акты делятся на акты федерального уровня, акты субъектов федерации и принимаемые на основе делегированных государством полномочий акты органов местного самоуправления. Акты могут быть разделены на основные, содержащие основные нормы и вспомогательные, содержащие, например, лишь оперативные нормы, на постоянные и временные, по отраслям права и другим основаниям. Результаты можно проиллюстрировать схемой:

Разумеется, схема не отражает всех связей, существующих между нормативными актами. Так, например, акты субъектов федерации в целом, как и акты органов местного самоуправления, относятся к подзаконным актам. Но законы субъектов федерации, принятые в пределах их ведения, безоговорочно к подзаконным отнести нельзя.

В Российской Федерации используется, наряду с нормативными актами, и другие формы права. Так, в связи с признанием юрисдикции ряда международных судов на территории РФ могут быть применены прецеденты, создаваемыми этими судами. В иных случаях прецедент не может быть признан формой российского права.

Немаловажное значение имеет судебная практика в виде положений, создаваемых высшими судебными органами, конкретизирующими действующие акты. Особую роль играет Конституционный Суд, имеющий, по существу, правотворческие полномочия и могущий признать закон не соответствующим Конституции.

Принципы права как форма могут быть использованы при преодолении пробелов права («аналогия права»). Международные договоры и принципы международного права в соответствии с Конституцией РФ являются элементом правой системы РФ. Их использование отличается серьезной спецификой.

4. Точное определение границ действия норм права – условие правового регулирования. Оно является залогом стабильности и соблюдения прав и законных интересов субъектов права. Пределы действия норм установлены по трем измерениям: во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие во времени определяется началом и окончанием действия нормативного акта или определенной нормы. Вступление в силу нормативных актов может определяться: 1) моментом принятия (подписания) акта; 2) точной датой, установленной при принятии акта; 3) моментом опубликования принятого акта; 4) истечением установленного заранее срока после опубликования; 5) наступлением определенного события; 6) получением официального текста акта теми субъектами, на кого он рассчитан. В РФ в настоящее время используется все названные способы, кроме последнего. Поэтому каждый раз необходимо очень внимательно определять, какой способ использован.

Закон или иной нормативный акт прекращает свое действие следующими путями: 1) истечением срока действия, если он был принят на определенный срок; 2) прямой отменой органом, принявшим акт. Или органом, имеющим соответствующие полномочия; 3) «косвенной» отменой, т.е. принятием взамен ранее существовавшего акта такого же по кругу регулируемых отношения и форме акта.

Нормативные акты вступают в силу 00 часов 00 минут суток, когда установлен срок, и заканчивают в 24 ч. суток окончание срока его действия. В РФ порядок вступления в действие отдельных видов нормативных актов установлен федеральным законом №5 ФЗ 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с последующими изменениями) и Указом Президента РФ от 23.05.1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с последующими изменениями).

 

Определение момента вступления и утраты юридической силы другими актами (например, актами субъектов федерации) определяется соответствующими правилами, принятыми соответствующими субъектами правотворчества.

Вступление в силу нормативного акта означает, что с этого момента права и обязанности субъектов определяются по новым нормам. Длящиеся отношения, (например, трудовые, служебные, брачные), как бы рассекаются на две части: что возникло на основании фактов, имевших место до вступления в силу нового акта, регулируется старым законом (имеет место так называемое «переживание» закона), что возникло на основании фактов, имевших место уже после вступления нового акта, регулируется новым законом.

Но законодатель может распространить действие нового закона и на отношения, возникшие до его вступления. Хотя по общему правилу это не допускается («закон не имеет обратной силы»). Особенно это недопустимо, когда речь идет о нормах, ограничивающих те или иные возможности, налагающих дополнительные обязанности.

Обратная сила официально заранее придана нормам уголовного права и нормам об административной ответственности, если они смягчают ответственность или устраняют наказуемость. Она, может быть, простой, если речь идет о распространении действия таких норм на дела, по которым еще не принято решение, или ревизионной, если новый закон распространяет свое действие и на действия, по которым уже принято решение, но еще отбыто (реализовано) наказание. В настоящее время УК РФ предусматривает ревизионную обратную силу.

Что касается пространственных пределов действия нормативных актов и распространения их на определенные категории субъектов, то они установлены в текстах самих нормативных актов (например, Закон о государственной границе) или специальных актов, устанавливающих правовое положение отдельных категорий субъектов (иностранцев, дипломатов и т.д.)

5. Система права – это сложившееся деление норм права на внутренне согласованные и взаимодействующие структурные подразделения – институты и отрасли права. На сегодняшний день науке не удалось решить самый главный вопрос: носит ли система права объективный, т.е. независимый от законодателя, характер, или субъективный, т.е. определяемый волей законодателя. Аргументов у сторонников обеих точек зрения достаточно, но ответа пока нет. Сторонники объективного характера на сегодняшний день полагают, что каждая отрасль права, т.е. группа норм, регулирующих определенные отношения, имеет свой предмет (определенный вид отношений) и метод, т.е. способ регулирования, сочетающий авторитарный подход и диспозитивный (т.е. дающий возможность самостоятельности). Однако определить уровень и характер сочетания, определяющий специфичность метода пока никому не удалось. Поэтому споры продолжаются.

Сторонники иного подхода настаивают на определяющей роли законодателя. Поэтому они предлагают максимально сблизить систему права и систему законодательства, т.е. систему признанных областей, на которые делятся нормативные акты. В РФ она устанавливается Указом президента РФ.

Система права и принятая система законодательства лежат в основе систематизации законодательства, т.е. деятельности по его упорядочению в целях удобства в использовании. Различают две формы систематизации – кодификацию, которая, по существ, смыкается с правотворчеством, принятием новых кодексов и других подобных актов, и инкорпорацию – собрание актов по хронологическому или тематическому признаку. Она может быть официальной на текст, который можно ссылаться, и неофициальной. Высший вид официальной инкорпорации – издание Свода законов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Оценка уровня затрат на один рубль товарной продукции
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал