Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 6. Специальные навыки 12 страница
по различным внешним проявлениям (резкости фраз, зажатости поз, узости зрачков) и снимают различными психологическими приемами (выбором особо действующих слов, мимикой, телесным копированием). Проведение избранной темы и подстройка беседы к колебаниям диалога опираются на исходную тактику с постоянным наблюдением за различными (жесты, выражения лица, взгляд) реакциями партнера и коррекцией, исходя из них, своего последующего поведения. Завершение беседы с закреплением достигнутого результата подразумевает, что данный акт общения скажется необходимым образом на мышлении и поступках собеседника, не заставив его поменять суждение о собеседнике на негативное. Некоторые аспекты персонального взаимодействия были изложены в разделе повествующем о вербовке, здесь же мы приведем различные психологические моменты, улучшающие эффективность речевого общения.
5.1.2. Общие рекомендации по организации
Готовясь к перспективному контакту следует учитывать, что: - в холодные и сухие дни человек лучше работает, тогда как слишком жаркая или влажная погода заметно притупляет интеллект; - встречи " на море" ввиду особого воздействия свежего " морского" воздуха весьма благоприятны для проведения деловых переговоров; - в районе 19 часов нервно-психическое состояние людей становится довольно неустойчивым, что может проявиться в излишней раздражительности и вспыльчивости; - там, где нет толпы и музыка звучит не очень громко, легче придать беседе интимно-доверительный характер; - любая радость увеличивает альтруизм, обида или разочарование - уменьшает его; - нас всегда притягивают знающие и опытные люди; - человек любит тех, кто любит симпатичных ему людей; - чем чаще мы видим партнера по общению, тем больше вероятность того, что он нам понравится, но чрезмерные контакты, однако, снижают его привлекательность; - люди часто ценятся лишь в той степени, в какой они могут помочь в реализации личных целей партнера; - чем больше кто-либо обладает властью, тем меньше этот индивид стремится к дружеским контактам; - человек чаще всего придерживается принципа: " пусть друзьям во всем сопутствует успех, но в том, что важно для меня - не более, чем мне". *Вступая в разговор и устраняя внутреннее напряжение у партнера, помните, что*: - твердое уверенное рукопожатие, сопровождаемое взглядом в глаза нравится обычно почти всем; - дипломатичное поведение предполагает осторожность, тактичность и элементарную учтивость; - банальное начало ориентирует на банальность всей беседы; - субъекта более всего оскорбляет, когда сообщают, что не помнят его имени, ведь этим ему как бы намекают, что он не имеет совершенно никакого значения для партнера; - люди познавшие эмоциональные потрясения нередко ищут в собеседнике лишь " резонатора", а не советчика (неплохо выражает понимание и сочувствие, к примеру, обычное прикосновение руки); - начав беседу, попытайтесь организовать благожелательную атмосферу такими вопросами, на которые человек ответит " да" с заметным удовольствием, тем самым завоевывается доверие партнера; - доброжелательная установка (а попросту - готовность слушать человека) рождает состояние свободы и непринужденности; чем менее мы судим говорящего, тем более самокритичным он проявится, выказывая свои мысли и чувства гораздо откровеннее, чем в ситуациях с осознанным контролем; - люди обычно любят говорить о собственной персоне и подчеркивать свою значительность; - беседовать с субъектом желательно лишь на его привычном " языке", не злоупотребляя незнакомыми словами (что раздражает) и не высказываясь чрезмерно упрощенно (вас могут заподозрить в низком уровне интеллекта); - на первый план в ходе общения необходимо выдвигать суждения и устремления собеседника (вместо " я бы хотел..." - " Вы хотите..."), поскольку он охотнее поддерживает разговор о собственных проблемах и желаниях; - приятно беседовать с людьми имеющими оживленное лицо и экспрессивные жесты, а также с теми, кто спонтанно принимает непринужденную позу (с субъектами, которые при разговоре откидываются назад или разваливаются в кресле обычно чувствуют себя не очень уютно); - чтобы наладить полное взаимопонимание и породить непринужденность при контакте, желательно копировать как позу, так и жесты собеседника; такое " отзеркаливание" сообщает собеседник, что вы поддерживаете его мнения и взгляды, и предрасполагает человека к вам; - не лишне иной раз отображать эмоциональные переживания партнера, показывая, что отлично понимаете его психическое состояние; это очень приятно и улучшает доверительные отношения; - когда человек эмоционально возбужден, он часто выражается излишне экспрессивно и как бы нападает на собеседника, хотя это совсем не так; - устойчивый контакт глазами с говорящим выказывает заинтересованность и вдохновляет собеседника на продолжение монолога; - простейшие нейтральные слова (" да", " конечно", " разумеется") с сочувственным наклоном головы, подбадривают собеседника и вызывают у него желание продолжать общение; - ничто так не нравится безмолвствующему партнеру, как предложение высказать свое суждение, которое, конечно же, надо внимательно выслушать; - когда человек видит, что его слушают, он с симпатией настраивается на собеседника и, в свою очередь, старается прислушиваться к нему; - любому человеку нравится, когда ему сообщают приятные вещи, в особенности это ценят женщины; - немалое значение для приведения объекта в доброжелательное состояние всегда имеет умно сказанный комплимент; - лесть не воспринимается болезненно, когда она не выглядит как слишком явная ложь; - нельзя рассчитывать на дружескую откровенность в ответ на фальшь, пусть даже замаскированную; - не стоит задавать излишнее количество вопросов, поскольку это может помешать вам обрести необходимое доверие; - безудержная очевидная хвастливость, как правило, неэффективна, и прибегать к ней есть какой-то смысл только тогда, когда доверие партнера уже обретено; - красивый энергичный жест, подчеркивающий главенствующую мысль - обычно не помеха, но избегайте прибегать к рукам для привлечения внимания; - для вызывания враждебности вполне хватает сухости и сдержанности в обмене информацией; - для обретения дружественности нужна непринужденность и избыточность в сообщении разных сведений. *Ведя разговор не забывайте, что людей обыкновенно раздражают*: - негативный эгоцентризм (речь о своих сугубо личных и интимных делах, будь то болезни или неприятности на работе); - банальность (треп об известных всем вещах, повторение избитых шуток и афоризмов); - пассивность (поддакивание собеседнику и нежелание высказывать обдуманное мнение); - самоуглубленность (сосредоточенность лишь на своих успехах и проблемах); - низкая эмоциональность (неизменяемое выражение лица, однообразный голос, стремление не смотреть партнеру в глаза); - угрюмость (подчеркнутое нежелание поддерживать беседу, когда нужно " клещами тащить каждое слово"); - серьезность (полное отсутствие улыбки и принимание всего всерьез); - льстивость (заискивающий тон, искусственная веселость и показное дружелюбие); - отсутствие тактичности и скоропалительные выводы (излишние перебивания собеседника и субъективные оценки по первому же впечатлению; все это заставляет собеседника принять оборонительную позицию, препятствующую нормальному общению); - повышенная отвлекаемость (увиливание от рассматриваемой проблемы по любому поводу, использование в разговоре сленга); - притворство (разыгрывание заинтересованности или сопереживания; отсутствие какого-либо интереса и скука отлично вычисляются по выражению лица, как бы его владелец ни изощрялся, а это иной раз воспринимается как оскорбление); - высокомерие (надменность и пренебрежение к собеседнику, " процеживание" слов сквозь зубы); - грубость (отчетливое и достаточно неучтивое противоречие); - болтливость (" владение разговором как личной вотчиной"); - непрошенные советы (дача советов, когда об этом совершенно не просят, особенно если советующий не очень-то разбирается в затрагиваемом вопросе); - решительность утверждений (безаппеляционные замечания с небрежным отметанием чужого мнения; такое отношение вызывает подсознательный протест и может привести к ссоре); - закрытые вопросы (т.е. вопросы, требующие однозначного - " да" или " нет" - ответа; они ведут к созданию напряженности в беседе, поскольку ограничивают у партнера пространство для маневра, и он может почувствовать себя как на допросе). *Реализуя целевую установку, нелишне знать, что*: - первым чаще всего вынужден говорить более слабый; - для поддержания интереса к себе можно интриговать партнера своей осведомленностью; - тон собственного голоса полезно вымерять по тону собеседника: когда последний повышает тон, говорите тише, что вынудит и собеседника понизить силу голоса; при этом он будет сожалеть о собственной горячности, оставив таким образом победу в этом эпизоде за вами; - в конфликтных ситуациях накал эмоций зачастую удается снять, дав человеку просто высказаться; - чтобы с успехом что-либо внушить, надо уметь заставить себя слушать; - обман целесообразен, лишь если он наверняка не может быть разоблачен; - малюсенькая ложь способна породить большое недоверие; - " вернейший способ быть обманутым, - это считать себя хитрее всех других"; - нечетко сформулированный вопрос нередко настораживает собеседника; - опасно игнорировать предубеждения собеседника; - полезно давать партнеру шанс продемонстрировать свои познания в любой области; - люди болезненно относятся к напоминаниям о тех ошибках, которые они уже не совершают; - критические замечания принимаются, если объект осознает, что критикующий сочувствует ему, или критика выражается в тактичной форме; - одно и то же критикующее замечание произнесенное спокойным ровным тоном, способно вызвать: возбуждение у холерика, прилив энергии у сангвиника, потерю настроения у меланхолика и совершенно не воздействовать на хладнокровного флегматика; - не следует воспринимать молчание как внимание; нередко это может быть лишь погруженность человека в свои мысли. *Заканчивая диалог, учитывайте, что*: - нечеткий и невыразительный конец беседы способен развеять благоприятное впечатление от всех ваших высказываний; - последние фрагменты разговора запоминаются прочнее всего; - необходимо уметь вовремя остановиться, иначе эффективность проведенного контакта значительно понизится.
5.1.3. Психофизиологические аспекты
Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия: - смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять; - речь можно понимать лишь при ее скорости не превышающей 2, 5 слов в секунду; - фраза произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться; - мужчина в среднем слушает других внимательно 10-15 секунд, а после начинает думать, что бы ему добавить к предмету разговора; - любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других; - типичный собеседник как " слышит", так и понимает намного меньше, чем он хочет показать; - люди, имеющие склонность к самоанализу, неважно понимают тех, кто не задумывается над своим внутренним миром; - беседуя с известным человеком в знакомых ситуациях, партнеры обычно слышат то, что предполагают услышать, а потому сообщение, не очень характерное для него, обычно пропускают мимо ушей или воспринимают неверно; - неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы (излишне выспренные выражения - смешат, банальные - нередко раздражают, ошибочная лексика - настраивает на иронию); - у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, так что услышав их объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора; - мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок; - когда нужно воздействовать на чувства человека - ему говорят преимущественно в левое ухо, когда на логику - в правое; - людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов; - активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания; - то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы; - когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем; - известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем; - люди обычно преувеличивают информационную ценность событий подтверждающих их гипотезу и недооценивают информацию противоречащую ей; - человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают - 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%; - чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения; - чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем; - " средний человек" удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад; - лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда; - лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего забывается; - память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит; - прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше чем законченные; - слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке; - интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже - стоя, совсем плохо - лежа; - пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые - вечером; - люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра; - стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим; - взаимодействуя в условиях большого шума необходимо: смотреть на говорящего, использовать лишь хорошо знакомые слова, слегка растягивать слоги, глаголы типа " запрещаю" ставить в начале фразы, типа " разрешаю" - в ее конце; - " мысль изменяется в зависимости от слов, которыми она передается"; - " иначе расставляемые слова приобретают другой смысл, иначе расставляемые мысли произведут другое впечатление"; - при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса, задействованием резервов сахара и жира), блокируя " ненужную" работу мозга; - женщина рассматривает разговор как способ устанавления контакта, высказывания чувств или симпатий - антипатий, а главное - как способ поиска решения различных проблем; - мужчины больше любят говорить о собственных успехах, чем слушать о чужих, женщины - наоборот; - мужчина озабочен личным статусом во мнении окружающих и смотрит на общение как на возможность обмена информацией, а не переживаниями; он жаждет утвердить здесь свою собственную независимость; - женщины ориентируются на внутреннее содержание (мысли, намерения, чувства и отношения) беседы, усматривая всевозможные намеки во всяких безобидных репликах; они верят словам обычно больше, чем поступкам.
5.1.4. Составные элементы общения
Любая беседа слагается из многочисленных элементов, зависящих от внешних обстоятельств и сцепленных продуманной стратегией. Различные аспекты эффективного общения представлены в разделах обрисовывающих вербовку и методы воздействия на человека, здесь же мы приведем лишь некие ориентирующие рекомендации. *Готовясь к беседе, примите во внимание, что*: - необходимо превосходно ориентироваться в той проблеме, которую вы собираетесь серьезно обсуждать; воздерживайтесь от необоснованных суждений; - располагаясь за столом друг против друга вы создаете атмосферу конкуренции, снижая этим шансы на успех переговоров; - ненужное присутствие незаинтересованных лиц и всякие непредусмотренные отвлечения (звонок по телефону, внезапный шум, случайный посетитель) мешают доверительному общению, ломая устанавливаемый вами настрой беседы; - сидящий человек обычно откровеннее стоящего, но если поручается задание, рассчитанное на решительность и быстроту - пусть собеседник всегда стоит; - желая, чтобы собеседник запомнил некоторый факт, подайте ему эту информацию в самом начале разговора, если же вы хотите, чтобы он нечто сделал - оставьте просьбу на конец беседы. *Общаясь с человеком, осознавайте, что*: - люди нередко начинают мыслить лишь в тот момент, когда они заговорят; - чем меньше у партнера уверенности в себе, тем больше он расхаживает вокруг да около, пока решится и приступит к главному; - с взволнованным и возбужденным человеком нет смысла говорить по-деловому; - опасно поддаваться влиянию эмоций собеседника, иначе можно утерять весь смысл сообщения; - " прикидываясь будто мы попали в расставленную нам ловушку, мы проявляем истинно изысканную хитрость, поскольку облапошить человека легче всего тогда, когда он хочет обмануть нас"; *Рассчитывая получить какую-либо информацию, не забывайте, что*: - в ответе на фактическое утверждение партнер сообщает больше сведений, чем отвечая на обычный вопрос; - для женщин характерно восприятие мелких событий как крупных; - ошеломляя человека, иной раз удается получить довольно неожиданные материалы; - перемежая своей фразой " не может быть" высказывания партнера, вы провоцируете его на откровенность: " люди только тогда сообщают интересующие нас сведения, когда мы противоречим"; - если создать убедительное впечатление, что ведаете гораздо больше собеседника, последний сам расскажет все, что знает; - выслушивая эмоциональные слова и выражения, вникайте в их реальный смысл, а не оформление; - у всех так называемых закрытых вопросов (т.е. требующих простых - " да" или " нет" - ответов), есть свойство нарушать ход мыслей говорящего, а потому предпочитайте им открытые вопросы; - открытые вопросы хороши при положительном либо нейтральном отношении собеседника, когда вам требуются дополнительные сведения или необходимо прояснить реальные мотивы и позиции объекта; поскольку инициатива здесь передается партнеру, следите, чтобы он не захватил контроль над ходом всей беседы. *Для сохранения нужной вам доброжелательности собеседника полезно знать, что*: - субъекта можно привести в хорошее расположение духа, пойдя ему на некие уступки, которые по существу заметно меньше, чем кажутся на первый взгляд; - при всяком подходящем случае активно признавайте правоту партнера, что может быть полезно даже тогда, когда он в чем-то не прав; - чем критичнее к себе вы отнесетесь при ошибке, тем более обезоруживается противник; - учтивость обхождения не приуменьшит ясности ни просьбы, ни приказа, но явно воспрепятствует возникновению у партнера подспудного сопротивления; - весьма нехорошо на атмосферу делового разговора воздействует презрительное отметание аргументов собеседника без всякого желания понять их настоящий смысл; - когда высказывается всецело неприемлемая для вас позиция, не стоит отвергать ее огульно, лучше сказать, что вам она пока что непонятна. *Выстраивая композицию контакта учитывают, что*: - в выборе тактики и техники беседы надо учитывать своеобразие мышления собеседника и его психофизические особенности (к примеру, женщине целесообразно показать, что сделано, а не как делается); - в любом общении надобно предусмотреть как " взлеты" (с концентрацией внимания собеседника), так как - и " спады" (для организации и закрепления его мыслей и ассоциаций) разговора; - беседу следует периодически перемежать обоснованными паузами, чтобы давать возможность передохнуть и закрепить достигнутое; - умело расставляемые паузы иной раз могут оказать заметно большее влияние, чем общий поток слов; - темп подачи материала и размещение остановок определяются с учетом психологии партнера, при этом наиболее эффективен " квантовый" (т.е. дозируемыми порциями) посыл фактуры; - не очень приятные моменты и факты желательно чередовать с благоприятными, а начало и конец беседы должны быть несомненно позитивными; - по мере приближения к завершению, насыщенность контакта чаще всего рекомендуется повысить; - желательно не допускать впечатления, что собеседник сдался или заметно отступил от собственных позиций. *Желая убедить партнера в чем-то*: - старайтесь выявить у собеседника все пункты внутреннего колебания, или же те, где разыгрывается борьба мотивов, и именно на них сконцентрируйте свое воздействие; - воздействуйте лишь теми аргументами, какие человек способен воспринять; - не ограничивайтесь голым приведением фактов и доводов, а четко раскрывайте весь их смысл; - сначала попытайтесь дать ответ на аргументы собеседника, а после уж высказывайте собственные доводы; - не игнорируйте противные резоны, а загодя предполагая их продумайте свои контраргументы; - всегда имейте про запас один хороший аргумент, на тот случай если объект в момент принятия решения вдруг станет колебаться; - полезно придавать отдельным утверждениям форму нейтрального вопроса (иной раз риторического, а то и на обдумывание), тогда ваш собеседник не ощутит стороннего давления и связанного с ним глубинного контекста и сможет воспринять подобную подачу как собственное мнение; - воздерживайтесь от вопросов, на которые собеседник может ответить " нет" (когда субъект публично сообщил о своем мнении, оно становится довольно стойким ко всем последующим атакам на него); - склоняя человека на свою сторону, смотрите ему между глаз и представляйте именно ту реакцию, которую вы ожидаете от собеседника; - не отступайте до тех пор, пока партнер неоднократно и отчетливо не повторит решительное " нет"; - отслеживайте невербальные реакции объекта подстраивая собственное поведение к его психическому состоянию (так, если собеседник заинтересовался предлагаемой проблемой, он вынет сигарету изо рта или склонит голову набок; теряя интерес к беседе он станет разрисовывать бумагу либо забросит ногу на подлокотник кресла; в момент принятия решения партнер поглаживает подбородок, а оказавшись в затруднении и неуверенности - почесывает ухо, щеку или нос, а также потирает глаза). *В манипулировании фактами используют такие способы, как*: - замешивание клеветы на правде; - подсовывание ложного факта или намека к сообщению о реальных событиях; - отвлечение внимания (игрою на эмоциях или побочной фактурой) от важных данных; - подмена фактов эмоциями; - выстраивание ложных выводов из верных фактов; - ложные обобщения (общие выводы на частном факте); - пренебрежение временными и логическими связями между фактами; - использование многозначных слов; - ложные ссылки на авторитеты; - игра на ассоциациях (" почтение к науке"); - игра на самолюбии (" Как вы конечно знаете"). *Чтобы рассеять решимость объекта и помешать ему принять нежелательное для вас решение, используют нетактичные приемы, такие как*: - опаздывание на встречу; - насмешки, оскорбления, обвинения; - демонстративное пренебрежение; - сообщение чего-то неприятного; - разыгрывание " непонимания"; - давление " нехваткой времени"; - ошеломление напором; - установление нереальных сроков; - затягивание переговоров. Когда по позе человека вам станет совершенно ясно, что он намеревается окончить разговор, берите инициативу в свои руки и первым предложите завершить контакт, поскольку это позволяет сохранить психологическое преимущество и ваш контроль над ситуацией.
5.2. Точность восприятия партнера по общению
5.2.1. Вводные положения
Люди как правило высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и более 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика) каналам. Для правильного понимания говорящего оценивать произносимое желательно в неразрывной связи слов, речи, пантомимики и других " сопроводителей" общения, доводя свое восприятие до некоторой завершенности. *Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают*: - конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом); - спонтанно (непроизвольно). Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще дезориентирующим. Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя - тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой " утечке информации" при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить. Непроизвольно возникающие у людей реакции сугубо индивидуальны и хорошо читаются лишь при отменном знании партнера. Непонимание сего момента способно привести к фатальному самообману в познании другого человека. Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры. Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж,
|