Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Применение современных материалов
Современные детали машин и конструкций работают в тяжелых условиях эксплуатации, создаваемых ростом динамических и циклических воздействий, сложным напряженным состоянием, широким диапазоном температур рабочих сред; они отличаются разнообразием форм и размеров. В связи с этим конструкционные стали должны обладать определенным комплексом механических свойств, которые в наибольшей степени определяют работоспособность, т. е. стойкость и надежность деталей и конструкций, которые называют конструктивной прочностью. Повышения конструктивной прочности можно достичь только в совокупности металлургических, технологических и конструкторских мероприятий. Цветные металлы и их сплавы нашли широкое применение в строительстве благодаря своей прочности, легкости, высокой антикоррозийной стойкости. Они подразделяются на легкие (в большинстве своем на основе алюминия) и тяжелые (на основе меди, латуни, олова и т.п.). Цветная металлургия является одной из наиболее конкурентоспособных отраслей промышленности России, причем российские компании в ряде подотраслей (алюминиевой, никелевой, титановой) входят в группу мировых лидеров.
Благодаря своим замечательным свойствам титан и его сплавы нашли широкое применение в авиа-, ракето—и судостроении. Из титана и его сплавов изготовляют полуфабрикаты: листы, трубы, прутки и проволоку. Основными промышленными материалами для получения титана являются ильменит, рутил, перовскит и сфен (титанит). Технология получения титана сложна, трудоемка и длительна: сначала вырабатывают титановую губку, а затем путем переплавки в вакуумных печах из нее производят ковкий титан. Губчатый титан, получаемый магнийтермическим способом, служит исходным материалом для производства титановых сплавов и других целей.
В настоящее время занимаются разработкой и применением в металловедении новейших методов исследования структуры материалов — электронного и рентгеновского. Их применение во многом способствовало важнейшим достижениям в области со здания новых материалов. В 1960-х гг. был осуществлен промышленный синтез алмаза, а также созданы синтетические вещества, не встречающиеся в природе, в частности кубический нитрид бора, свойства которого близки к алмазу. В первой половине XX в. появились полимеры — новые материалы со свойствами, резко отличающимися от свойств металлов. Полимеры широко применяют в различных областях техники: машиностроении, химической и пищевой промышленности и ряде других областей. Полиэтилен называют полимером, которой позволил выиграть войну, так как его высокие диэлектрические свойства во многом определили эффективность радара. Транспорт — один из крупных потребителей лакокрасочных материалов. Только на парк подвижного состава (вагоны, суда, автомобили, троллейбусы, самолеты и т. д.) ежегодно расходуется десятки тысяч тонн лаков и красок. Специфические условия работы (воздействие атмосферных явлений и т. д.) предъявляют особые требования к применяемым на транспорте лакокрасочным материалам. Для окрашивания подвижного состава железнодорожного транспорта используют в основном глифталевые и пентафталевые лаки и эмалевые краски, глифталевые грунты и шпаклевки. Для покрытия санитарно-технического оборудования применяют асфальтовые и пековые лаки. Глифталевые шпаклевки АШ-1 и грунт № 238 применяют для подготовки к окрашиванию наружной поверхности кузова и некоторых других частей цельнометаллических пассажирских вагонов, а также тепловозов и грузовых крытых вагонов. Пентафталевые эмалевые краски используют для окраски кузовов и крыш цельнометаллических пассажирских вагонов, кузова и некоторых других частей тепловоза и электровоза. Внешнюю деревянную обшивку грузового вагона окрашивают мумией, тертой на олифе оксоль, а крышу — железным суриком на натуральной олифе. Для окрашивания рамы и ходовых частей вагонов применяют черный битумный лак № 177. Те же части тепловоза окрашивают черной пентафталевой эмалевой краской. В качестве антикоррозионного покрытия для тепловозов, используемых в районах с жарким климатом, применяют лак из клея БФ. Для защиты сталей и сплавов от коррозии применяют металлические покрытия, фосфатирование, воронение, лакокрасочные покрытия, а также легирование. Для защиты цистерн, трубопроводов, кранов, гальванических ванн и различных сосудов химической аппаратуры от коррозионного воздействия кислот, щелочей и растворов солей применяют гуммирование, под которым понимают покрытие металлов резиной или эбонитом. Поверхность металлов покрывают резиновым клеем или листами сырой резины. Затем производят вулканизацию и отделку покрытия. Важнейшим средством борьбы против коррозии является легирование, т. е. получение коррозионностойких (нержавеющих) сталей. Высоким сопротивлением коррозии обладают и специальные сплавы на основе никеля, титана и других металлов.
|