Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика правоохранительных органов






Законность и правопорядок - необходимые условия многосторонней деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, гарантия соблюдений прав и свобод граждан. Поэтому поддержание законности и правопорядка является задачей всех без исключения - Президента РФ как гаранта Конституции, Федерального собрания, Конституционного суда и судов общей юрисдикции, Министерств и ведомств, органов субъектов Федерации, общественных организаций и граждан. Но среди организаций есть такие, на которые законом возложены функции осуществления правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность - это деятельность судов и иных, специально уполномоченных органов, основной функцией которых является осуществление конституционного контроля, обеспечение деятельности судов, оказание юридической помощи, выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав и т.п.

Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности обладает следующими характерными признаками:

- правоохранительная деятельность осуществляется юридическими способами воздействия. В зависимости от характера правовых вопросов правоохранительные органы имеют право применять соответствующие меры государственного и общественного воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом;

- применяемые в правоохранительной деятельности меры воздействия должны строго соответствовать требованиям законодательства. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную или уголовную ответственность;

- осуществление правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы. Они комплектуются соответствующими специалистами, как правило, юристами. Присвоение другими лицами права осуществлять правоохранительную деятельность является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление;

- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или иное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность государственных органов, общественных и частных организаций;

- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат исполнению любыми должностными лицами и гражданами.

Неисполнение их влечет для правонарушителей санкции, установленные федеральным и местным законодательством.

Правоохранительная деятельность основывается на конституционных принципах правоохраны:

1) принцип законности (ст. 15 Конституции РФ);

2) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (ст.2 гл.2 Конституции РФ);

3) принцип равенства граждан и юридических лиц перед законом (ст.19 Конституции РФ).

 

3 Предмет дисциплины, ее соотношение с другими юридическими дисциплинами

" Правоохранительные органы" — один из вводных предметов, дающих, как уже отмечалось выше, исходные сведения о правоох­ранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, которые даются студентам юридических вузов при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу последних можно было бы отнести " Конституционное право", в рамках которого наряду с освещением многих других про­блем дается общая картина роли и места правоохранительных ор­ганов в системе всех органов государства, характеризуются взаимо­связи между ними, определяются основные (конституционные) прин­ципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции РФ, в том числе содержащихся в ее гл. II и VII первого раздела, специально посвященных правам и сво­бодам человека и гражданина, судебной власти.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисцип­лина и с дисциплиной " Административное право", одной из задач которой является изучение закономерностей организации и функ­ционирования всех органов государственного управления (исполни­тельных органов). Такие правоохранительные органы, как, например, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ и подчиненные им учреждения, свои правоохранительные функции осуществляют одновременно с функциями управленческими (испол­нительными). В связи с этим некоторые аспекты их организации и полномочий, преимущественно управленческие, получают необходи­мое освещение в курсе " Административного права". Значительно более подробная информация дается в данном курсе и о тех многих органах исполнительной власти, которые, выполняя главным обра­зом какие-то другие важные государственные задачи, участвуют в осуществлении некоторых правоохранительных функций. Там же даются подробные сведения об основных правилах применения ад­министративной ответственности за соответствующие проступки.

Весьма тесно дисциплина " Правоохранительные органы" связана с дисциплиной " Уголовный процесс", основное назначение ко­торой — глубокий анализ содержания деятельности всех правоох­ранительных органов, связанной с производством по делам о преступлениях. Эта дисциплина дает представление о том, как должны действовать правоохранительные органы при раскрытии преступлений, изобличении лиц, виновных в их совершении, и определении мер правового воздействия на таких лиц, а равно при принятии решений о реабилитации тех, кого незаконно привлекали к уголовной ответственности. Она ориентирует и в том, как должны строиться возникающие в ходе названной деятельности отношения между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация правоохранительных органов в значительной мере зависит от содержания выполняемой ими деятельности, порядка (процедуры) производства конкретных действий.

" Правоохранительные органы" как учебная дисциплина также теснo соприкасается с курсом " Гражданский процесс", который тоже имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел — дел об имущественных и некоторых неимущественных.спорах (как будет показано ниже, речь идет об очень широком круге дел). Близко с этим курсом соприкасается курс " Арбитражный процесс", в рамках которого изучается порядок разбирательства споров в арбитражных судах.

На старших курсах юридических вузов преподается также " Прокурорский надзор" — предмет, дающий сведения, которые существенно дополняют материал одной из тем дисциплины " Правоохранительные органы" — темы, посвященной прокурорскому надзору и прокуратуре. Эти сведения значительно расширяют познания об основах организации прокуратуры, а главное — о содержании, формах и методах осуществления прокурорского надзора и других направлений деятельности прокуратуры.

Не изолирована дисциплина " Правоохранительные органы" и от таких юридических дисциплин, как " Общая теория государства и права" и " Отечественная история государства и права". Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении основ теории государства и права, отечественной и зарубежной истории.

 

Вопрос


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал