Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статья 47. Права журналистаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Актуальным является вопрос о праве собственности на СМИ. При решении этого вопроса следует иметь в виду, что возможно использование различных терминов: " право собственности на имущество" (например, редакции); " право собственности на СМИ"; " право собственности на исключительные результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)" - авторское право на периодическое издание в целом и на фирменное наименование, товарный знак. С точки зрения влияния " собственника" на информационную политику СМИ интересны именно первые два термина. Рассмотрим их. Начнем с того, что имущественные отношения в сфере массовой информации не имеют четко выраженной специфики. В схеме " учредитель - редакция - издатель" они определяются договорами между ними (ст. 22 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. " О средствах массовой информации"). В содержание права собственности на имущество редакции входит правомочие владения, пользования и распоряжения ее имуществом (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Следовательно, собственник имущества редакции может свободно осуществлять указанные правомочия и использовать их в качестве инструмента воздействия на редакционную политику СМИ. Следующий вопрос: совпадают ли, если исходить из положений действующего законодательства, в одном лице " собственник имущества" и " учредитель СМИ"? Допустим, редакция СМИ регистрируется как юридическое лицо, при этом учредитель СМИ наверняка будет выступать учредителем нового юридического лица. Согласно п. 2 ст. 48 ГК в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения. Это означает, что если редакция СМИ использует свое право регистрации в качестве юридического лица, причем в перечисленных пп. 3 п. 2 ст. 48 ГК организационно - правовых формах, то ее учредитель будет иметь право собственности на имущество редакции. Если редакция СМИ регистрируется в качестве хозяйственного общества или товарищества, то ее учредитель имеет только обязательственные права и не имеет права собственности на имущество редакции (пп. 2 п. 2 ст. 48 ГК). С другой стороны, редакция может и не регистрироваться в качестве юридического лица. В таком случае следует обратиться к п. 2 ст. 212 ГК, согласно которой собственником имущества могут выступать граждане и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования. Следовательно, учредитель в большинстве случаев имеет основания считаться собственником имущества СМИ. Ряд норм Закона о средствах массовой информации дают учредителю дополнительные, в сравнении с ГК, возможности считаться законным собственником имущества. В соответствии с ними собственником имущества редакции могут быть учредитель СМИ, редакция или издатель. Это позволяет учредителю при любой организационно - правовой форме юридического лица или при его отсутствии стать собственником имущества редакции. Поскольку именно от учредителя зависит создание СМИ (им вносится уставный капитал), он обладает рядом важных правомочий: утверждение устава, назначение главного редактора, прекращение или приостановление деятельности СМИ и т.д. Скорее всего, именно учредитель и будет наделен правом собственности на имущество. Однако следует разделять понятие " право собственности на имущество СМИ" и " право собственности на СМИ". Содержание права собственности на СМИ в Законе о средствах массовой информации не определено. Впрочем, данный термин и не употребляется российским законодателем, он используется лишь в научной литературе. В частности, делается вывод о том, что собственником СМИ следует считать его учредителя или соучредителей (Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ). М., 1998. С. 196). Понятие " собственник СМИ" оправданно в том случае, если СМИ выступает в качестве объекта гражданских прав. В собственности субъектов гражданских правоотношений может находиться такой объект гражданских прав, как имущество. Под имуществом в широком смысле понимается совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, в том числе и исключительных прав. Вещи же - это предметы материального внешнего мира, находящиеся в твердом, жидком, газообразном или ином физическом состоянии. Закон о средствах массовой информации понимает под СМИ периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-, теле-, видеопрограмму, кинохроникальную программу (совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год), иную форму периодического распространения массовой информации. Как видим, СМИ должно иметь материальное выражение и носители. Однако СМИ нельзя назвать простой вещью в обычном смысле слова. Это, скорее, сложная вещь, такая, как предприятие, выступающая в качестве имущественного комплекса. Сложная вещь характеризуется следующими признаками: она состоит из разнородных вещей; составляющие ее части физически не связаны между собой; совокупность вещей образует единое целое, которое используется по общему назначению; каждая из частей, составляющих сложную вещь, может использоваться самостоятельно по тому же назначению, что и вместе с ними, и при этом не выполняет применительно к ним роль принадлежности. Всеми этими признаками обладает СМИ как имущественный комплекс. К имуществу СМИ может быть отнесено имущество редакции (доходы от ее деятельности, добровольные взносы, кредиты, амортизационные отчисления и т.д.), права требования, долги, фирменное наименование, товарный знак, авторское право на периодическое издание в целом. Таким образом, вполне допустимо введение нового субъекта правоотношений - собственника СМИ, который приобретал бы право собственности на средство массовой информации с момента государственной регистрации СМИ. В таком случае само СМИ должно выступать в качестве уже не субъекта, а объекта правоотношений (по аналогии с предприятием). Придание учредителю статуса собственника СМИ предлагается в научной литературе с целью повышения его ответственности за распространение недостоверной информации, нарушающей права и законные интересы граждан. Однако это может привести к еще большему нарушению прав заинтересованных лиц. Ведь статус собственника предполагает достаточно широкий круг полномочий: он может распорядиться СМИ, совершив любую гражданско - правовую сделку, и в любое время прекратить его существование без каких-либо объяснений. В таких условиях работники СМИ попадают в полную зависимость от собственника. Все это лишний раз подтверждает преждевременность замены " учредителя СМИ" его " собственником". В соответствии с действующим законодательством СМИ не может быть предметом сделки по отчуждению СМИ в качестве имущества. Закон о средствах массовой информации предусматривает такую модель отношений, в которой СМИ формируется в виде определенной структуры, внешним выражением которой является редакция, наделенная Законом определенными правами и обязанностями. Редакция выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений, призванного осуществлять деятельность по производству и выпуску СМИ, и обладает относительной самостоятельностью. Теоретически учредитель имеет в отношении такой структуры права постольку, поскольку он участвовал в определении ее формы, а также создании имущественной базы для ее деятельности. Приходится, однако, констатировать, что фактически учредитель имеет рычаги воздействия на редакционную политику посредством: утверждения устава СМИ; назначения главного редактора; решения самому выступать в качестве редактора, издателя, собственника имущества редакции и т.д. Механизм влияния на редакционную политику может выглядеть таким образом. Скажем, ОАО " ЮРТ" является учредителем и лицензиатом СМИ " Девятый канал", " ЮРТ - международное". Совет директоров ОАО принимает решение о назначении руководителя указанных СМИ. Руководитель СМИ под угрозой смещения с должности выполняет все указания совета директоров ОАО. В результате СМИ тенденциозно подают информацию, выполняя требования руководителя СМИ. Причем специфика такой организационной формы, как акционерное общество, заключается в том, что совсем не обязательно при принятии решения советом директоров иметь абсолютное или относительное большинство акций (контрольный пакет с голосами, эквивалентными 51%). При наличии в обществе нескольких акционеров и 20% акций в руках одного из них может быть достаточно для принятия решения в его пользу. И чем больше акционеров, тем меньший пакет акций может решить исход голосования. Усложняется, следовательно, доказывание факта причастности этого конкретного лица к принятию решения, причиняющего впоследствии вред охраняемым законом правам и интересам других лиц (в частности, путем распространения недостоверных сведений через данное СМИ). Учитывая законодательное положение о том, что учредитель несет ответственность за деятельность СМИ лишь постольку, поскольку обязанность возместить причиненный вред вытекает из его действий, приходится признать, что указанное лицо уходит от ответственности. Поэтому в целях эффективного управления делами общества следует установить определенное количество акционеров центральных СМИ. Их не должно быть много (например, 7 акционеров и примерно по 15% акций у каждого). При этом желательно, чтобы в каждом центральном СМИ присутствовало государство в качестве участника. Практически общепризнанным в настоящее время является факт, что информационные возможности СМИ служат, как правило, интересам их учредителей: работодателей, представителей большого бизнеса. но не интересы государства и граждан выдвигаются на первый план в процессе предоставления гражданам информации. Так, 63% респондентов считают, что СМИ выражают интересы ФПГ, 27% - собственные интересы, 10% - интересы государства. В отношении финансово - промышленных групп должны быть законодательно закреплены ограничения в возможности оказывать серьезное воздействие на информационную политику (например, на Западе подконтрольные финансово - промышленным группам СМИ являются малотиражными). следует устранить значительную зависимость главного редактора от воли учредителя. Если создается СМИ, то его главный редактор или руководитель должны назначаться учредителем только на один год. Причем даже если учредитель воспользовался законодательной возможностью самому возглавить редакцию, он также не должен занимать должность главного редактора более одного года. Затем периодически, скажем, раз в 2 - 4 года, руководитель редакции избирается журналистским коллективом не более чем на два срока подряд. Это повысит самостоятельность редакции. Учредитель не будет проигравшей стороной, поскольку за ним остается право получать доход от деятельности СМИ. Дополнительной гарантией самостоятельности редакции стало бы законодательное закрепление конкретных случаев, когда допустимо вмешательство в деятельность СМИ, а также порядок этого вмешательства. Действующая редакция Закона о средствах массовой информации предусматривает лишь, что случаи вмешательства указываются на договорных началах между учредителем и редакцией. Это позволяет учредителю включить выгодные для себя условия в договор, ограничив тем самым самостоятельность редакции. Решение вопросов, связанных с вмешательством в деятельность СМИ со стороны учредителей СМИ, имеет принципиальное значение для беспристрастного проведения предвыборной агитации, поскольку СМИ, к сожалению, отличаются тенденциозностью в подаче информации. И в этом не последнюю роль играют субъекты правоотношений, имеющих имущественные права в отношении средств массовой информации. владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных Законом; В то же время следует отметить и определенное сходство в правомочиях владельца товарного знака и учредителя СМИ. И тот и другой имеют исключительное право пользоваться и распоряжаться своим средством индивидуализации, а также запрещать его использование другими лицами. Хотя в Законе о СМИ именно такие формулировки отсутствуют, однако из положений ст.ст. 10 и 11 следует, что именно учредитель вправе определять наименование средства массовой информации, а также изменять его. Несомненно, регистрация наименования СМИ в качестве словесного или словесного и изобразительного товарного знака значительно укрепляет позиции владельца средства массовой информации. Однако из смысла Закона о СМИ вытекает, что право на выпуск средства массовой информации под заявленным при его регистрации названием принадлежит учредителю данного СМИ. Это следует из того факта, что именно учредитель в своем заявлении о регистрации впервые указывает наименование создаваемого средства массовой информации. . УЧРЕДИТЕЛЬ 2.1. Учредитель утверждает Устав редакции, смету расходов и доходов, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и обеспечивает их соблюдение сотрудниками редакции. 2.2. Учредитель назначает и освобождает от должности главного редактора, который принимается на работу и увольняется приказом. 2.3. Учредитель может передавать свои права и обязанности третьему лицу. 2.4. Учредитель может выступать в качестве издателя, распространителя телепрограммы, собственника имущества редакции. 2.5. Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщения или материалы от его имени. По претензиям и искам, связанным с деятельностью учредителя, ответственность несёт учредитель. 2.6. Учредитель получает прибыль от деятельности редакции. 2.7. Учредитель содействует работе редакции, выделяет средства на её содержание. 2.8. Учредитель распоряжается всеми финансовыми средствами и имуществом редакции. 2.9. Учредитель принимает на работу и освобождает от работы сотрудников редакции; командирует сотрудников редакции. 2.10. Учредитель подписывает от имени редакции договоры, соглашения. 2.11. Учредитель издает приказы и распоряжения. Статья 47. Права журналиста
Журналист имеет право: 1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию; 2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы; 3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; 4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну; 5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой ст. 42 настоящего Закона; 6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; 7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях; 8) проверять достоверность сообщаемой ему информации; 9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью; 10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям; 11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с ч. 1 ст. 42 настоящего Закона; 12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. Статья 49. Обязанности журналиста Журналист обязан: 1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях; 2) проверять достоверность сообщаемой им информации; 3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые; 4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника; 5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей; 6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки; 7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала; 8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона; 9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
|