Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Благоприятные условия для введения христианства на Руси
Решение Владимира принять крещение от Греков не могло встретить ни откуда препятствия. Выше было сказано, что у Русских Славян не было ни храмов, этих очагов язычества, ни жрецов, которые обыкновенно, в своих интересах, поддерживали и распространяли язычество среди народа и выступали на борьбу с проповедниками всякой иной религии. Приносили жертвы и совершали другие обряды у Русских старцы и главы семейств. И потому, когда сами старцы и бояре изъявили согласие на перемену религии, то народ, не задумываясь и без всякого спора, должен был в этом случае идти за ними и за князем. И это было так естественно, что сомневаться справедливости рассказа о беспрепятственном крещении всего рода, по одному приказу князя, нет ни малейшего основания. Но не только со стороны религиозной, а и со стороны нравственной, принятие христианства Русскими славянами не мог встретить особенного препятствия. " Поляне, киевские Славяне, как говорит летописец, были нрава тихого и кроткого, сели семейную жизнь честную и правильную. В христианстве они должны были увидеть сродные их нравам и привычкам нравственные требования, нисколько не унижающие, а напротив, возвышающие и облагораживающие их дух, что, при всей своей малообразованности, самый грубый язычник легко понимает. Новгородские Славяне, привыкшие к обращению с иноземцами и понимавшие выгоды и преимущества благоустроенной общественной жизни, так не видели ничего враждебного в христианстве, а напротив склонны были подражать варягам, между которыми, как известно, было очень много христиан." Эти варяги, которые имели постоянные сношения с Новгородскими Славянами, склоняли их к принятию христианской веры и, так сказать, подготовляли их к тому. Что касается Древлян, Северян и других славянских племен, то они, очень рано подчинившись Русским князьям, скоро смешались с Полянами и Новгородцами и в принятии христианской веры не могли оказать сопротивления посылаемым к ним миссионерам. Таким образом можно с уверенностью сказать, что на всем обширном пространстве Русского княжества Владимирова распространение христианства не могло встретить препятствий. Необходимо отметить, что принятие христианства на Руси сопровождалось законодательными документами в поддержку церкви, так Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных: " Ст. 3. И по том летом минувшим создав церковь святую Богородицю и дах десятину к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, и с торгу 10-тую неделю, из домов на всякое лето 10.е всякаго стада и всякаго живота чюдной матери Божии и чюдному Спасу." Это начало знаменитой церковной десятине - то есть каждый человек должен отдавать десятую часть дохода своего (денежного, материального) христианской церкви, что должно было поддерживать саму церковь и давать ей денег на дальнейшее существование и расширение своего влияния. Конечно, для развития новой религии было необходимо построение святых мест - храмов божьих, где люди могли бы молиться Господу нашему. Именно этим и занялся Владимир: " Владимир тотчас после крещения велит строить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры: так, поставлена была церковь св. Василия на холме, где стоял кумир Перуна и прочих богов. Владимир велел ставить церкви и определять к ним священников, также и по другим городам и приводить людей к крещению по всем городам и селам. " Стоит задаться двумя вопросами, первым, в каких городах происходило крещение, и второе, откуда взялись первые священники? Христианство в основном " было распространено вдоль узкой полосы, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев; к востоку же от Днепра, по Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове, несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо". Однако следует отметить, что крещение даже этой узенькой полоски было сопровождено огромными трудностями. Все было связано с нежеланием народа отдавать своих богов на поругание, ярким и кровавым примером этому может служить крещение Новгорода, который «Путята крестил мечом, а Добрыня - огнем». Откуда же взялись священнослужители? По словам Соловьева: " Митрополит и епископы были присланы из Царя-града; в Киеве, если прежде были христиане, была церковь, то были, разумеется, и священники; Владимир привел из Корсуня тамошних священников". Однако этого было слишком мало, и тогда были присланы священники из Болгарии, которые могли учить народ на понятном ему языке. Однако все равно было слишком мало священников, и единственным выходом из создавшейся ситуации было как можно более скорое " книжное" обучение русских священников. Этот процесс происходил жестоким, но, скорее всего, неизбежным методом - детей лучших горожан отнимали у матерей и отдавали их в книжное учение. Это было неотвратимым шагом, так как матери, не утвердившись еще в новой вере, воспитывали сыновей своих в прежнем языческом духе. христианство русь владимир ольга
|