Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика периодов ранней и поздней древности.Стр 1 из 40Следующая ⇒
Предмет истории Древнего Востока. Понятие «цивилизация» и критерии ее определения. Понятие ДВ – не географическое, а историко-культурное, социополитическое или цивилизационное. ИДВ изучает историю зарождения, развития и упадка первых цивилизаций.
Цивилизация появилась в конце 4 тыс. до Р.Х. Самые ранние цивилизации: Египет и Шумер (4 тыс. до Р.Х.), Индия (3 тыс. до Р.Х.), Китай (2 тыс. до Р.Х.).
Цивилизация – это определенный уровень развития человеческого общества, его материальной и духовной культуры, характеризующийся следующими признаками: 1) Развитое производящее хозяйство (земледелие, скотоводство) Земледелие – п-ов Анатолия, Малая Азия и зона плодородного полумесяца вдоль побережья Средиземного моря. 2) Институт частной собственности и владения имуществом, включая и землю, а, следовательно, появление возможности концентрации богатств в руках одних и потери их у других. Это приводит к социальному расслоению прежде единой первобытной общины, появлению групп богатых и бедных. 3) Появление особого органа, регулирующего социальные отношения и конфликты, а именно, института государства и права, в то время как в первобытных общинах отношения регулировались или по обычаям далеких предков, или произвольными решениями племенных старейшин. 4) Появление города как хозяйственного, административного, военного и культурно-религиозного центра области или региона, как места концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов региона, ума, энергии и предприимчивости его жителей. Город становится мощным организатором прогресса общества. 5) возможность монументального строительства, создание поражающих воображение сооружений: пирамид и храмов Египта, месопотамских зиккуратов, царских дворцов. Эти постройки стали яркой демонстрацией огромных возможностей рождающейся цивилизации, маневрирования ее запасами и трудовыми ресурсами. 6) создание письменности, т. е. системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству человеческую речь с содержащейся в ней информацией, накопленным в разных сферах жизни опытом. Изобретение письменности — это свидетельство рождения нового менталитета, гигантский скачок в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации. Характеристика периодов ранней и поздней древности. Ранняя древность: 1. Самоуправляемая община свободных граждан, обладающие политическим суверенитетом и коллективно владеющие разными категориями зависимых людей. Существует народное собрание => царская власть слабая. 2. Ведущая форма собственности – общинная (главное богатство - земля). 3. Коллективизм общества 4. Характерны первобытные ритуалистические религии. - политеизм («тео» - Бог) - жертвоприношение (однако в отличии от первобытной эпохи сформировался пантеон богов) 5. Город-государство или небольшое номовое государство
Поздняя (имперская) древность: 1. Самоуправляемая община свободных граждан, потерявшая политический суверенитет. Свободные общинники превращались в подданных. Община – маленькая административно-хозяйственная единица. 2. Частная собственность (право владеть, пользоваться и распоряжаться) при большой роли государства. Государственная собственность. 3. Индивидуализм в обществе. 4. Появляются религии спасения, откровения, мировые религии. - монотеизм (единобожье) - нравственные нормы
Осевое время (К. Ясперс) – период в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское. Датирует время Ясперс 8-2 вв. до н.э. Философские и религиозные учения осевого времени: 1. Конфуцианство (Китай) 2. Даосизм (учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение) 3. Легизм (философская школа эпохи Чжаньго, «Школа законников») 4. Моизм (Древнекитайская философская школа, программа усовершенствования общества через знание) 5. Буддизм (религиозно-философское учение (драхма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее ок. VI в. до н.э. в Древней Индии) 6. Зороастризм, Персия, совр. Иран (Древнейшая религия, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном им от Бога – Ахура Мазды. В основе учения – свободный нравственный выбор благих мыслей, благих слов и благих деяний) 7. Иудаизм (религиозное мировоззрение еврейского народа)
цивилизации восточные – первичные вторичные – берут достижения первичных (Греция) Особенности: 1. Замедленные темпы развития. Связано с тем, что все достижения достигалась самостоятельно. 2. Традиционность развития. Новшества дозированно. 3. Консервативная стабильность. Противовес античной динамики. 4. Особая форма власти – восточный деспотизм (сущность ее — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Бесконтрольное, ничем неограниченная власть правителя, опирающаяся на силу; характеризующееся следующими признаками: а. Гос. собственность на землю; б. Наличие разветвленной, хорошо сконцентрированного гос. аппарата, бюрократия; в. Три уровня власти: центральная, региональная, местная; г. Обожествление царской власти). 5. Медленное разложение общины. Общинники – основные производители материальных благ, налогоплательщики. Частники – наиболее опасны, т.к. экономически мало зависят от правителя. 6. Государство преобладает над обществом. В Египте переформировывают соседскую общину в рабочие отряды. 7. Религия имеет огромное значение и играет регулятивную роль в обществе. Самый яркий пример: Индия, индуизм – положение человека в обществе (род занятий, что есть, что пить, обычаи, обряды). 8. Особая форма рабства. Патриархальная форма. Раб – человек, лишенный средств производства, является собственностью своего хозяина. НО! Часто рабу давался пикулий – земля, имущество хозяина, которую он давал рабу на востоке. Рабы могли жениться (выйти замуж) за свободного человека, их дети были свободными. После смерти раба все накопленное имущество делилось между хозяином и вдовой (вдовцом). Рабы никогда не были основными производителями материальных благ.
|