Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие и распространение христианства. Культура белорусских земель в IX - XIII вв.






В 988г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство во главе которого стоял метрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т.д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа). В 992 г. в Полоцке ( Витебск. Менск, Орша, Заславль, БраславДогойск), в lOOSr - в Турове ( Гомел., Брест, Гродн. Области). Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь = 100 культовых зданий. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем. Итоги распространения христианства:

- развитие культуры восточных славян, распространение письменности, летописание, -начало каменному зодчеству -развитие ремесел и торговли с др. странами -создание художественных ценностей. Особенности распространения христианства на Бел: переплетение христианства с языческими обрядами — двухверье: православная церковь приспосабливала языческие верования к своим обрядам и праздникам.

РЕЛИГИОЗНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ДЕЯТЕЛИ: Е фросинья Полоцкая.

Предслава. Девочкой сбежала в женский монастырь, постриглась в монашки под именем Ефросинья, переписывала церковные книги, основала школу для детей, монастырь, на склоне жизни совершила паломничество в Иерусалим. Во время которого умерла в 1167г. Мощи были в Киево- Печерской Лавре, а 19 Юг перенесли в Полоцкий Спасо-Ефросиневский монастырь. Первая святая, Кирилл Туровский

Писатель, автор ряда «слов», молитв, повестей, притч. Златоуст. Клементий Смолятич, Авраамий Смоленский. ПИСЬМЕННОСТЬ.

Известие о письменности у восточных славян относится к 10- началу 11 века. Это была кириллица. Первые памятники письменности на Бел: «Борисовы камни» (4 валуна с надписями) -в русле Зап. Двины (12 век), «Рогволодов камень» - возле Орши, деревянный гребень с буквами алфавита - в Бресте, берестяные грамоты в Витебске и Мсгиславле - 13 век.

В 1 половине 11 века началось летописание: в начале 12 в создана «Повесть временных лет» монахом Нестером. Самая ранняя рукописная книга - Туровское Евангелие (11век). Книги писали на пергаменте, сворачивали в свитки, писали и переписывали в монастырях, где были и библиотеки. Вершина литературы - «Слово о полку Игореве». КАМЕННОЕ ЗОДЧЕСТВО. ФРЕСКИ

К концу Ювека с принятием христианства начинается возведение монументальных культовых строений - в середине 11в в Полоцке каменный Софийский Собор ( 7 куполов, фрески, библиотека, архив, гос. казна; при строительстве использовали плинфу - плоский кирпич).

В 12 веке Борисоглебская церковь в Гродно (в стенах были голосники - глиняные горшки для акустики); Спасская церковь Ефросиньевского монастыря, церковь в Витебске, Новогрудке, Турове.

В 13 веке оборонительные сооружения, т. к. угроза со стороны крестоносцев и татар: башня Белая Вежа в Каменце (30 метров).

Существовали Полоцкая и Гродненская архитектурные школы.

В 11-13вв - фресковая живопись. Фреска -г- водяные краски по свежей штукатурке. Стены Софийского и Спасского Соборов, Витебской, Благовещенской церкви и др. украшены фресками на сюжеты библейских сказаний и с фигурами святых.

ИЗО. Шедевр - крест Евфросинии Полоцкой, изготовленный в 1161г мастером Л.Бокша. 51см в длину. Из кипарисового дерева. Украшен 21 золотой пластиной с образами святых. Пропал в годы ВОВ, в 90-ые гг Кузьмич изготовил копию. Находится в Спассо-Ефросиньевском монастыре в Полоцке.

9) Образование Великого Княжества Литовского, Руского и Жамоицкого. Статуты ВКЛ.
Процесс образования одного из крупнейших государств Восточной Европы эпохи Средневековья - Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского и других земель - был сложным и длительным по времени. Окончательно территориальные границы Великого княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного морей с севера на юг, от Брестчины до Смоленщины с запада на восток. Исторические реалии XIII - XIV вв. подталкивали к балто-славянскому политическому объединению населения как тех, так и других земель. Именно их единство позволило сохранить на то время в значительной степени этническую чистоту, а вполне допустимо, и само существование этносов, населявших этот регион, в условиях противостояния агрессорам с северо-запада (крестоносцы) и юго-востока (монголо-татары). Известны совместные выступления балто-славянских дружин против крестоносцев и их союзника Конрада Мазовецкого. Чувствительными были и внутренние объединительные тенденции. Двадцать небольших удельных княжеств, которые образовались в результате распада Полоцкого и Туровского княжеств, вели междоусобную борьбу. На балтских землях государственности не было. Здесь возникают племенные союзы, появляются князья (кунигасы), которые имели сильные военные дружины. Они оказывали сопротивление крестоносцам и одновременно сами совершали набеги на земли ослабленной Руси. Внутренняя борьба между племенными союзами возвышала личности некоторых князей. Одним из таких князей был Миндовг. В такой ситуации ряд земель повели этнично-объединительную деятельность. Ее демонстрировали Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Смоленская земли, а также земли балто-восточно-славянские. В середине XIII в. в балто-восточных землях происходит возвышение Новогрудка (совр. Новогрудок). Новогрудок был основан Ярославом Мудрым (1044 г.) и долго находился под влиянием Киева, а затем галицко-волынских князей. Урожайные земли Понеманья, относительно безопасное географическое положение в условиях постоянной внешней угрозы привлекли сюда переселенцев из других районов и обусловили подъем производительных сил. Первым князем - претендентом на роль создателя Литовской державы был литовский князь Миндовг. Летописная Литва располагалась на современных восточнолитовских и северозападных белорусских землях. Во второй половине 40-х гг. XIII в. Миндовг стал князем в Новогрудке, где, согласно Густынской летописи, принял в 1246 г. православную веру. С помощью силы Миндовг в конце 40-х - начале 50-х гг. XIII в. отвоевывает для себя Литву, объединяя ее с Новогрудком. Осознавая, что этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны галицко-волынских князей, Миндовг вступает в союз с Ливонским орденом, по дипломатическим соображениям принимает католичество и коронуется в Новогрудке. Этим актом весь тогдашний католический мир признал правомочность и независимость Великого княжества Литовского, уравнял его с другими европейскими странами. Крестоносцы оказались ненадежными союзниками, и мощь галицко-волынского войска трижды обрушивалась на Новогрудские земли. Неудачи Миндовга привели к замене его на новогрудском княжеском троне сыном Войшелком. В это время из Жемойтии исходит вторая попытка объединения балтовосточнославянских земель, которую предпринял жмудский князь Тройнята. В 1263 г. людьми Тройняты был убит Миндовг. Войшелк укрылся в Пинске. Полоцк и князь Товтивилл, племянник Миндовга, тоже намеревался воспользоваться ситуацией и присоединить к своему княжеству соседние балтские и «русские» земли. Чтобы устранить конкурента, жмудский князь планировал убить Товтивилла, но в 1264 г. Тройняту убили слуги Миндовга. Великим князем стал Войшалк (1264 - 1267 гг.), который завоевал и присоединил к своим владениям балтские земли Нальшаны и Деволтву, а также объединил Новогрудскую, Пинскую, Полоцкую и Витебскую земли. Таким образом, новогрудский князь Войшалк создал ядро державы. Вхождение балтских и восточнославянских земель в его состав в большинстве случаев было добровольным и осуществлялось через брачные союзы или через заключение договоров. Основой Великого княжества Литовского, Русского, Жемойтского стали соседние балтские и восточнославянские (сегодняшние литовские и белорусские) земли. Эта держава была политерриториальной и полиэтничной. Синтез двух начал был естественным, ибо в политическом объединении было заинтересовано население обеих земель. Феодальные княжества-державы, существовавшие на территории Беларуси еще в X - XII вв. привносили свой опыт государственности, экономики и культуры в новое государство, превращая его в Великое Княжество.

 

10)Государственный и общественный строй великого княжества литовского русского и жемайтского. Статуты ВКЛ. (Эвалюцыя дзяржаўна-палітычнага ладу і заканадаўства Вялікага княства Літоўскага.)

 

Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское было феодальной монархией, где феодалам было обеспечено право владения зависимым населением - крестьянами. Население княжества делилась на две большие группы - феодалов-помещиков и феодально-зависимое население. Население делилось на сословия - дворянство, мещан, духовенства и крестьян. Феодалы (шляхта) - это наиболее привилегированная часть населения, ее мощь опиралась на исключительное право владения землей. Это сословие не было однородным. Большими богатствами владели бывшие удельные князья (Рюриковичи, Рогволодовичи, Альгердавичы) и некоторые бояре, что возвысились при предыдущих великих князьях. Эти феодалы создали прослойку магнатов - наиболее влиятельных лиц в княжестве, что

занимали главные государственные должности в княжестве. Остальные феодалы - потомки бояр - в течение XVI в. стали называться шляхтой. Консолидации этого сословия способствовала возвышение роли сейма в государственном управлении, в заседаниях которого принимали участие избранные из шляхты каждого повета и воеводства. Сословие крестьян к середине XVI в. так же было неоднородным. Лично свободные зажиточные крестьяне, исполнявших военную службу (назывались боярами, боярами Пугни, боярами панцирные или боярами слугами) по статусу были наиболее приближены к мелкой шляхты; Но вместе с ними существовали многочисленные категории феодально-зависимого крестьянства. Правовое положение крестьян это полная политическая бесправность, ограниченная гражданская правоспособность, повышенная уголовная ответственность. По сути, крестьяне существовали для обеспечения потребностей феодалов и государства. Мещане - жители городов, делились на три группы согласно имущественному положению. Верхи составляли зажиточные купцы и цэхмайстры, они часто владели земельной собственностью, что приближало городской набилитэт к знати. Среднюю группу составляли мелкие торговцы и ремесленники. Часто они владели недвижимостью в городе и могли участвовать в работе органов городского самоуправления. Ниже группа - чэлядники, ученики, " черные люди" не имели никаких прав. Правовое положение мещан зависело оттого, в каком городе они проживали. Значительными правами пользовались жители Вильнюса, Полоцка, Бреста, Минска и других крупных государственных городов с правом на самоуправление и дарственными льготными грамотами. Меньшими правами обладали жители местечек и городов, что не имели права на самоуправление. Жители частновладельческих городов являлись феодально зависимым населением. Духовенство не смогло образовать единую корпоративную общину. К тому было несколько условий. Источниками пополнения сословия были - феодальное среду, мещанство, зажиточное лично свободное крестьянство. До того, на территории княжества действовали представители нескольких религий - католицизма, православия, униатство (с 1596 г.), протестантских церквей, было еврейское и магометанское духовенства. Часто духовенства признавала власть внешних церковных учреждений, наносила ущерб государственным интересам княжества. Столица государства - это главный город, где располагались органы государственного управления, резиденция главы государства - великого князя. Здесь собирались общегосударственные вальные сеймы. С1323 г. столицей Великого княжества Литовского Гедимин выбрал Вильнюс (кривичское поселение Кривой город) на реке Вилии. С течением времени Вильнюс стала одним из крупнейших город в Восточной Европе. По некоторым сведениям, население Вильнюса в XVI в. было преимущественно белорусским, православным. Герб государства - " Погоня" - летописи упоминают под 1270 - 1290-е гг., Чаще всего связывают с личностью Витовта. Сначала это был личный герб великого князя, позже он стал гербом государства. Устав 1566 юридически закрепил " Погоню" как государственный герб ВКЛ. Воеводствах и уезд должны были иметь печать с " Погоней". Государственный герб имел следующий вид - на щите барочной формы пурпурного цвета в середине размещался белый всадник с мечом и щитом. В течение XIV - XVII ев. белорусский, а точнее, старобелорусский язык выполняла функции государственного языка ВКЛ. На ней были изданы главные законы княжества - Судебник 1468 г., все три Статуты ВКЛ, велась Метрика Великого княжества Литовского. На белорусском языке велось делопроизводство в городских магистратов, земских и замковых судах, она использовалась при проведении ревизий и инвентаризаций не только на территории Беларуси, но и на собственно литовской территории. После заключения Люблинской унии условия для дальнейшего развития белорусского языка как языка государственного, значительно ухудшились. Делопроизводство постепенно переводилось на польский язык. Специальной Сейма постановлением 1696 белорусский язык был запрещен для применения в делопроизводстве на территории Речи Посполитой.

Статут ВКЛ издавался три раза: в 1529, 1566 и 1588 годах; и был написан на старо белорусском языке, на котором говорило население Великого Княжества Литовского в XIV-XVI веках. Кодекс был составлен в Великом княжестве Литовском в XVI веке и продолжал сохранять свою силу в бывших областях этого государства в качестве сборника их гражданских законов почти до половины XIX века. Упоминания о «Статуте Великого Княжества Литовского» или о «Статуте земском» встречаются в источниках ещё в последней четверти XV и первой XVI века, но тогда под этими терминами разумелся не какой-либо кодекс, а вся совокупность земских «устав и ухвал», равно как земских и областных «привилеев», издававшихся литовским господарем с его радой. Необходимость кодификации законов, вытекавшая как из пестроты права, источниками которого служили старые обычаи и новые жалованные грамоты, или «привилеи», великих князей, так и из стремлений усилившейся шляхты высвободиться из-под тяжести великокняжеской власти, повела к изданию в 1529 г. на виленском сейме кодекса законов под именем Статута Великого Княжества Литовского. Большинство исследователей держится того мнения, что этот первый, или «старый», Статут никогда не был напечатан и действовал только в писанной форме. Профессор Ф. И. Леонтович приводил, однако, свидетельство одного акта 1552 г. о «друкованом», или печатном, Статуте. Статут 1529 г. не был особенно благоприятен для шляхты и заключал в себе немало устарелых и весьма суровых постановлений. Поэтому уже на берестейском сейме 1544 г. литовские чины просили короля Сигизмунда I об исправлении Статута, но пересмотр и новое издание последнего осуществились лишь при Сигизмунде Августе на сеймах 1564, 1565 и 1566 годов. Окончательно утверждена новая редакция, известная под названием второго Статута, привилеем 1 марта 1566 г. Вскоре поднялся вопрос о новом исправлении Статута. Исправленный на поветовых сеймиках и утвержденный на головном съезде литовских чинов в Волковыске (1504), он был просмотрен на варшавском элекционном сейме 1587 г. и окончательно утвержден на коронационном сейме 1588 г. В том же году этот «третий Статут» был издан на старо русском языке подканцлером Львом Сапегою в Вильне. Это издание и было оригиналом закона; многочисленные польские переводы, начавшиеся с 1616 г., такого значения не имели и носили частный характер.

 

11) Социально-экономическое развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского во второй половине Xlll-первой половине XVI вв. Аграрная реформа Сигизмунда II Августа (валочная помера).

Социально-экономической основой развития белорусских земель в средневековую эпоху являлось сельское хозяйство. Верховным собственником земли был великий князь. За военную и гражданскую службу князь наделял людей землей во временное или постоянное пользование. Этих людей называли боярами, а с XV в. - шляхтой. Крестьяне собственной земли не имели. Они работали и жили на земле магнатов или шляхтичей. Формой общественной организации являлись соседская сельская община, которая входила в состав более широкой организации - волости. В зависимости от количества земли, которой они пользовались, и характера повинностей, крестьяне делились на тяглых, огородников, бобылей/ коморников, кутников и др. От степени личной зависимости от феодалов выделялась челядь невольная (крестьяне, которые не имели своего хозяйства, жили в имениях феодалов), челядь придворная (прислуга), «похожие» люди (крестьяне с правом перехода из одного имения в другое) и «непохожие» люди (крестьяне, которые были лишены такого права), данники (платили натуральную дань), дольники (отдавали часть собранного урожая), люди тяговые (отрабатывали барщину), осадные (платили оброк), огородники (работали у феодала, не имели своей земли).

В середине XV в. помещики стали переходить к фольварочной системе хозяйства. Крестьяне за пользование землей должны были отрабатывать определенное количество дней на помещичьей земле своим инвентарем (барщина) или платить деньгами (чинш).

1447г - Привилей Казимира - феодалы получают право на суд над крестьянами

1529г. - Статут ВКЛ - вводится 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

1557г. - Устава на волоки - крестьяне закреплялись за определенным земельным наделом, провозгласил её Сигизмунд Август, волока: 19, 5 десятины, или в современном исчислении 21, 3 га

1566г. - Второй Статут - подтверждён 10-тилетний срок поиска беглых крестьян

1588г. - Третий Статут - 20-тилетний срок поиска беглых крестьян. Крестьяне потеряли право перехода от одного феодала к другому. В XIV - первой половине XVI в. производительные силы феодализма обусловили интенсивный процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, что сопровождалось ростом городов и поселков городского типа местечек. Наиболее крупными городами (свыше 8 тыс. человек) были Витебск, Могилев, Пинск, Полоцк, Слуцк, Гродно, Брест. С конца XIV в. князья начали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право. Первым получил это право Брест (1390 г.). До второй половине XVI в. магдебургское право получили почти все крупнейшие города Беларуси. Главным органом административного руководства городом был магистрат. Он состоял из рады (выборного органа) и лавы (суда). Во главе рады стоял войт, назначаемый великим князем. Местом работы рады были ратуши. Основную массу населения городов составляли ремесленники, купцы, которых называли горожанами. Большинство населения городов занималось ремеслом. В целях защиты своих экономических интересов ремесленники объединялись в союзы по профессиям, которые назывались цехами. Члены его делились на мастеров, товарищей, или челядников, и учеников. Цеха были организацией мастеров. Чтобы добиться этого звания, необходимо было в течение нескольких лет пройти школу ученика и подмастерья. В эти годы быстро развивалась торговля как внутренняя, так и внешняя. Купцы вели торговлю с Ригой и другими западноевропейскими городами. В городах проводились ярмарки по продаже товаров.

Вывод: усиливалась экономическая зависимость крестьян от феодалов. Центрами культурной жизни, развития ремесла и торговли становились города.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал