Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Средний продукт–объем выпуска товара, приходящийся на единицу используемого фактора производства. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Стоимость – мера альтернативных средств удовлетворения потребности. Добавленная с.– это разница между продажами фирмами их готовой продукции и покупкой материалов, инструментов, топлива, энергии у других фирм. Д. с – это рыночная цена минус стоимости потребленных материалов и сырья, купленных у поставщиков. Стратегии диверсификации — определяются состоянием или изменением одного или нескольких из пяти элементов: продукта, рынка, отрасли, конкурентной позиции, технологии. На практике применяются стратегия концентрической диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации и стратегия конгломератной диверсификации. Стратегии интегрированного роста — стратегии, связанные с расширением фирмы путем добавления новых структур. Компания может осуществлять интегрированный рост как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. В обоих случаях происходит изменение положения компании внутри отрасли. Стратегии интенсивного (концентрированного) роста — стратегии, связанные с изменением продукта и/или рынка и не затрагивающие другие элементы. В рамках стратегий интенсивного роста выделяют стратегии: проникновения на рынок, развития рынков, развития продукта. Стратегии сокращения — стратегии, направленные на сокращение деятельности компании. Они включают в себя стратегии: свертывания, сокращения расходов, стратегию «сбора урожая», ликвидации. Стратегическая зона хозяйствования — отдельный сегмент рынка, на который фирма хочет войти для развития своего бизнеса. Характеризуется как определенным видом спроса, так и определенной технологией. Стратегический анализ — совокупность методов анализа внутренних и внешних факторов, важных для разработки целей и стратегии компании. Стратегический контроль — процесс наблюдения высшего руководства компании за выполнением стратегии. Включает в себя оценку стратегической траектории развития хозяйственных подразделений компании и ее совместимость со стратегией развития корпорации в целом. Стратегические цели — описывают долгосрочные намерения фирмы — стремление занять определенное место в бизнесе. Направлены на достижение конкретных важнейших результатов по упрочению положения фирмы в перспективе. Стратегия вертикальной интеграции — стратегия, имеющая цель — усиление положения фирмы внутри отрасли за счет расширения путем добавления новых структур. Стратегия горизонтальной интеграции — стратегия, имеющая цель — усиление позиции фирмы за счет поглощения или усиления контроля над конкурентами. С.г.и. может предусматривать сотрудничество фирм-конкурентов на временной или постоянной основе в случае, если такое сотрудничество приносит им ощутимую выгоду. Стратегия дифференциации — одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Дифференциация заключается в стремлении компании к уникальности в каком-либо аспекте, который является важным для большинства клиентов. Дифференциация может принимать различные формы: торговая марка, имидж, технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис. Стратегия проникновения на рынок — имеет целью рост объема продаж путем внедрения выпускаемых товаров на новые рынки. В качестве новых рынков рассматриваются как новые территориальные рынки сбыта, так и новые сегменты на том же региональном рынке. Стратегия развития рынков — осуществляется с целью увеличения объемов продаж выпускаемых товаров на существующих рынках. Стратегия развития продукта — направлена на обеспечение роста продаж за счет разработки улучшенных или новых товаров, которые будут реализовываться на уже освоенном фирмой рынке. Стратегия расширения производства — определяется изменением одного или нескольких элементов: продукта, рынка, конкурентной позиции, технологии. С.р.п. включает в себя стратегии интегрированного роста и стратегии интенсивного (концентрированного) роста. Структура – это форма устойчивых связей частей (элементов) объекта, объединенных определенным образом в единое целое и обеспечивающих его целостность, сохранность основных его свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Субвенция – целевая субсидия. Субсидия – денежное пособие из средств государства или местного бюджета, специальных фондов, предоставляемое предпринимателям, организациям, фирмам, отдельным гражданам, местным органам власти и др. Субъект – индивид или социальная группа, познающие внешний мир (объект) и активно воздействующие на него в ходе своей практической деятельности. Теорема – доказанная гипотеза. Теоретическая модель – определенный образец, эталон, стандарт, выраженный в форме системы категорий. Товар – продукт труда, предназначенный для обмена (продажи). Характеристиками товара выступают полезность, стоимость, ценность и цена. Товар имеет два свойства: потребительную стоимость и стоимость (меновую стоимость). Товар-субститут — товар, удовлетворяющий те же потребности, что и основной продукт, но отличающийся от него по некоторым характеристикам. Товар Гиффена – малоценный товар, занимающий в бюджете потребителя значительное место и имеющий кривую спроса с положительным наклоном; для товара Гиффена эффект дохода от изменения цены перевешивается действием эффекта замещения. Транзитивность – принцип, в соответствии с которым если А предпочтительнее, чем В, а В предпочтительнее, чем С, то А должно быть предпочтительнее, чем С. Трансакционные издержки — издержки на подготовку и проведение различных трансакций: соглашений, контрактов, договоров и т.п. Внутренние Т.и. включают в себя затраты на координацию действий различных отделов компании для реализации конкретной трансакции. Трансферты – безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Государственные трансферты выдаются в виде денежных пособий, в виде натуральных товаров и услуг, например бесплатного питания или медицинского обслуживания. Факторный доход – поток денег или общая сумма денег, поступающая кому-либо в виде заработной платы или жалованья, ренты, дивидендов и других платежей в течение определенного периода. Факторы производства – экономические ресурсы, осуществляющие производство или предназначенные для использования в нем. Фиаско рынка – ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов. Физиократы – представители физиократической школы, возникшей во 2-й половине XVIII в. во Франции как критика меркантилизма и отражающей интересы промышленной буржуазии. Представители данной школы видели источник богатства в сельскохозяйственном производстве. Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества. Цена – денежное выражение стоимости товара. Ценный (качественный) товар – товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов. Центры прибыли — самостоятельные производственные отделения (единицы), несущие всю ответственность за результаты своей деятельности и получение прибыли. Человеческий капитал – физические и интеллектуальные способности человека, позволяющие ему работать с определенной производительностью. Школа классической экономической теории – направление экономической мысли XVIII – начала XIXв., выступающее за свободу предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в экономику. Эконометрика – статистический анализ эмпирических экономических данных. Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Экономическая теория – общественная наука, изучающая выборы, которые совершают люди, используя ограниченные ресурсы для удовлетворения своих желаний. Экономическая эффективность — это способность системы в процессе ее функционирования создавать экономический эффект. Определяется соотношением величины получаемого экономического эффекта с величиной произведенных затрат (эффект на единицу затрат). Экономические школы – содружество экономистов, которых объединяет общность исходных положений (концепций) и методология. Концепции, принятые в конкретной экономической школе, отражали существующую на данный момент времени экономическую действительность. Экономический рост – одна из макроэкономических целей, достижение которой вызвано необходимостью опережающего роста национального продукта по сравнению с ростом населения для повышения жизненного уровня. Выражается в приросте ВВП. Экономический цикл – периодические колебания общей экономической активности. Фазы экономического цикла: пик, сокращение, дно, подъем (период расширения объема производства). Сокращение объемов производства в течение шести или более месяцев подряд называется спадом, или рецессией. Депрессия характеризуется более длительным сроком спада производства. Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления или процесса в целях изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Экономия на масштабах деятельности — экономическая закономерность, согласно которой компания, выпускающая широкий ассортимент товаров или занимающаяся разными видами деятельности, обладает конкурентными преимуществами за счет быстрой адаптации к изменяющимся условиям рынка. Экономия на масштабах производства — экономическая закономерность, согласно которой общие издержки производства единицы продукции на длительном интервале времени падают по мере роста объема выпуска продукции. Экспансионистская фискальная политика — мероприятия правительства, направленные на повышение совокупного спроса и рост инфляции посредством увеличения государственных расходов и снижения чистого объема налоговых поступлений. Эластичность – степень изменения одной переменной в ответ на изменение другой, связанной с первой переменной. Эффект – в экономике результат, имеющий место вследствие какой-либо причины, действия. Эффект Веблена –увеличение спроса на те товары, которые можно использовать для отождествления себя с определенной группой населения. Эффект дохода – та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась из-за соответствующего увеличения реального дохода. Эффект замещения – та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась из-за замещения (замены) менее дорогостоящим благом других благ, ставших теперь сравнительно дороже. Эффект масштаба производства – изменение издержек производства в зависимости от выпуска продукции. Может быть положительный, постоянный и отрицательный. Эффект обратной связи –эффект, отражающий изменение частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке. Эффект присоединения к большинству –эффект очереди, увеличение спроса на те товары, на которые спрос предъявляет большинство. Эффект сноба – увеличение спроса на те товары, на которые спрос не предъявляет большинство. Эффект Хоторна — условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к исследуемому объекту приводит к искажению, либо к слишком благоприятному результату во время эксперимента. Эффективность – результативность производства: соотношение результатов и произведенных затрат; способность производить определенное количество эффектов. Эффективность по Парето – уровень организации экономики, когда общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий и уже невозможно увеличить чью-либо долю в полученном результате, не сократив другую. Эффективность в производстве по П. –ситуация, в которой при наличном уровне знаний и данном количестве производительных ресурсов невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара. Эффективность в распределении по П. – ситуация, в которой невозможно путем перераспределения существующего количества благ удовлетворить желание одного человека, не нанося этим ущерба удовлетворению желаний другого человека. Ютиль – условная единица полезности товара (См. Теорию предельной полезности).
|