Этап
| Характеристика
| Пример
|
Экспозиция (пролог)
(факультативна)
| Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в произведении, непосредственно предваряющей равертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие.
ТИПЫ в зависимости от места в произведении:
* прямая,
* задержанная,
* обратная
| У. Шекспир «Ромео и Джульетта»: сцена Джульетты с няней и сцена, когда Ромео рассказывает Меркуцио о прежней любви
|
Завязка
(обязательна)
| Начало конфликта, составлюящего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующиее развертывание действия художественного произведения.
ТИПЫ:
* мотивированная,
* немотивированная (неожиданная, придающая остроту).
МЕСТО в произведении:
* в начале произведения,
* в конце произведения
| Немотивированная — в романе Н. Чернышевского «Что делать?».
В конце — Н. Гоголь «Мертвые души»
|
Развитие действия
(обязательно)
| События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта
| А. Грибоедов «Горе от ума»: приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софией, в котором он называет себя сумасшедшим, разговор Чацкого с Молчалиным, приезд гостей...
|
Кульминация
(обязательна)
| Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций
| Л. Толстой «После бала» — сцена наказания татарина за побег
|
Развязка
(обязательна)
| Положение действующих лиц, которое сложилось в художественном произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц.
ВИДЫ в зависимости от экспозиции:
* естественная (логичное выражение завязки),
* ложная.
ВИДЫ в зависимости от развития сюжета:
* внезапная,
* логически вытекающая из развития действия.
ВИДЫ в зависимости от манеры писателя:
* единая с кульминацией,
* отдельная от кульмиинации
| Естественная — А. Чехов «Вишневый сад».
Ложная — Л. Толстой «Воскресение».
Внезапная — А. Пушкин «Метель». Логичная — А. Чехов «Человек в футляре».
Единая — Н. Гоголь «Ревизор».
Отдельная — Н. Гоголь «Тарас Бульба»
|
Послесловие
(эпилог) (факультативно)
| Заключительная часть произведения.
ТИПЫ:
* непосредственное обращение писателя к читателю — автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности;
* развернутое, «событийное» — автор сообщает сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображенных событий
| Развернутое — Л. Толстой «Война и мир» (описание жизнь Безуховых и Ростовых после войны 1812 года)
|