Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура художественного текста






Композиция — построение художественного произведения, расположение его составных частей.

Сюжет — последовательность событий в художественном произведении.

Фабула — хронологическая последовательность событий художественного произведения.

Этап Характеристика Пример
Экспозиция (пролог) (факультативна) Изображение расстановки персонажей и обстоятельств в произведении, непосредственно предваряющей равертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует действие. ТИПЫ в зависимости от места в произведении: * прямая, * задержанная, * обратная У. Шекспир «Ромео и Джульетта»: сцена Джульетты с няней и сцена, когда Ромео рассказывает Меркуцио о прежней любви
Завязка (обязательна) Начало конфликта, составлюящего основу сюжета, исходный момент, определяющий последующиее развертывание действия художественного произведения. ТИПЫ: * мотивированная, * немотивированная (неожиданная, придающая остроту). МЕСТО в произведении: * в начале произведения, * в конце произведения Немотивированная — в романе Н. Чернышевского «Что делать?». В конце — Н. Гоголь «Мертвые души»
Развитие действия (обязательно) События, совершаемые в художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных линий; постепенное нарастание конфликта А. Грибоедов «Горе от ума»: приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софией, в котором он называет себя сумасшедшим, разговор Чацкого с Молчалиным, приезд гостей...
Кульминация (обязательна) Высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном произведении возможно несколько кульминаций Л. Толстой «После бала» — сцена наказания татарина за побег
Развязка (обязательна) Положение действующих лиц, которое сложилось в художественном произведении в результате развития изображенных в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к характерам действующих лиц. ВИДЫ в зависимости от экспозиции: * естественная (логичное выражение завязки), * ложная. ВИДЫ в зависимости от развития сюжета: * внезапная, * логически вытекающая из развития действия. ВИДЫ в зависимости от манеры писателя: * единая с кульминацией, * отдельная от кульмиинации Естественная — А. Чехов «Вишневый сад». Ложная — Л. Толстой «Воскресение». Внезапная — А. Пушкин «Метель». Логичная — А. Чехов «Человек в футляре». Единая — Н. Гоголь «Ревизор». Отдельная — Н. Гоголь «Тарас Бульба»
Послесловие (эпилог) (факультативно) Заключительная часть произведения. ТИПЫ: * непосредственное обращение писателя к читателю — автор высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание, просит о благосклонности; * развернутое, «событийное» — автор сообщает сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображенных событий Развернутое — Л. Толстой «Война и мир» (описание жизнь Безуховых и Ростовых после войны 1812 года)

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал