Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Страницы летописи земли Вешкаймской.
Долгое время станция Вешкайма («Сороковое») оставалась крохотным, глухим поселком. В 1913 году в ней насчитывалось 4 двора (казармы), в которых проживало 20 человек, обслуживающих станцию рабочих. Ни пахотной земли, ни рабочих лошадей у них не было. Средства к существованию давала исключительно железнодорожная служба. Приходская церковь находилась в селе Ховрино. Школы, конечно же не было. Однотипные дома-казармы и склады, выкрашенные в бардовый цвет, высокая каменная водонапорная башня, вокзал да уходящие вдаль стальные рельсы посреди леса-таким тогда выглядел поселок. Старый вокзал был добротным, покрашенным в желтый цвет, вход располагался с перрона. На перроне было много больших тополей. Вокзал со всех сторон был обнесен полисадником. С другой стороны вокзала были врыты два столба, на которых положен отрезок линии. Это был коновяз, к нему привязывали лошадей. А.И.Кузьмин, житель р.п. Вешкаймы, вспоминает: «Детская память рисует такую картину: почтовый домик, небольшое здание дежурных-стрелочников, вокзал, казарма для рабочих по ту сторону железнодорожного полотна. А по эту дорога на склады, где сгружали керосин для нужд производства и населения, спиртобаза». Его статья под названием «Старый вокзал» опубликована в районной газете «Путь Октября» к 100-летию поселка 18.04.1998 года. Два-три раза в день на станции останавливались поезда, следующие из Москвы в Симбирск и обратно. Двигались они очень медленно, любой всадник мог свободно обогнать состав, потому что паровозы отапливались дровами и развивать скорость более 20 км/ч они не могли. В годы первой русской революции на станции Вешкайма произошли значительные события. Здесь у «главного рабочего» Тимофея Михалина находилась явочная квартира симбирских большевиков, которые нередко навещали местных железнодорожников и вели среди них революционную работу. Не без их влияния 10 и 11 октября и в декабре 1906 г. станционные рабочие и служащие присоединились к всероссийской всеобщей политической стачке и, как отмечается в документе, «самовольно по соглашению между собой прекратили службу, впоследствии чего явилось прекращение движения поездов с 7 по 20 декабря». Возглавлял рабочих начальник железнодорожной станции Вешкайма А.А.Голиков. За короткое время железнодорожная станция превратилась в своеобразный центр революционного движения в своей местности. Сюда приезжали за указаниями, советом и нелегальной литературой крестьяне сел Вешкайма, Вырыпаевка, Каргино, Беклемишево, Сурки, Коченяевка и другие. В феврале 1906 года, по доносу Карсунского уездного предводителя дворянства, А.А.Голиков был арестован, а на железнодорожной станции был наведен порядок. В 1914-1917 гг. станция Вешкайма стала местом, откуда происходила отправка на фронт маршевых рот, формировавшихся в Карсуне из запасных военнообязанных Карсунского и прилегающих к нему уездов. После революции 1917 года мобилизованные с воинских эшелонов начали сотнями разбегаться. Так, в августе 1917 года солдаты трех рот 158-го запасного пехотного полка, привезенные сюда для отправки на фронт, разошлись по домам. Ни офицеры сопровождения, ни уездные власти ничего не могли с ними поделать-за интересы помещиков и капиталистов вчерашние крестьяне и рабочие воевать не хотели. 18 марта 1918 года на станции Вешкайма кулаки из села Кротовка, воспользовавшись недостаточной ее охраной, разграбили вагоны с хлебом и мясом, предназначавшиеся для голодного населения, похитили 500 пудов хлеба и 42 пуда мяса. Карсунский уездный Совет направил сюда вооруженный отряд во главе с комиссаром С.Л.Репинским. Произвол был пресечен на месте. Весной и летом 1918 года станция Вешкайма вновь стала шумной и многолюдной. Отсюда отправлялись мобилизованные и добровольцы в красноармейские части 1-ой революционной армии Восточного фронта. На станцию Вешкайма был направлен один из «партизанских отрядов» созданный из «беднейшего населения для защиты местной и центральной власти». На станции, с целью контроля за железнодорожным, телеграфной и телефонной линиями, было расположено руководство сетью разведывательной службы. Поселок постепенно рос и развивался. В 1921 году в нем в новом помещении, построенном на средства железнодорожников, открылась школа первой ступени, ее первой учительницей и директором была А.З.Жеманова. Кроме железнодорожников, здесь селились грузчики, ремесленники, лесоразработчики, земледельцы. В 1926 году в поселке насчитывалось уже 48 дворов с населением 248 человек, а в следующем году в нем была построена крупная база Нефтесиндиката, которая обеспечивала прилегающую территорию горюче-смазочными материалами и керосином для нужд местного населения. Интенсивное заселение станции Вешкайма началось с 1927 года, с началом коллективизации, когда объединялись, вернее, определялись за тем или иным колхозом массивы земель. В 1930 году на станции Вешкайма организуется колхоз «Многополье», который позднее вошел в состав колхоза имени Сталина в селе Вешкайма, а затем вовсе прекратил свое существование. В то время возле вокзала были болота, заболоченной была и окружающая местность, поэтому первые улицы пролегли вдоль железнодорожного полотна. Именно в 1927 году разъезд «Сороковое» стал окончательно станцией Вешкайма, а разъезд ушел в прошлое. Увеличилось и количество проходивших через станцию поездов. Железнодорожных путей было всего три. Ни о какой автоматизации не было и речи. Кругом керосиновые лампы с закопченными стеклами. Порожняка на станции не увидишь. Быстро освобождались пути. Страна жила бурной стремительной жизнью. А наш рабочий поселок городского типа начинался со старого вокзала и старой привокзальной площади, с огромной очереди за водой из железнодорожной водокачки. И привокзального сквера, где под раскидистыми кронами тополей люди из заветных котомок доставали «чаек», баловались им, желали друг другу доброго здоровья или доброго пути, или армейской службы. А сколько в скверике слез пролито… Перрон же был зеркалом станции Вешкайма, где демонстрировались моды одежды, во всей красе показывались богатства нашего леса. Тяжелыми для населения стали годы Великой Отечественной войны. Половина вешкаймцев бились на фронтах, защищая Родину, а те, кто остался в тылу, не жалея себя, тоже ковали Победу: и стар и млад трудились под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы». Шел 1945 год. Первый, после столь тяжелой и изнурительной войны. Люди продолжали ждать чуда, ясного утра, возвращения близких с фронта-отцов, сыновей, братьев, надеясь на чудо (такие вещи тоже были, хотя и редко). Павшим в годы войны воинам-землякам на площади в центре поселка установлен памятник (на пьедестале стоит солдат, склонив голову). Имена бойцов и командиров, уроженцев Вешкаймского района Ульяновской области, умерших от ран, умерших от болезней и пропавших без вести во время ВОВ 1941-1945гг, занесены в книгу памяти Вешкаймского района. Имена воинов, вернувшихся с фронта живыми, занесены в Памятную книгу «Солдаты Победы», опубликованную к 60-летию Победы-напряженный труд 2, 5 лет очень нелегкой поисковой работы. Полными кавалерами ордена Славы 2 уроженцам Вешкаймского района. Это– Волчков Николай Яковлевич и Малкин Михаил Яковлевич- уроженцы села Красный Бор. Звание Героя Советского Союза за годы войны присвоено 9 вешкаймцам. Мы благодарны всем защитникам Отечества, которые разгромили врага в этой страшной войне.
|