Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Непосредственное и опосредованное познание в правоприменительной деятельности.






В теории уголовного процесса существуют два направления в определении характера уголовно-процессуального познания Одни авторы полагают, что это познание является исключительно опосредованным, другие же находят в нем место и для непосредственного познания. В то же время замечено, что хотя непосредственное и опосредованное познание взаимосвязаны, их роль в установлении обстоятельств совершенного преступления неодинакова. Те следы, которые восприняты следователем непосредственно, не могут быть сохранены в материалах уголовного дела иначе как путем описания всего наблюдаемого в протоколе следственного действия. Однако и непосредственно наблюдаемые следователем явления опосредуются его мыслительной деятельностью, следовательно, протокол следственного действия не является точной копией первичной информации. Следующие же субъекты процессуальной деятельности осуществляют познание следов преступления лишь посредством ознакомления с протоколом, являющимся результатом опосредованного познания.

Непосредственное восприятие вещественных (материальных) следов преступления не дает органу расследования и суду полной картины события. Следы крови на одежде задержанного подозреваемого лишь на первый взгляд связывают его с преступлением. Но получить путем непосредственного познания информацию о происхождении этих следов, о групповой принадлежности или тождественности крови потерпевшего невозможно. Для установления этих обстоятельств требуются и специальные знания, и специальные исследования. Исследованные экспертом и отраженные в его заключении сведения о связи следов крови на одежде подозреваемого с расследуемым событием также опосредуют познавательную деятельность следователя и судьи. Однако и достоверные сведения о тождестве рассматриваемых следов еще не свидетельствуют о совершении подозреваемым этого преступления: он мог запачкаться и случайно, пытаясь, например, оказать раненому помощь.

Непосредственным свидетелем события преступления, возможно, был очевидец, но и его восприятие опосредовано мыслительной и иной психической деятельностью, сообщение свидетеля о событии - не тождественно самому событию, поэтому, допрашивая такого свидетеля, следователь получает уже опосредованные тем знания. Свидетель может ошибиться или солгать, поэтому следователь должен проверить и оценить его показания, т.е. сделать из полученной информации определенные выводы. Таким образом, установление факта совершения преступления осуществляется исключительно путем ряда последовательных выводов, от уже установленных фактов и обстоятельств к обстоятельствам устанавливаемым.

Основанием этих выводов, тем не менее, всегда служат результаты первичного, т.е. непосредственного познания. В частности, допрашивая свидетеля, суд непосредственно воспринимает не только исходящую от свидетеля информацию, но и его речь, поведение, реакцию на вопросы. Эти элементы непосредственности в некоторой степени способны устранить негативные последствия опосредованного познания и помочь избежать ошибки, например, уличив свидетеля в неточности или ложности показаний. Однако следует помнить, что даже в процессе непосредственного контакта со свидетелем, как носителем информации, познание самого интересующего следствие или суд факта все же является опосредованным, ибо следователь, как и суд, " видит" событие " глазами свидетеля".

Опосредованное познание представляет собой основанное на чувственном материале проникновение человеческой мысли в сущность явлений, недоступную простому наблюдению. Именно таким опосредованным путем осуществляется познание факта совершения лицом преступления, что ничуть не умаляет значения непосредственного познания и не воздвигает между двумя способами познания непроницаемой перегородки. Без чувственного восприятия реальных явлений действительности ее познание невозможно, но одно лишь чувственное восприятия не дает полной картины этой действительности.

Процесс познания обстоятельств совершенного преступления происходит, как видим, путем совершения практических действий и мыслительных операций. Как непосредственные, так и опосредованные знания о преступлении следователь и суд получают, лишь производя разнообразные процессуальные, в том числе и следственные действия, т.е. практическим путем, на основе которых путем логических умозаключений получают новое, выводное знание, вскрывающее причинную обусловленность явлений и их связи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал