![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сравнительный метод и его использование в экономическом анализе.
Сравнение – научный метод познания, в процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с уже известными, изучаемыми ранее, с целью определения общих черт, либо различий между ними. С его помощью определяется общее и специфическое в экономических явлениях, изучаются изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития. Формы сравнений: *Сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана. *Сравнение фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденций развития экономических процессов. *Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов. Различают горизонтальный (используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового), вертикальный (изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в общем целом, соотношение частей целого между собой, влияние факторов на уровень результативных показателей путем сравнения их величины до и после изменения соответствующего фактора), трендовый (применяется при изучении относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года, т. е. при исследовании рядов динамики), а также одномерный (сопоставления делаются по одному или нескольким показателям одного объекта или нескольких объектов по одному показателю) и многомерный (проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по широкому спектру показателей) сравнительный анализ. Способы приведения показателей в сопоставимый вид. 1.Нейтрализация ценового фактора (пересчитываются показатели объема в одинаковых ценах). Например, при оценке эффективности использования ресурсов используется показатель «фондоотдача основных средств»: где 2.Нейтрализация возможных количественных отличий - приведение показателей к одинаковому объему. Прием используется при оценке рациональности расходов предприятия на производство продукции. 3.Нейтрализация отличий в структуре (например, рассчитывается индексы фиксированного состава). 4.Использование при сравнении одинаковых периодов времени при пространственно-временных сопоставлениях. Сведения необходимо брать или на одну и ту же дату (моментные данные) или за один и тот же временной интервал (интервальные данные). 5.Использование единой методики при расчете сравниваемых показателей. 6.Исключение прочих отличий в условиях работы нескольких предприятий. Преимущества многомерного сравнительного анализа: *Во-первых, рассмотренная методика базируется на комплексном многомерном подходе к оценке такого сложного явления, как производственно-финансовая деятельность предприятия. *Во-вторых, она учитывает реальные достижения всех предприятий-конкурентов и степень их близости к показателям предприятия-эталона.
|