Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психический дизонтогенез и его проявления.Стр 1 из 2Следующая ⇒
«Психический дизонтогенез» - наруш. развития психики в целом или ее отдельных составляющих, наруш. темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин дизонтогения впервые введен Й. Швальбе 1927 для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В. В. Лебединский выделил 6 вариантов Д. п.: 1 недоразвитие. 2 задержанное развитие. 3 поврежденное развитие. 4 дефицитарное развитие. 5 искаженное развитие 6 дисгармоничное развитие. Примером Д. п. по типу недоразвития является олигофрения. Для Д. п. по типу задержанного развит. характерно замедление темпа формирования познават. и эмоц. сфер с их фиксацией на более ранних возраст. этапах. Хар-на мозаичность поражения, при которой наряду с дифицитарными функциями имеются и сохранные. Задержанное псих. развит. м. б. вызвано генетич. факторами, соматическими, психогенными, а также органической недостаточн. гол. мозга. Поврежденное развит. отличается от задержанного более поздним после 2–3 лет патологическим воздействием на мозг. Пример поврежден. развит. – положительная деменция. Дефицитарное развитие связано с недоразвит. или поврежден. отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двиг. аппарата и рядом соматических заболеваний, приводящих к инвалидизации. При искаженном развит. наблюдается сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных псих. функций. Характерной моделью является развит. при синдроме раннего детского аутизма.
2. Страхи у детей и подростков: основные психопатологические проявления. Хар-но приступообразное возникн. страхов, особенно при засыпании. Приступы страха, продолжит. 10— 30 мин, сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей дошк. возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью. Варианты неврозов страха, возникновение которых связано с непосредственным испугом, называют неврозом испуга [Сухарева Г. Е., 1959]. У детей млад. шк. возраста, особенно у первоклассн., иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый в западной литературе «школьным неврозом» [Miller Т., 1961]. У ребенка возникает страх школы с непривыч. для него дисциплиной, режимом, строгими учит. Страх шк. сопровождается отказом от ее посещения, уходами из шк. и из дома, сниженным настроением. К возникновению «шк.невроза» более склонны дети, которые до шк. воспитывались в домашн. условиях, вне организованного детс. коллектива. В препубертатном и пубертатном возрасте тематика страхов в основном связана с мыслями и представлениями о возможной болезни и смерти. Течение неврозов страха согласно исследованиям Жуковской (1972) может быть кратковрем. или затяжным (от нескольких мес. до 2—3 лет). 1ый тип течения чаще встречается у детей млад. возраста при отсутствии «измененной почвы». 2ой тип наблюд. обычно у детей шк. возраста и подростков. Его неблагоприят. исходом может быть невротическое развитие личности, которое хар-ся формир. различных патологических черт характера, наряду с сохр. фиксированных невротических проявлений.
|