Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Повествователь и лирический герой.
Автора нельзя смешивать с повествователем эпического произведения и лирическим героем в лирике. ^ С автором как реальным биографическим лицом и с автором как носителем концепции произведения не следует путать образ автора, который создается в некоторых произведениях словесного искусства. Лирический герой – это наделенный устойчивыми чертами личности, неповторимостью облика, индивидуальной судьбой условный образ человека, который говорит о себе " Я" в лирическом стихотворении; один из способов выражения авторского сознания в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен образу автора – создателя произведения. Духовный опыт автора, система его миропонимания и мирочувствования отражаются в лирическом произведении не прямо, а опосредованно, через внутренний мир, переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения лирического героя. Одним из методов воплощения образа лирического героя считается циклизация (т.е. наличие более или менее выраженного поэтического сюжета, в котором раскрывается внутренний мир лирического героя). Лирический герой как особая форма «легализации» авторского сознания порожден Примерами может служить, в частности, цикл «Стихов о Прекрасной Даме» А.Блока, где лирический герой предстает в различных ипостасях: рыцаря, инока, отрока, что лишь отчасти позволяет прочесть сквозь образ лирического героя биографию самого автора. Между поэтом и лирическим героем всегда ощущается некая дистанция, лирический герой не столько субъект, сколько объект изображения, «" Я" сотворенное» (М.М.Пришвин). Лирический герой как особая форма «легализации» авторского сознания порожден романтизмом. Применительно к классицизму и сентиментализму термин не употребляется, т.к. классицизм не знает индивидуализации, а в рамках сентиментализма правомочно говорить лишь о лирическом субъекте (т.е. о тождественности авторского мироощущения и его воплощения в лирическом произведении). Отношения между поэтом и лирическим героем сопоставимы с отношениями между автором – создателем произведения и литературным героем. Однако, несмотря на то, что лирический герой – персонаж, можно сказать, что в его образе исповедальность, самонаблюдение преобладают над вымыслом.
3.. Сентиментализм в России В России сентиментализм зарождается в 60-ые годы XVIII столетия. В русском сентиментализме героями-антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Манифестом русского сентиментализма стала статья Карамзина «Что нужно автору?». В русском сентиментализме можно выделить два течения: 1. дворянское (видными деятелями которого были Н.М.Карамзин, М.М.Херасков, И.И.Дмитриев и др.) и 2. демократическое (представленное творчеством А.Н.Радищева и близких к нему писателей). Лучшие произведения русского сентиментализма – «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина («Бедная Лиза» и др.). Наряду с распространением сентиментализма вскоре резко усилился рост тенденций, связанных с развитием сатирической линии. С 1797 по 1811 гг. происходит постепенный упадок русского сентиментализма, вызванный ослаблением просветительского движения XVIII века под влиянием русской и европейской реакции. Этот период заканчивается Отечественной войной 1812 года, которая вызвала в России новый общественный подъем, благотворно отозвавшийся в новом литературном направлении – романтизме
БИЛЕТ 12.
|