Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теории личности. 1. Психоанализ - представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими инстинктами.
1. Психоанализ - представляет собой человека как существо, предопределенное биологическими инстинктами. 2. Бихевиоризм - трактует людей практически как послушных и пассивных жертв сил окружающей среды. 3. Гуманистическая психология - направление персонологии, считает, что человек от природы способен к самоутверждению. · Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности: топографическая модель; структура личности; инстинкты – движущая сила поведения; инстинкты в действительности. · Основные тезисы индивидуальной психологии Альфреда Адлера: индивидуум как единое и самогласующееся целое, а человеческая жизнь как активное стремление к совершенству; индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое, социальная принадлежность индивидуума; чувство неполноценности и компенсация; комплекс неполноценности и его истоки. · Аналитическая психология Карла Юнга: структура личности; архетипы; эго-направленность; психологические функции. · Направления в теории личности, связанные с эго-психологией: Эрик Эриксон: эго-теория личности; гуманистическая теория Эриха Фромма; социокультурная теория личности Карен Хорни. · Диспозициональное направление в теории личности: психология личности в теории Гордона Олпорта; концепция черт личности; теория черт личности Реймонда Кеттела; теория типов личности Ганса Айзенка. · Научающе-бихевиористское направление в теории личности по Б.Ф. Скиннеру: взгляд Скиннера на психологию личности; личность с точки зрения бихевиористского направления; респондентное и оперантное поведение. · Джордж Келли: теория личностных конструктов: личностные конструкты: модели для действительности; формальные свойства конструктов; типы конструктов. · Основные принципы гуманистической психологии Абрахама Маслоу: гуманистическое направление в теории личности; индивидуум как единое целое; неуместность экспериментов на животных; внутренняя природа человечества и творческий потенциал; акцент на психическом здоровье; мотивация: иерархия потребностей. · Карл Рождерс: феноменологическая теория личности: точка зрения Роджерса на природу человека; руководящий мотив в жизни: тенденция к актуализации; феноменологическая позиция Роджерса. Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида). Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств. Любой из нас в чем-то похож на всех людей, в чем-то лишь на некоторых, в чем-то ни на кого не похож. В психологии существует огромное количество моделей психологической структуры личности, которые проистекают из различных теорий о психики и личности, из разных параметров и задач. В нашем пособии мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым. Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности. Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры: § самосознание; § направленность личности; § темперамент и характер; § психические процессы и состояния; § способности и задатки; § психический опыт личности. Далее данные подструктуры, которые составляют предметное содержание психологии личности, будут описываться в следующих лекциях, и раскладываться на отдельные составляющие: процессы, качества, свойства и т. д. 26. САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ Самосозна́ ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром субъективным (психикой), своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Стадии (или этапы) развития самосознания: · Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. · К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля. · К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка). · Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок. На формирование самосознания влияют: · Оценки окружающих и статус в группе сверстников. · Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». · Оценка результатов своей деятельности. Функции самосознания
|