![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Многоступенчатость процесса профессионального развития
Многоступенчатость и многоплановость процесса профессионального развития человека в аспекте его объективного и субъективного содержания отмечают многие авторы. Объединяющим различные подходы к исследованию профессионализации является положение об этапном характере данного процесса. Выделение стадий профессионального развития в течение длительного периода профессиональной биографии человека осуществляется по разным критериям. Одним из подходов являются теории периодизации развития личности как субъекта деятельности, основанные на модели онтогенетического психического развития человека в период зрелости (Б.Г. Ананьев, 1972; Л.И. Анцыферова, 1981; В.Б. Бунак, 1965; Л.А. Головей, 1996; В.Ф. Моргун, 1981; Е.И. Степанова, 1986). Периодизация профессионального развития по данному основанию представлена в таблице 2 (Н.С. Глуханюк, 2005). Таблица 2 Периодизация профессионального развития по основанию онтогенетического развития человека
Примечание. В табл. 2 сохранены авторские названия стадий профессионального развития. Таблица 3 Периодизация профессионального развития по основанию отношение личности к профессии
Продолжение табл. 2
Окончание табл. 2
Второе направление разбиения профессионального становления на периоды основано на таких критериях, как отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности (Е.А. Климов, 1988; 1996; Т.В. Кудрявцев, 1985), социальная ситуация и ведущая деятельность (Э.Ф. Зеер, 1988; Т.Л. Ярышникова, 1987), уровень профессионализма (А.К. Маркова, 1996), соотношение профессиональной и ориентировочной деятельности (В.А. Машин, 1993; А.И. Подольский, 1987) (табл. 3). В последнее время разрабатываются модели личностно-профессиональной траектории развития по критерию социокультурной ситуации и ценностей педагога (Р.Г. Каменский, 1996) и культурно-ценностного и организационно-управленческого самоопределения педагогов-новаторов (С.И. Краснов, 1995). Анализ проблемы периодизации показывает, что профессиональное развитие субъекта происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом; профессиональное развитие неоднозначно детерминированный процесс, в котором происходит порождение новых форм деятельности, являющихся источниками развития; отечественная парадигма профессионального пути связана с категорией субъекта; субъектность выступает как движущая сила профессиональной динамики, интенсивности, содержательности профессионализации (Н.С. Глуханюк, 2005). Резюме Анализ методологических и теоретических оснований исследования процесса профессионализации позволяет определить следующее: · одним из наиболее плодотворных направлений изучения процесса профессионализации является его исследование в контексте развития человека в зрелом возрасте и привлечения категории развития как объяснительного принципа; · теоретическим основанием исследования профессионализации принимается антропологический подход, в котором развитие понимается как созревание, формирование и саморазвитие; · профессионализация рассматривается как процесс становления профессионала в течение всей его жизни, как способ самореализации человека, становления его субъектности; · разноречивость методологических позиций, теоретических конструктов, подходов к определению движущих сил, периодичности, целей и форм как в отечественной, так и в зарубежной психологии определяет необходимость создания концепции профессионализации педагога и исследования психологического содержания данного процесса (Н.С. Глуханюк, 2005). Вопросы для самопроверки 1. Как соотносятся понятия «профессионализация», «профессиональное становление», «профессиональное развитие»? 2. В чем специфика отечественных подходов к исследованию профессионализации? 3. Охарактеризуйте зарубежные направления в изучении профессионального развития и карьеры. 4. Назовите известные вам периодизации профессионального развития. Список рекомендуемой литературы Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: Знание, 1972. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 3-19. Бадоев Т.Л. Профессионализация как фактор, определяющий динамику системы мотивов трудовой деятельности // Проблемы инженерной психологии: В 3 ч. Л., 1984.Ч. 1. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1995. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья первая) // Психол. журн. 1991. Т. 12, № 6. С. 3-10. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке (статья вторая) // Психол. журн. 1992. Т. 13, № 6. С. 3-12. Бунак В.Б. Выделение этапов онтогенеза и хронологические границы возрастных периодов // Сов. педагогика. 1965. № 11. С. 108-113. Глуханюк Н.С. Психология профессионализации педагога. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2005. Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Дис.... д-ра психол. наук. СПб., 1996. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога: Дис.... д-ра психол. наук. Свердловск, 1988. Каменский Р.Г. Динамика самоопределения педагогов в организационно-деятельностной игре (на материале проектирования инновационных образовательных систем): Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1996. Каптерев А.И. Модель управления профессионализацией // Сов. педагогика. 1990. № 3. С. 37-40. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. Краснов С.И. Ценностное и организационное самоопределение педагогов в проектировании инновационных образовательных систем: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1995. Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985. С. 132-143. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. Машин В.А. Профессионализация личности в зрелом возрасте (на материале деятельности операторов АЭС): Дис.... канд. психол. наук. М., 1993. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 28-38. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психол. 1996. № 1. С. 5-18. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопр. психол. 1998. № 2. С. 3-10. Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации // Психологические закономерности профессионализации / Под ред. Н.П. Анисимовой. Ярославль, 1991. Подмарков В.Г. Человек в мире профессий // Вопр. филос. 1972. № 8. С. 53-62. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М.: Изд-во МГУ, 1987. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. Степанова Е.И. Человек: возраст, труд, образование // Вопр. психол. 1986. № 1. С. 11-19. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. Шрейдер Р.В. Формирование системы профессионально важных качеств в процессе овладения профессией // Проблемы индустриальной психологии / Под ред. М.С. Роговина. Ярославль, 1979. Ярышникова Т.Л. Психологический анализ профессионального становления мастера ПТУ: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1987.
|