Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы экологического и природоохранного нормирования окружающей среды






Нормирование в природопользовании и охране окружающей среды – установление компетентными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями закона.

Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физиологического, биологического, радиационного и другого воздействия.

Экологические требования, предъявляемые по всем хозяйственным структурам, составляют нормативно-методическую природоохранную базу. Они адресуются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности и подчиненности, а также отдельным гражданам.

Природоохранные нормы и нормативы формируются в две стадии. На первой стадии осуществляется подготовка методических указаний и инструкций, на второй производятся расчеты.

Нормы и нормативы в области охраны окружающей среды включают в себя натуральные и стоимостные нормативы, гарантирующие сохранность природных экосистем.

Природоохранные натуральные нормативы – это экономически обоснованные и технически достижимые величины наиболее эффективного использования природных ресурсов (вода, воздух, земля, почва, минеральные ресурсы и т.д.), рассчитываемы исходя из возможностей научно-технического прогресса.

С помощью натуральных нормативов осуществляются мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду, в воду, в действие технологических агрегатов и процессов, отвечающих современным экологическим требованиям, внедрению малоотходных технологий и производств.

Нормирование природопользования – инструмент охраны окружающей среды. Нормы и нормативы, отражая объективные границы допустимых антропогенных нагрузок на экосистемы и вносимых в них изменений, в значительной мере предопределяют и экономические процессы. Являясь по существу и экологическими, природоохранные нормы и нормативы имеют сугубо социальный характер, так как при их нарушении наносится ущерб природе и здоровью населения.

Экологические нормативы определяют предел антропогенного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий совместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические нормативы и эколого-защитные, а также предельно допустимые нормативные нагрузки на окружающую среду.

При установлении эколого-гигиенических нормативов следует учитывать, что многие живые организмы более чувствительны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, поэтому целесообразно определять их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность живых организмов.

Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение памятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон, заповедников, природных национальных парков, биосферных заповедников, зеленых зон городов и т.д.

21. основы управления в области ООС. Закон «Об охране ОС»

Глава II. Основы управления в области охраны окружающей среды

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядка организации и функционирования единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы; *5.1.7)

определение порядка организации и осуществления государственного экологического надзора

установление порядка создания и эксплуатации государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (далее также - государственный фонд данных), перечня видов включаемой в него информации, порядка и условий ее представления, а также порядка обмена такой информацией;
создание и эксплуатация государственного фонда данных;
установление порядка подготовки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;

установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды (абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; *5.1.14)
организация и проведение государственной экологической экспертизы;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий;
осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной

установление перечня нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде

установление для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, исходя из критериев и (или) показателей негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, в том числе показателей высокого и экстремально высокого химического и радиационного загрязнения окружающей среды (абзац дополнительно включен с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ).

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением
право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации, являющихся частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации)

установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор (абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);
контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию)

Статья 8. Органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды

1. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом " О Правительстве Российской Федерации".

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются субъектами Российской Федерации.

Статья 9. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

1. Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами

2. Соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды заключаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами

Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления
Управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

22. информационное обеспечение природоохранной деятельности. Значение информационного обеспечения для организации и осуществления природоохранной работы.
В информационном обеспечении государственного управления окружающей средой выделяются следующие основные направления:

— формирование государственной политики в области информационного обеспечения природоохранной деятельности, участие в развит

ии государственных информационных систем;

— развитие методических представлений об информационном обеспечении природоохранной деятельности, алгоритмизация управленческих задач, разработка и внедрение новых методов обработки информации;

— создание информационных систем для решения конкретных задач в виде программных продуктов, автоматизированных рабочих мест; баз и банков данных, коммуникационных систем; тематических систем, в том числе с использованием технологий географических информационных систем (ГИС-технологий); систем связи и передачи данных и др.;

— доведение экологической информации до широких слоев общественности и заинтересованных организаций с использованием возможностей средств массовой информации, экологического образования и воспитания.

Информационное обеспечение природоохранной деятельности, в полной мере отвечающее современным требованиям к использованию компьютерных и телекоммуникационных технологий, является важным залогом эффективного функционирования всей системы Госкомэкологии России.

Вымирающие, находящиеся под угрозой исчезновения редкие виды растений и животных. Красные книги и их содержание.

Амурский тигр, лошадь Пржевальского, снежный барс, японский журавль, слоновая черепаха; смолевка меловая, пион тонколистный, кандык. По данным Всемирного союза охраны природы (МСОП) с 1600 по 1975 год с лица Земли исчезло 74 вида и 86 подвидов птиц (1, 23%) и 63 вида и 44 подвида (1, 43%) млекопитающих. Гибель 75% видов млекопитающих и 86% видов птиц связана с д-тью ч-ка. С тер России за последние 400 лет исчезло 9 видов и подвидов млекопитающих и птиц. Кра́ сная кни́ га — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. Красные книги бывают международные, национальные и региональные. Первое издание Красной книги МСОП (Международный Союз Охраны Природы) вышло в свет в 1963 году. Последнее, четвёртое «типовое» издание, вышедшее в 1978—1980, включает 226 видов млекопитающих, 181 вид птиц, 77 видов рептилий, 35 видов амфибий, 168 видов рыб. Красная книга РФ: том 1 «Животные» (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы и круглоротые, насекомые, ракообразные, моллюски, черви), том 2 «Растения» (покрытосеменные или цветковые, голосеменные, папоротниковидные, плауновидные, моховидные, лишайники, грибы). В Красной книге России выделяют пять категорий редких видов: 1.виды, находящиеся под угрозой исчезновения, спасение которых невозможно без осуществления специальных мер; 2.виды, численность которых еще относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в недалеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения; 3. редкие виды, не находящиеся под прямой угрозой вымирания, но встречающиеся в небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут вскоре исчезнуть; 4. неопределенные виды - малоизвестные, недостаточно изученные, возможно, находящиеся под угрозой исчезновения, однако недостаток сведений не позволяет отнести их к одной из первых трех категорий; 5.

восстановленные виды, состояние которых под влиянием принятых мер охраны не вызывает опасений.

 

 

Классификация и общая характеристика особо охраняемых природных территорий - национальные природные парки, музеи-заповедники, памятники природы, курортные и лечебно-оздоровительные зоны.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной пов-ти и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной охраны. Национальные парки наряду с задачами по охране и изучению природных комплексов должны обесп-ть туризм и рекреацию граждан. На их территории могут сохр-ся земельные участки иных пользователей и собственников с преимущественным правом национального парка на покупку такой земли. На 1.01. 1998 г. в РФ действовало 32 природных нац парка в 6.7 млн. га, 0.2% от общей S страны. Первые – Лосиный остров и Сочинский, были созданы в 1983 г, всего 32. Музе́ й-запове́ дник — разновидность музея, в состав кот помимо экспозиций входят архитектурные, исторические и природные памятники, важные для сохранения историко-культурного и природного наследия страны или региона. С целью защиты этих памятников государство дополнительно наделяет такие музеи правовым статусом заповедника. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экол-м, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. М.б. федер-е и регион-е. Запрещается всякая д-ть, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Лечебно-оздоровительные местности и курорты - территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами. Запрещается д-ть, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными св-ми; организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны.

 

47. Классификация и общая характеристика особо охраняемых природных территорий – государственные природные заповедники, государственные природные заказники.

Гос-е природные заповедники явл-ся юр-ми лицами, кот. не имеют в качестве цели своей д-ти извлечение прибыли, т.е. явл-ся некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Территории заповедников полностью изымаются из хоз-го исп-я. Заповедники имеют научный отдел, осуществляющий пост изучение их пркродных комплексов. Задачи заповедников ограничиваются охраной и исследованием природных комплексов, просвещением, участием в экологической экспертизе, подготовке соответствующих кадров. Обычно на территории зап-ка выделяется зона, полностью закрытая для всякого возд-я. Нередко вдоль границ заповедников расп-ся их охранные зоны, вып-е буферную ф-ю. 1.01. 1998 г. в РФ действовало 98 заповедников общей S 32.9 млн. га, это 2.1% от общей площади страны. Самый большой заповедник страны - Большой Арктический (4, 2 млн. га). Старейший - Баргузинский - был создан в 1916 г. Земли заказников могут и отчуждаться, и не отчуждаться у собственников и пользователей, они могут быть как федерального, так и местного подчинения. Среди заказников фед-го значения наиб роль играют зоологические, др. формы - ландшафтные, ботанические, лесные, гидрологические, геологические. На 1.09.1994 г. - 59 охотничьих и комплексных заказников федерального значения в 62.0 млн.га. Основная функция - охрана охотничьей фауны. Охота запрещена всегда, но нередко бывают введены и весьма существенные ограничения на лесоэксплуатацию, стр-во и некоторые др. виды хоз-й д-ти.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал