![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самосознание и его место в психической организации человека. 80. Уровни развития самосознания. 81. Самосознание и образ Я. Понятие Я-концепции.
Самосознание - сознания себя. Самосознание - это осознание и оценка своих действий и их результатов, мыслей, чувств, интересов, идеалов и мотивов поведения - целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание формирует личность и формируется вместе с ней. 2 этапа: пассивный (самосознание механически следуеть за развитием ребенка) и активный (с подр возраста человек сознательно что-то делает чтобы познать себя). 3 ф-ции самосознания: познание себя, усовершенствование; поиск смысла жизни. Если сознание это ориентировка человека в окружающем мире, знание о другом, то самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о себе. Это сложная психологическая структура, включающая в себя 4 уровня: 1) сознание своей тождественности, 2) сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, 3) осознание своих психических свойств и качеств, 4) определенную систему социально-нравственных самооценок. Они связаны, но формируются они не одновременно. Зачатки сознания тождественности появляется уже у младенца-когда он различает ощущения от предметов и от своего тела, отделяет себя от окружающего и ориентируется в этом мире. Осознание “Я” - с 3 лет (показатель- личные местоимения). К 7 – возможность самооценки. Из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек " выносит" образ своего " Я". В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего " Я" на составляющие их образования происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Так постепенно возникает обобщенный образ своего " Я", который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов " Я", сложившихся входе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего " Я", «Я-концепция». Я-концепция изменяема, влияет на психику, мировосприятие и основную линию поведения человека. На формирование самосознания влияют: оценки окружающих и статус в группе сверстников. соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное''. Оценка результатов своей деятельности. В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую. 1. Когнитивная составляющая, или образ " Я", включает представления индивида о самом себе. " Я" -реальное, п " Я" -идеальное, " Я" -зеркальное каким он воспринимается окружающими его людьми. 2. Самооценка- оценочно-эмоциональная составляющая. 3. Поведенческая составляющая включает потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, и наоборот - люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться и начинают избегать любых социальных контактов..)
|