Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предотвращение потерь СФЕ.
Создание связей между СФЕ и увеличение их прочности (первый способ) – это создание самих систем и их усложнение, является пассивным способом защиты от разрушения. Минеральные тела имеют только эти пассивные средства защиты от разрушающего действия внешней среды. Самыми слабыми из них являются газообразные объекты, самыми крепкими – кристаллические, а с учётом гравитации – чёрные дыры. Но даже самый крепкий кристалл может быть разрушен и «чёрные дыры» испаряются. Обмен веществ направлен на восстановление утерянных СФЕ (второй способ) и является активным способом защиты систем от разрушения. Пассивный способ защиты есть также у растений, у животных и у человека, но, как уже было сказано выше, он недостаточен. Поэтому природой был «изобретен» активный способ защиты – обмен веществ. Он осуществляется за счёт захвата необходимых элементов из внешней среды (у других объектов) и постройки (выращивания) из них своих разрушенных СФЕ. У минеральных объектов нет обмена веществ, но он есть у всех живых объектов, включая растения, животных и человека. Следовательно, наш Мир уже можно условно разделить на два подмира – неживой и живой. Критерием раздела является наличие обмена веществ – целенаправленного процесса восстановления утерянных СФЕ. Для этого процесса система должна содержать соответствующие элементы (органы обмена веществ), которых нет у объектов минерального неживого мира, но есть у растений, у животных и у человека. Предотвращение потерь СФЕ (третий способ) также является активным способом защиты систем от их разрушения и осуществляется за счёт их поведенческих реакций, зависящих от внешней ситуации. Если ситуация угрожающая и может привести к потере СФЕ, то системе нужно выйти из данной ситуации. Но для этого нужно знать об этой ситуации, уметь её видеть, распознать и принять решение, а также иметь органы передвижения, чего нет у систем минерального и растительного миров. Для этого, как минимум, необходимо иметь сложный блок управления. Следовательно, в живом мире можно выделить ещё два подмира – мир растений и мир животных. Критерием раздела является сложность блока управления и его возможность к поведенческим реакциям. У растений простой блок управления и нет поведенческих реакций, зависимых от внешней ситуации, а у животных есть, потому что у них сложный блок управления. Чем более сложный блок управления, тем более сложные поведенческие реакции, тем выше развитие животного как системы. Но при этом, следует обратить внимание, развитие систем от минералов до человека, но не включая его, в основном решало только одну задачу – быть в этом Мире. Смысл существования растений и большинства животных, если не всех, только в обмене веществ. Если система голодна, она действует, если сыта, то бездействует. Да, при усложнении блока управления одновременно происходило и увеличение возможностей систем, но это всё равно преследовало цели обмена веществ. Более приспособленное животное лучше питается или не становится объектом питания для другой системы. Если же система играет и радуется жизни (эмоциональная окраска поведенческих реакций), то как правило такие реакции всё равно направлены на самообучение систем для лучшей охоты на другие системы, и в этом случае познание также направлено на обмен веществ. Поэтому такие реакции в основном присущи молодым животным. Более взрослые особи уже не играют и эмоций у них меньше. Их «базы знаний» уже заполнены и не могут дальше заполняться. Человек отличается от остальных объектов живого мира прежде всего тем, что уже не обмен веществ является главным смыслом жизни, а познание. Да, чем выше знания, тем и питание лучше. Но уже сам процесс познания превалирует над всеми остальными процессами, направленными на обмен веществ. И даже сам обмен веществ и размножение возводятся в ранг познания и искусства (кулинария, мода, зрелища, искусство и культура любви). Таким образом, можно также выделить и мир человека, потому что из всех известных нам объектов нашего Мира только у человека есть вторая сигнальная система (интеллектуальный блок управления) и есть стремление к познанию ради познания и осознания Мира. Мы не знаем целей большинства систем нашего Мира, хотя можем строить множество спекуляций на эту тему. Например, ядра атомов химических элементов тяжелее железа в тех количествах, которые существуют сейчас в нашей Вселенной, могли получиться только и только при взрывах сверхновых звёзд. Следовательно, целью звёзд с эволюцией по типу сверхновых является продукция ядер атомов тяжелее железа? Возможно это и так, хотя поручиться за это пока невозможно. Но мы можем с уверенностью сказать, что человек в том варианте, который существует сегодня и известен нам, был бы невозможен без элементов с атомным весом тяжелее железа, потому что строение его организма требует наличия таких элементов. Следовательно, у нас есть основания предполагать, что, например, звёзды типа сверхновых нужны для развития человека. Это странно и необычно звучит, но это факт. Но мы с уверенностью и без спекуляций знаем цели некоторых из систем Мира, в частности, цели многих систем организма. Мы знаем одну из основных целей любого живого организма – выжить в окружающей среде, и знаем иерархию подцелей, на которую разбивается эта цель. Например, левый желудочек сердца является элементом системы кровообращения, которая, в свою очередь, является частью системы обмена метаболических газов. Мы не знаем, как это получилось, что по мере долгого продвижения по эволюции различные атомы «научились» собираться в такое чрезвычайно сложное образование, каким является левый желудочек сердца. Но мы совершенно уверены, что его целью является перекачка артериальной крови из бассейна лёгочного кровообращения в бассейн Большого Круга кровообращения. Мы видим, как системы развиваются на пути эволюции, видим различие систем, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы и можем объяснить преимущество одних систем над другими. Другими словами, у нас открывается возможность построить единую классификацию всех систем нашего Мира, включая неживые и живые системы. Сегодня нет единой классификации всех объектов нашего Мира, а есть отдельные классификации различных групп этих объектов, включая классификации астрономических, геологических, биологических и прочих групп. Причём, в основе большинства, если не всех этих классификаций, включая классификацию как всего живого мира, так и болезней, сегодня принят органо-морфологический анализ. Но, вероятно, как и классификацию болезней, эти классификации также необходимо сменить на одну единую классификацию, основанную на системном анализе – анализе целей. И в основу новой классификации положить не внешние различия, типа числа ног или бугорков на зубах, а два основных отличия – отличия по типам блоков управления и по типам элементов исполнения. Причём, в эту единую классификацию необходимо включить абсолютно все объекты нашего Мира – живые и неживые, потому что наш Мир наполняют только системы, которые отличаются друг от друга только степенью развития их блоков управления, элементами исполнения, способами защиты от разрушения внешней средой и отношением к познанию. Мир един, потому что сам является системой. Поэтому необходимо создать общую и единую классификацию всех систем нашего Мира. А системами являются любые объекты, включая живые и неживые. Тогда в нашем Мире можно будет различать четыре мира (подмира или царства) объектов: · мир минеральный · мир растений · мир животных · мир человека. Население каждого мира отличается друг от друга, как это уже не раз подчёркивалось, только блоками управления, способами защиты от разрушения (обменом веществ и поведенческими реакциями) и отношением к познанию. У объектов минерального и растительного мира простые блоки управления. Но у объектов минерального мира есть только пассивные способы защиты от разрушения (от отрицательной энтропии) и нет обмена веществ. А у всех живых субъектов, включая и растения, кроме пассивных есть уже и активные способы защиты от той же отрицательной энтропии – активное замещение разрушаемых СФЕ за счёт обмена веществ. У животных, в отличие от растений, кроме обмена веществ, есть более сложные блоки управления, которые дают возможность поведенческих реакций и таким образом позволяют им контролировать в той или иной степени окружающую ситуацию. А у человека есть самый сложный блок управления, который содержит вторую сигнальную систему и поэтому он способен познавать и осознавать весь Мир, включая самого себя, а не только то, что находится рядом. Такая классификация систем имеет одно неоспоримое преимущество: она ставит в один ряд всё то, что наполняет наш Мир – системы. Весь окружающий нас Мир классифицируется по единому масштабу, где единицей отсчёта является только сложность блока управления. Так легче понять, что же является жизнью. Ныне принятые классификации не дают ответа на этот вопрос. Новая классификация систем, основанная на системном целевом анализе, даёт возможность понять, где «потолок» развития систем каждого мира и какие его субъекты ещё стоят в начале эволюционной лестницы, а какие уже взобрались на её вершину. Соответственно этим мирам распределяются и рефлексы. У любых систем могут быть рефлексы различной степени сложности, которая зависит только от степени сложности блоков управления:
Как видим, у человека есть все виды рефлексов и анализаторов. Поэтому человек является вершиной эволюции на Земле. Чем сложнее блок управления, тем больше выбор действий он может сделать (больше степень свободы выбора действий), тем лучше система адаптируется к внешней ситуации, тем больше шансов уцелеть. В результате на сегодня человек является доминирующим видом животных (систем) на Земле. И внутри каждого мира классификация должна продолжаться также по критериям сложности блоков управления, а затем уже по критериям наличия и развитости элементов исполнения, включая число ног или бугорков на зубах. В этом случае классификация будет причинно-следственной и логически обоснованной. Например, к миру растений принадлежат не только травы или деревья, но и всё то население Земли, которое обладает всего лишь простым блоком управления и обменом веществ. А таковыми являются не только многоклеточные. Прокариоты и эукариоты, бактерии, фитопланктон, полипы, грибы, деревья, травы, мхи и лишайники, и многие другие, обладающие хлорофиллом и без оного – всё это мир растений. Они просто растут в пространстве и у них нет никакого понятия о нём, потому что они его не «видят». Эта классификация основана на признании первоочередной роли цели вообще и целенаправленности природы в частности, что пока ещё спорно и не принимается всеми. Для ХХ века вообще была характерна странная позиция – позиция борьбы с слепой природой, позиция, которая и до сих пор разделяется очень многими. Позиция в корне ошибочная, потому что природа не «слепая», не враг наш, а «родитель». Она нас «породила» и взрастила, дав нам колыбель – Землю, создав на ней тепличные условия на протяжении многих сотен миллионов лет, где колебания температуры не более 100º С и давление около 1-й атмосферы, достаточно места, влаги и энергии, хотя Космос характеризуется диапазоном температур во многие миллионы градусов и давлений в миллионы атмосфер. Она нас воспитала и сделала сильными, используя эволюцию и закон конкуренции – «выживает сильнейший». Не «взять у неё наша задача», не бороться с ней, а понять и сотрудничать, потому что она не враг наш, а учитель, воспитатель, друг и партнер. У неё есть цель – вырастить нас, и она сама «знает», что нам нужно и даёт нам это, иначе нас не было бы. И это не ода природе, а констатация факта её целенаправленности. Могут возразить, что такое сочетание природных условий, которое привело к появлению человека – это чистая случайность, возникшая по закону больших чисел только потому, что Мир очень большой и в нём все варианты возможны. Однако подозрительно много случайностей. Природа постоянно «подкидывает» нам различные задачки, но почему-то всегда уровень этих задач почти полностью соответствует уровню развития животного или человека, чуть-чуть превышая его, для развития. Почему-то атомную бомбу человек «открыл» именно тогда, когда он уже мог осознать могущество этого открытия. Природа не даёт опасных игрушек недорослям. Если бы не было проблем вообще, то не было бы стимула к развитию, и на сегодняшний день Земля была бы населена простейшими системами, если бы вообще была заселена, потому что не было бы эволюции. А если бы проблемы резко превышали возможности систем, то они просто разрушались бы, и Земля вообще никем не была бы населена, если бы она вообще существовала. И в любом случае не было бы эволюции вообще. Но эволюция – это факт, с которым надо считаться и который требует объяснения. И объяснение только в целенаправленности Природы, которая дала нам возможность эволюции и развития. Наиболее принятой теорией происхождения нашего Мира (Вселенной) является теория Большого Взрыва. В соответствии с этой теорией примерно 10-20 миллиардов лет назад из очень ограниченного объёма, буквально из точки, из состояния сингулярности, родилась и стала расширяться наша Вселенная. Причем, сначала в ней были только фотоны (много) и элементарные частицы (мало). Затем, спустя короткое время, в результате рекомбинации, элементарные частицы объединились в первые простые системы: сначала в электроны, протоны и нейтроны, а затем и в более сложные системы – в атомы водорода и гелия. Таким образом, спустя короткое время после своего рождения Вселенная представляла из себя большой газовый пузырь, в котором кроме фотонов, водорода и гелия, не было ничего. И согласно физическим законам не должно было ничего и образоваться. Но почему-то произошли локальные сгущения этого газа и появились первичные звёзды – своеобразные термоядерные котлы, в которых «варились» и синтезировались ядра элементов вплоть до ядер железа. Причём, если бы какие-либо из мировых постоянных, например, постоянная Планка, были бы другими, этот процесс был бы невозможен. Почему-то эти мировые постоянные именно такие, чтобы процессы термоядерного синтеза в звёздах смогли осуществляться. Затем часть из этих звёзд взрывалась (сверхновые звёзды) и энергией взрывов синтезировались трансжелезные элементы (с атомным весом больше, чем у железа). Таким образом происходило усложнение систем нашего Мира и появление элементов, из которых стало возможным дальнейшее развитие и усложнение систем – появление молекул и конгломератов молекул. Таким образом возникли первичные системы с простыми блоками управления, произошла первичная эволюция нашего Мира, образование его первого подмира – минерального мира. Это факт, что наша Вселенная не осталась в виде большого газового пузыря, а переродилась и продолжает перерождаться в гигантские скопления разных галактических, звездных и планетарных образований, которые являются первичными минеральными системами с простыми блоками управления, и которые продолжают производить ядра химических элементов различной степени сложности, хотя число и качество истинно элементарных частиц не меняется. На этом эволюция не остановилась и произошло дальнейшее усложнение систем с появлением дополнительных подмиров – мира растений, животных и человека (пока это нам известно только на примере Земли). И если мир растений отличается от минерального мира только наличием обмена веществ, то остальные миры отличаются друг от друга уже поведенческими реакциями. Таким образом, на протяжении всей эволюции происходило усложнение только блока управления и у человека он самый сложный из известных нам. Это тоже факт.
Рис. 32. Эволюция нашего Мира. Следовательно, целью нашего Мира была эволюция, которая и определила развитие систем в направлении усложнения блоков их управления, вплоть до человека (рис. 32). И целью этой эволюции было развитие систем до такой степени, чтобы они научились осознавать и познавать Мир (антропогенез). Мы можем оглянуться назад и увидеть подтверждение этому во всей истории развития нашего Мира вообще и биосферы в частности. Что было до Большого Взрыва мы не знаем, и даже не знаем, насколько правомочна такая постановка вопроса. Но после него во Вселенной происходило только рождение и усложнение систем, причём только за счёт усложнения их блоков управления, вплоть до создания человека и ноосферы, потому что первичные СФЕ (истинные элементарные частицы) с тех пор практически не изменились ни качественно, ни количественно. Мы сами, люди, являемся следствием и доказательством этого развития. Человек является самой сложной системой, вершиной эволюции, которая произошла до сих пор. Опыт этой эволюции показывает, что основным отличительным признаком передового развития на всём протяжении была только цефализация систем [33], другими словами – развитие блоков управления систем. А цефализация систем преследовала только одну цель – построение второй сигнальной системы, с помощью которой можно осознавать и познавать Мир. Следовательно, целью нашего Мира было создание человека – антропогенез, создание систем, способных познавать и осознавать Мир. В любой оценке явлений важен результат, а результатом является появление человека, хотя согласно всем математическим и прочим расчётам наша Вселенная должна была быть всего лишь большим безжизненным гомогенным газовым пузырём. А мы не только существуем и развиваемся, но и познаём природу и самих себя, хотя пока ещё у нас нет ответов даже на самые жгучие и, казалось бы, простые вопросы. Мы строим наши гипотезы на тех фактах, которые наблюдаем. Но что мы наблюдаем? Мы «видим» Мир только в наших ощущениях, в наших реакциях с ним. Правильно ли мы видим, ощущаем и осознаем окружающий нас Мир? Может быть мы обманываем себя, как это уже не раз происходило? Мы ещё помним теории о плоской Земле, о флогистоне и многие другие. У нас есть только один инструмент, который помогает нам правильно ориентироваться при описании нашего Мира – логика. На ней основаны и математика, и физика, и законы сохранения и причинно-следственных ограничений, и строение систем, и их функционирование. Ответы на вопросы о нашем бытие могут дать только логика и собранные нами факты. Но пока у нас мало фактов и много вопросов. Например, нет чёткого и однозначного ответа на вопрос, что же является жизнью. Обмен веществ? Но обмен веществ предназначен всего лишь для восстановления утрачиваемых СФЕ. И это является жизнью? Может быть неживого нет вообще? Или живое отличается от неживого только тем, что «осознало» собственную разрушаемость под влиянием внешней среды и сначала научилось самовосстанавливаться (обмен веществ), а затем и предохраняться от разрушений (развитие и усложнение блоков управления)? Тогда прав Пьер Тейяр Де Шарден, утверждая, что эволюция – это процесс пробуждения сознания [33]! Одним из таких вопросов является вопрос о самом бытие. Что значит быть? Что значит был, есть или будет? Этот объект, что сейчас мы видим, значит он, вроде бы, есть. А раньше он есть? Т.е., прошлый мир, он сейчас существует, или он есть только в нашей памяти? А если у меня память «отшибло», это значит весь прошлый мир исчез? Мы говорим – система действует, меняя своё функциональное состояние. И закон сохранения – это сохранение связи между двумя состояниями системы в двух соседних промежутках времени, один из которых является прошлым, а другой – настоящим временем. Чем же отличается настоящее время от прошлого? Настоящее время – это на самом деле «миг между прошлым и будущем». Мы даже примерно знаем, что оно (настоящее время) длится, скажем, 1/1043секунды. Прошлое время длилось миллиарды лет, будущее, возможно, еще будет длится многие миллиарды лет, а настоящее время такое короткое? Тогда весь наш огромный Мир – это очень короткая вспышка, которая несется через время и неизвестно, несётся ли через пространство, потому что он сам является пространством с неким содержимым. Может быть миг – это минимальный цикл работы систем из другого сверх-Мира, результатом действия которых являются пространство и элементарные частицы, лежащие в самом основании системы под названием наш Мир? Попробуем смоделировать другой мир и посмотрим, что же такое миг. Представим, что мы играем в компьютерную игру и на экране дисплея разворачивается обворожительная и захватывающая картина этой игры. Эта компьютерная игра является искусственным миром, своеобразной системой-миром, специально построенной нами для моделирования нашего Мира. Как и любая другая система, эта компьютерная игра (компьютерный мир) имеет цель, заданную извне (нами), имеет определённый собственный закон сохранения (заданный нами), цикл существования (проход через все уровни игры) и микроциклы (периодичность кадров на экране). Мы могли бы задать эту игру в виде определённой очередности смены определённых кадров, которые мы все знали бы наперед, потому что мы же их и изготовили. Но если бы мы знали наперёд, что произойдёт на экране дисплея, это была бы не игра, а фильм. Нет, мы сотворили «настоящий» Мир, «оговорив» в виде алгоритма программы правила игры, задав её героям их «личные» цели и дав им при этом определённую свободу выбора действий на основе закона сохранения и их собственных знаний. Только такая игра может быть нам по-настоящему интересна, потому что для нас она должна быть непредсказуема. Мы видим бойцов, различные предметы и другие атрибуты искусственного мира, в котором вроде бы и физические законы (их законы) сохраняются, и все их действия причинно-следственно ограничены, и время существует – от удара одного бойца вылетают зубы другого, у них могут кончиться боеприпасы, а все действия синхронизированы по времени. Но при этом мы являемся как бы богами для персонажей этой игры (можно назвать нас и природой, кому как нравится). Мы сотворили их самих и их мир. Они нас не знают и не подозревают о нашем существовании, хотя и встречаются с нашими представителями – теми героями, которыми мы прямо управляем. Но даже если они каким-то образом узнают о нашем Мире, они не смогут в него проникнуть, во всяком случае в том виде, в каком они существуют на экране, потому что у них «другая физика» и наши миры связаны только семантически, на уровне понятий. Причём, мы именно сотворили этот мир, потому что путём лёгкого нажатия на кнопку клавиатуры компьютера мы можем сделать (сотворить) в их мире столько копий различных объектов, сколько захотим, не соблюдая закон сохранения в их мире, чего не можем сделать в нашем Мире. Персонажи этого вымышленного мира не могут нарушать закон сохранения в их мире, также как и мы в нашем. Если кто-то из них и может щелчком пальца «сотворить» какой-либо предмет, это мы дали ему эту возможность, но не он сам. Все герои этой игры живут в их мире и действуют как системы, ощущая его как пространство и время с их законами существования, и у каждого из них есть определённая цель, заданная ему нами, но выбор действий для достижения этой цели предоставлен им самим и результат их действий зависит только от их ресурсов. Где находится этот мир? На экране дисплея? Но на экране есть только точка, обегающая построчно и покадрово через весь экран. И даже сама точка – это не точка, а множество вспышек люминофора от ударов о него электронов развёртки, которые мы воспринимаем как точку. Может быть этот мир на диске-носителе информации, где записана программа игры? Но и там информация – это всего лишь различно ориентированные микромагнитики (молекулы железа, определённым образом ориентированные в толще ферромагнитного слоя). Так есть этот мир, или нет? Ну, вроде бы есть, вот он, мы его видим. А может быть его всё таки нет, он виртуальный? Да, да он виртуальный, пытаемся спрятаться под это странное слово – «виртуальный», как будто сказав его мы всё объяснили. Отметим некоторые характеристики этого компьютерного сотворённого нами мира. Во-первых, его миг равен времени развертки одного кадра (от 30 до 100 кадров в секунду, зависит от дисплея), потому что этот мир меняется от кадра к кадру, но не от строки к строке. Время одного кадра – это время минимального цикла системы под названием «их мир». Это их миг. В их мире за время кадра ничего не происходит, но очень много происходит в тех системах, которые «делают» их мир, в элементах нашего компьютера. Здесь мы можем сделать предположение, что наш Мир похож на их мир, только наш миг намного короче. И если в их мире за время одного мига ничего не происходит, то мы можем предположить, что и в нашем Мире за время одного нашего мига ничего не происходит, но «где-то», там где делается наш Мир, что-то может быть и происходит. Слово «где-то» взято в кавычки потому, что там, может быть, нет пространства в нашем понимании, а слово «где-то» применяется только по отношению к пространству. Т.е., наш Мир – это определённая последовательность мигов-«кадров», запрограммированная для чего-то кем-то или чем-то извне. Кстати, если на самом деле существует другой мир, который определяет существование нашего Мира, то случайности нет вообще и она нам кажется только из-за нашего незнания процессов в том другом сверх-Мире. Во-вторых, возможно в компьютерном мире нет прошлого. Если при строчной развертке точка на экране с одного места перебралась на другое, то на старом месте (в прошлом) её уже нет, мы это можем даже увидеть, современная техника это позволяет. Следовательно, возможно и в нашем Мире прошлый Мир постоянно «съедается Ланголирсами», и его также нет. Он был, но сейчас его нет, поэтому невозможно вернуться в прошлое. Но может быть и не «съедается», потому что в компьютерном мире светящаяся точка постоянно перемещается по люминофору и когда она перемещается на соседнюю позицию, «позади» неё остаётся тот же люминофор, но уже несветящийся. Кстати и впереди неё такой же пока ещё несветящийся люминофор. Таким образом на одном и том же люминофоре каждый раз строится новый кадр, и эти кадры могут быть самыми разнообразными. Если продолжить аналогию с нашим Миром, то несветящийся люминофор – это все возможные состояния Мира, которые в принципе возможны, но каждый миг «высвечивает» (реализует) то единственное состояние Мира, которое строго (?) определено предыдущим его состоянием и законом причинно-следственных ограничений. И единственным законом, связывающим все последовательные «кадры» между собой – это закон сохранения, потому что в каждом последующем кадре сохраняется что-то от предыдущего кадра, иначе «кадры» (все последующие состояния Мира) были бы независимы друг от друга, а это означало бы истинный хаос. Но если это так, если наши спекуляции, построенные на сравнении нашего Мира с построенным нами искусственным миром, верны, то Мир совсем не то, что нам кажется. Его вообще нет в том виде, в котором мы его видим. Нет времени как континуума, а есть смена мигов-«кадров» (квантов времени), за «время» которых время никуда не «течёт». Другими словами, смена мигов-«кадров» – это смена состояний системы, которую мы называем «наш Мир», где каждое последующее состояние определяется состоянием предыдущим. Нет пространства, а есть определённые взаимоотношения между системами нашего Мира, которые условно можно назвать «пространством взаимодействий», т.е., само пространство является всего лишь результатом действия чего-то, что мы и представить себе не можем. Нет массы, а есть центры масс, нет цвета, а есть колебания электромагнитных полей. Нет атомов-шариков, а есть какие-то странные рыхлые туманообразные объекты, с туннельными эффектами и запрещенными областями. Но и они не существуют в том виде, в котором мы сейчас их обрисовали, потому что в атомах каким-то «непостижимым» образом его части могут быть больше его самого (свободные нейтроны), и в тоже время его части являются всего лишь бесконечно маленькими точками с бесконечно большим электрическим, гравитационным и другими полями, но с конечными радиусами их действия. Сладкое или горькое есть только в наших ощущениях, которые, в конечном итоге, являются реакциями систем нашего организма на определённые внешние воздействия определённых молекулярных образований на наши вкусовые системы. И нет настоящего времени даже в понятии природного «короткого» мига, потому что воспринимаемый нами миг длится порядка десятых или сотых долей секунды (период восприятия реальной действительности мозговыми анализаторами), а «короткий» природный миг невообразимо короче. Но есть наша интегральная реакция как определённой сложности системы в нашем восприятии настоящего времени. А истинное настоящее время является всего лишь точкой перехода, в которой прошлое преобразуется в будущее. Следовательно, Мир – это не то что мы видим, а что-то другое. И то, что мы видим – это то, что нам «показывают». В принципе мы вообще не видим наш Мир, мы просто с ним реагируем, как система с системой. И реагируем по законам логики, а остальные законы – физические, социальные и пр., это всего лишь локальные и частные законы, от которых зависят функции соответствующих систем. Мы «видим» Мир только в наших реакциях с ним и представляем себе Мир только на основе этих реакций. Мы как будто находимся в тёмной комнате и ходим раскинув «руки» (наши органы чувств). Пока не натолкнемся на что-либо (не прореагируем с чем-либо), мы не можем воспринять что-либо. Нам только кажется, что мы видим Мир, на самом деле зрение недалеко ушло от осязания. Если фотон не натолкнётся на родопсин в глазу, мы не почувствуем того, что есть впереди. Можно, например, постоянно метать вперёд мелкие камешки и по количеству и интенсивности ударов обратно вернувшихся камешков судить о впереди расположенном пространстве. Фактически мы так и делаем, когда перемещаемся в тёмной комнате с помощью фонаря. Только мы разбрасываем не камешки, а фотоны. Познание Мира даётся нам только в реакциях между системой нашего организма с другими системами. Мы с большим трудом различаем его СФЕ (элементарные частицы), почти с таким же трудом различаем его элементарные простые системы (атомы и молекулы), потому что наши рецепторы и анализаторы, даже усиленные современной измерительной техникой, не приспособлены для таких тонких реакций. Но на уровне молекулярных конгломератов и выше мы уже «свободно плаваем» и различаем четыре мира систем – мир минералов, растений, животных и человека. И так вплоть до расстояний в несколько световых лет. А дальше у нас опять проблемы, причём чем больше расстояния, тем меньше мы его воспринимаем (можем измерить). Следовательно, наш Мир делится на тот мир, который нам доступен в ощущениях и измерениях и тот мир, который нам пока ещё, и, возможно, всегда будет недоступен. Для того, чтобы суметь объяснить что-либо, нужно прежде всего дать определения. Назовём реальным объектом Мира всё то, что может оказывать прямое влияние на другие объекты Мира. Признаком реальности будем признавать возможность чего-то влиять на что-то (взаимодействовать с чем-то). Сразу же выясняется, что реальность – это понятие также относительное. У субъектов, скажем, животного мира реальность одна, а у нас, у людей, реальность другая. Значит мы, люди, живём в одной реальности, а, например, собаки, в другой. Эти реальности могут быть настолько близки, насколько близки наши «блоки управления» – мозги и ментальные возможности. Но они не равны. Компьютерная игра может влиять только на человека, но не на объекты минерального или растительного мира. Т.е., как игрой света экран может влиять, например, на фотоплёнку, засвечивая её, но в этом случае экран дисплея в качестве минерального тела влияет на другое минеральное тело. Но только экран, а не игра. Как сюжетное действие игра может оказывать влияние только на человека и, возможно, на животных, и то только в том случае, если животным показывать знакомые им ситуации, которые они в состоянии понимать. Но если на экране показывать драму, ни одно животное не поймёт её, и ни один другой объект нашего Мира, кроме человека, не «взволнуется» от происходящих на экране драматических действий. Почему? Потому что низшие системы не знают о том, что есть высшие системы. Чтобы это знать, нужно уметь абстрагироваться от конкретных внешних воздействий, от конкретных ситуаций и даже от собственных возможностей. Это умеет делать только человек, потому что у него есть абстракторы подходящего уровня, у него есть вторая сигнальная система. А собака, глядя на сюжет на экране, как и на реальное поведение человека, будет судить (реагировать) только исходя из позиций собственных понятий. И если её блок абстракции устроен проще, чем у человека, то она не сможет понять смысла того, что делает человек. Таким образом, система, у которой отсутствует блок абстракции или он слаб, не может представить себе более сложную систему, чем она сама. Но система, у которой блок абстракции достаточно мощный, уже может абстрагироваться от собственной ситуации, представить себе и принять, что могут быть и более сложные системы. И если продолжить эту логику, то как абстракцию можно представить себе какую-либо систему и на более высокой ступени развития, чем сам человек. Именно это и сделал человек, придумав Бога и наделив его целенаправленными творческими свойствами, т.е., задумал Бог сотворить Мир, и сотворил. Собака не могла бы придумать Бога, у неё нет той силы абстрации, которая необходима для этого. Это мог сделать только человек. Но его представление всего лишь умозрительное и пока нет чёткого определения, что же это за объект – Бог. Попыток дать определение Богу предпринималось немало и, по большому счёту, практически все они сходные. Например, в Кабалле, иудейской теософии, утверждается, что Бог – это объект, у которого есть абсолютно всё, он всё может и ему ничего невозможно дать, потому что у него абсолютно всё есть бесконечно. Он абсолютный альтруист, потому что он может только давать и ничего не может брать, потому что у него всё есть. И не нужно цепляться к слову «не может» брать, как-будто если он что-то не может, значит здесь он бессилен. Кабаллисты обошли эту логическую ловушку о бессилии Бога. Бог ничего не может брать, но он создал внутри себя пустой сосуд (кли), и это есть первородный человек (на иврите – адам кодмон) который может брать (наполняться). Причём этот сосуд Бог сотворил соответственно своему величию – сосуд может только брать, потому что он пустой и у него ничего нет. Поэтому он абсолютный эгоист, под стать самому Богу, только со знаком минус. Таким образом Мир состоит только из двух элементов – абсолютного альтруиста и абсолютного эгоиста. Всё остальное – частности (иерархии). Цель Бога – наполнить сосуд своим светом (цель-задание), и это равносильно тому, чтобы выполнить любые желания абсолютного эгоиста. Эта цель сосуду задаётся извне. Цель сосуда – наполниться светом (цель стремление), но ему предоставлено право самому выбирать пути и способы этого заполнения (право или свобода выбора действий). Для этого у сосуда есть специальные каналы (масах, экран), через которые он принимает свет от Бога и которые мы называем органами чувств. Через эти каналы сосуд берёт то, что даёт Бог. А так как этот сосуд создал Бог и он является частью Бога, то через этот сосуд он же (Бог) также может брать (кабалла – получение, происходит от ивритского слова ле кабель – брать, получать). Но как это – брать давая? Чтобы не перегружать текст, приведу лишь пример, на котором будет ясно, каким должен быть этот вариант, чтобы Бог также мог получать. Представим себе, что к вам в гости пришел дорогой вам человек (брат, друг, любимая и т.д.). Вы этому очень рады и стараетесь это отметить тем, что накрываете стол и ставите самые изысканные угощения, которые только вам доступны. Гость может либо: · послать вас к чёрту и сказать, что и у него дома есть то же самое и даже лучше, и он не нуждается в ваших угощениях · наброситься на еду, всё «сожрать» и попросить ещё и ещё, пока ваши запасы не оскудеют · покушать с аппетитом ровно столько, сколько нужно было, чтобы утолить голод, оценить еду, получив удовольствие и поблагодарить вас за вкусное угощение. Вероятно вас больше всего устроит последний вариант. В первом варианте ваш гость заберёт у вас, оскорбив ваши лучшие чувства, ничего не взяв при этом. Во втором – заберёт у вас всё, не дав вам взамен ничего. В третьем варианте ваш гость, взяв у вас еду, даст вам свою благодарность. Эти ситуации являются полным аналогом взаимоотношений Бога с кли, когда Бог даёт ему свой «свет». А так как у Бога есть всё бесконечно, то его запасы не оскудеют и он не лишается того, что он дал своему детищу – адаму кодмону. Но при этом если кли сможет дать Богу благодарность – это уже что-то новое, чего не было раньше ни у кли, ни у Бога. Выигрыш обоюдный и без потерь. Первые два – это варианты «без тормозов», человек не обуздан в своих желаниях и не способен оценить сделанное ему. Он «борется» с природой, выдирая у неё для себя её блага. Но зачем бороться? Ведь всё лежит у нас под ногами, только бери в меру своего аппетита, но не «зажирайся». Правда, сначала узнай, как это сделать. Да, запасы всего ограничены, но они достаточны для определённых этапов развития. Не нужно скаредничать, но и не нужно транжирить. Уголь кончается, нефть есть. Нефть закончится, ядерное топливо есть. На Земле всё закончится, на соседних планетах есть, только нужно «дорасти» до этого. А пока мы, как неразумные дети, боремся с природой и воюем друг с другом, отвоёвывая у неё всё то, что она и так нам даёт. И совершенно не ценим не только природную красоту и могущество, но и её заботу о нас. Да, запасы всего на Земле ограничены, но их достаточно для прохождения очередных этапов развития, если только мы сами не растратим эти запасы на наши бесконечные войны. Чтобы оценить, нужно уметь это делать. А для этого нужно учиться и для этого человек, как система, должен пройти через определённые фазы развития, чтобы по мере прохождения через эти фазы научиться воспринимать этот свет так, как этого хочет Бог, и тогда будет «в коня корм». Этими фазами являются те самые миры минералов, растений, животных и человека, через которые проходит эволюция систем. В Кабалле, как и в некоторых других теософских учениях, также есть понятие о четырёх мирах, или царствах: минеральном, растительном, животном и человека. Но эти понятия даны как непреложный факт, без доказательств и логичного объяснения необходимости их существования, даны как предмет веры. В данной же книге показана неизбежность появления этих миров как следствие эволюции систем. Сегодня человек находится на уровне развития современного человека, но вчера он был на уровне животных. Следовательно, завтра сегодняшние животные будут на уровне человека. И в этом сущность Каббалы и вся эволюция. Тогда может быть правы те из кабаллистов или, например, последователей ордена Розенкрайцеров, которые утверждают, что тело нужно (цель!) для развития души? Значит весь наш огромный Мир является всего лишь школой или даже детским садом для развития душ, а жизнь – это игра, на которой мы учимся? Кто знает... Кстати, если все эти рассуждения являются правдой, то наше тело (наш организм) является «одноразовым». Т.е., оно нужно нам всего лишь на один жизненный цикл, после которого происходит новое рождение одной и той же души в новых телах для нового очередного жизненного цикла (гильгуль нешимот – возвратное рождение душ). И если наше тело «одноразовое», то у медицины нет даже шанса сделать его вечным. Поэтому нет смысла ставить нерешаемые задачи, искать «эликсир жизни», продлевающий нашу жизнь бесконечно, его просто нет. И невозможно получить телесное бессмертие. Да и зачем, если есть душевное бессмертие? Нужно только помочь этому телу выполнить предназначенные для него в этой жизни задачи. Правда, это только в том случае, если наше тело на самом деле «одноразовое» и есть душевное бессмертие. Но мы с уверенностью пока не знаем, есть ли у нас душа, или нет. Похоже, что у нас есть наше Эго – что-то, что не является нашим телом, а, возможно, является чем-то, что либо внедряется в тело при его рождении (душа?), либо является порождением (функцией) тела. Мы знаем, что результат действия системы появившись уже не исчезает и продолжает существовать вечно в том или ином виде, независимо от системы. И если Эго является результатом действия блока управления системы, то, следовательно, оно вечно? Мы не знаем, сохраняется ли Эго после смерти материального тела. После ошеломляющих работ таких серьёзных ученых, врачей психиатров и реаниматологов, как Раймонд Моуди, Элизабет Кюблер-Росс, Майкл Сабом, профессор Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, а также работ, проведенных в лаборатории Боба Монро (институт Слоана, США) и ряде других научных учреждений, описавших посмертные переживания лиц, которые перенесли стадию клинической смерти, невозможно безоговорочно отрицать бессмертие Эго. Таких описаний уже накоплено несколько десятков тысяч и в них прослеживается некая закономерность. А раз есть закономерность, значит это уже достоверный факт. Осталось лишь подтвердить и доказать, что этот факт указывает на продолжение жизни после смерти, а не на галлюцинации агонизирующего мозга. Учения древнеиндийской философии, Розенкрейцеров и другие во многом схожи с воззрениями Кабаллы. Различия только в деталях. Но всё эти учения является чисто умозрительными, хотя во многом опираются на логику. Указывается, что Будде Мир был показан во всей своей красе самим Богом, что многие откровения пришли к кабаллистам прямо от Бога, были индуцированы (откровения), но... Может быть и был показан, пришли и индуцированы, а может быть и всё придумано. Нам нужны факты. Мы не материалисты-атеисты, всё отрицающие, но и не верующие в чьи-то слова и всё принимающие на веру. Мы натурфилософы и естествоиспытатели, поэтому критично относимся к любым высказываниям и принимаем лишь то, что опирается на факты. А факты указывают на целенаправленность природы и на эволюцию систем по спирали в сторону их усложнения до такой степени, что они уже начинают осознавать себя и окружающий Мир. Когда-то понятию «Бог» противопоставлялось другое понятие – «природа», нецеленаправленная, дикая, слепая и враждебная нам, где случай правит бал. Но со временем выяснилось, что природа более упорядочена, чем это представлялось раньше, что она едина и закономерна, что случайно ничего не происходит и на любое явление природы есть причина. Но если это так, то она, следовательно, целенаправленна. Есть законы природы и в любом уголке Мира эти законы строго соблюдаются. И если природа целенаправленна и «знающая», что она хочет, то для нас нет разницы, Бог это или природа. Назвать можно любым именем, главное понять, есть ли это и что это? Но даже если выяснится, что Бог есть, это не значит, что нужно тут же кинуться в омут какой-либо религии. Существует мощный поток познания, первые ручейки которого возникли в далекой древности одновременно с началом развития второй сигнальной системы. Сначала в этом потоке познания значительную долю составляли различные мистические и религиозные течения, которые являлись философским фундаментом всех тогдашних учений и были построены на рассуждениях и умозаключениях. В своё время в познании Мира эти религиозные течения сыграли свою положительную роль, но сейчас все те прежние представления уже стали тормозом научного познания, потому что безнадёжно устарели. Сейчас поток познания составляют различные фундаментальные и прикладные научные течения – биология, физика, химия, электроника и прочие, основанные на достоверных фактах. Рассуждения и умозаключения по прежнему играют свою роль, но они опираются на факты и, как и прежде, на логику. Поэтому сегодня все религии без исключения, от христианства и иудаизма до солнцепоклоников и прочих – это турбуленции в потоке познания, которые вращаются вокруг собственных догм и не могут выйти за их пределы. Нам знаком догматичный фанатизм не только на примере религий, но и на многочисленных примерах «научных» догм, происходящий по очень многим причинам – влияние авторитетов, личные или политические интересы и т.д., где основным принципом было: «этого не может быть, потому что быть не может». Мы ещё помним теософские догмы, которые вколачивались в научные умы церковниками, а непокорных сжигали на кострах инквизиции. Но мы также и помним обратное, когда в догму возводилось отрицание Бога и непокорных ссылали в Сибирь. Сугубый материализм – это тот же идеализм, только идеализм безбожный. Не следует менять одну форму идеализма на другую. Нужно принимать всё то, что существует в Мире. Материализм и идеализм – это две стороны одной медали [33]. Ведь не отрицаем же мы любовь, которая является объективной реальностью, хотя и является чистейшей воды идеализмом. Религии основаны на догме – вере в слово, кем-то сказанное, являющееся догмой для верующего. Догма – (от греч. dó gma – мнение, учение, постановление), положение (или доктрина), признаваемое непререкаемым, беспрекословным и неизменным и принимаемое бездоказательно, некритически, на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету, а не на основе опыта, логического доказательства и проверки на практике [3[. Догма – это вера в чьё-то слово. Догмы всегда служили чьим-то личным интересам и никогда не приносили пользы в познании. Познание – это и есть «религия» современности, и в основе этой «религии» лежат не догмы, а аксиомы. Познание основано на вере в факт, которая и является аксиомой. Понятие «аксиома» во многом похоже на понятие «догма», потому что аксиома также признаётся непререкаемой и беспрекословной, но в отличие от догм аксиомы основаны на опыте, на фактах. Поэтому аксиомы остаются непререкаемыми и беспрекословными только лишь до тех пор, пока опыт не докажет обратное. Фактически аксиома – это вера в факт. Основным учением этой «религии» современности является то, что познание – это конечная цель эволюции, во всяком случае на данном её этапе. Буддизм, христианство или мусульманство здесь не причём. Если католик выбривает тонзилу, мусульманин падает ниц или иудей отращивает пейсы, от этого они не становятся ближе к Богу, даже если при этом они будут бесконечно молиться. Если желанием Бога является эволюция, а целью эволюции является познание Мира, то быть ближе к Богу можно лишь познавая Мир, а не молясь Богу! Не следует подменять познание ритуалами. Получать удовольствие от жизни, познавать её и быть благодарным Богу за то, что он даёт нам – это и есть молитва Богу. Но чтобы получать удовольствие от жизни нужно выбирать правильный путь для достижения поставленных перед нами целей. Если же выбрал неправильный путь, цели не достигнешь и не получишь удовольствия от той же жизни (карма). Чтобы выбрать правильный путь, нужно знать, а знание – это умозаключения, основанные на фактах и логике. И нужно верить только фактам и логике, а не чьим-то словам, не подтвержденным фактами. Если нас создал Бог, он нас создал не для того, чтобы мы постоянно пели ему славословия, или что-нибудь просили от него, а для того, чтобы мы, познавая Мир, сами могли постоять за себя. Для этого он дал нам тело и органы чувств, дал жизнь и цель в ней – чтобы мы жили в «полный рост» и были сильными. Остальное мы должны развить в себе сами на основе познания. Сильный всегда прав, и если ты хочешь быть правым – будь сильным. А сила – это знание!
|