![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рынок труда и его модели
Рынок труда — это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением труда, т.е. с его куплей и продажей; это также экономическое и географическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы специфического товара — труда; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. В результате функционирования рынка труда предприниматели, работодатели обеспечивают производство и сферу услуг работниками, исполнителями работ, а наемные работники, продавая труд, обеспечивают себе получение средств существования и жизнедеятельности. Главная задача рынка труда — обеспечение удовлетворения спроса на труд и его предложения. Достижение этой задачи осуществляется через выполнение рынком труда ряда функций: а) организация встречи продавцов и покупателей труда; б) обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия; в) установление равновесных ставок заработной планы; г) способствование решению вопросов занятости населения. На рынке труда происходит первичное согласование интересов предпринимателей-работодателей и наемных работников. Стороны рыночных отношений договариваются об условиях труда, размере его оплаты, социальных гарантиях, сроках договора. Вторичное согласование интересов работодателей и наемных работников осуществляется через систему социального партнерства путем заключения в стране, отраслях и регионах соответствующих соглашений, а непосредственно на предприятиях и в организациях — коллективных договоров. Рынок труда тем эффективнее, чем он лучше организован. Уровень организации рынка труда напрямую зависит от того, из каких элементов этот рынок складывается и как решены вопросы функционирования каждого из этих элементов. Составными частями, или элементами, рынка труда являются: ■ стороны рыночных отношений или субъекты рынка (работодатели или их представители и ищущие работу люди); ■ конъюнктура рынка, т.е. соотношение спроса на труд и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения; ■ правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда; ■ органы службы занятости населения (департаменты, центры, бюро и др.); ■ инфраструктура рынка труда (службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.); ■ альтернативные временные формы обеспечения занятости (общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.); ■ система социальных выплат и гарантий для граждан, высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных; ■ система финансирования политики занятости и служб занятости населения. На рынке труда фигурируют только следующие группы трудоспособных людей: ■ те, кто не имеет работы, хочет работать, ищет работу и готовы к ней приступить. Здесь могут быть безработные, зарегистрированные в службе занятости населения; лица, самостоятельно ищущие работу из числа впервые вступающих в трудовую деятельность или ищущих занятие после перерыва в работе; ■ те, кто хоть и имеет работу, но не удовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы; ■ занятые, но явно рискующие потерять работу в силу претензий к ним со стороны работодателя и поэтому ищущие другое место работы. Указанные категории людей составляют предложение труда на рынке труда. Величина спроса на труд определяется совокупностью вакантных рабочих мест на действующих и вновь вводимых в действие предприятиях и числом рабочих мест, занятых работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену. В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда возникает определенная конъюнктура рынка труда. Она может быть трех типов: 1) трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда; 2) трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда; 3) равновесной, когда спрос на труд количественно соответствует его предложению. Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относиться к тому или иному региону, к той или иной профессии (специальности) или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране. Отношения на рынке труда реализуются главным образом через государственные и негосударственные учреждения занятости населения, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или же напрямую между работником и работодателем. Механизм рыночного саморегулирования действует в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке труда. Спрос на труд на конкретном рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть куплено по определенной цене за определенное время. Спрос на труд формируют работодатели, располагающие вакантными рабочими местами, а также рабочими местами, занятыми работниками, которые не удовлетворяют работодателя, ищущего им замену. Спрос на труд зависит, прежде всего, от уровня его оплаты. Взаимосвязь между спросом на труд и его ценой — заработной платой — выражается законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина спроса на труд находится в обратной зависимости от его цены. Предложение на рынке труда означает количество услуг труда, которое может быть предложено на рынке труда по определенной цене в определенное время. Предложение труда формируют безработные; лица, впервые ищущие работу; наемные работники, которые не удовлетворены условиями работы и поэтому ищут новое место приложения своего труда. Предложение труда зависит, прежде всего, от уровня его оплаты. Взаимосвязь между предложением труда и его ценой — заработной платой — выражается законом предложения труда, который гласит, что при прочих равных условиях на рынке труда совершенной конкуренции величина предложения труда находится в прямой зависимости от его цены. Механизм действия рынка труда в обобщенном виде характеризуется моделями рынка труда. Под моделью понимается схема построения или описание явления, процесса. Анализ характера спроса и предложения на рынке труда позволяет описать несколько моделей взаимодействия продавцов и покупателей труда. Одни из них отражают зависимость трудовых рыночных отношений от степени конкуренции, складывающейся на рынке труда, другие — национальные особенности рынков труда. Среди первых — чисто конкурентный рынок груда, монопсонический рынок труда (монополии одного покупателя), модели с учетом действий профсоюзов, модель двусторонней монополии. Чисто конкурентный рынок труда характеризуют три признака: 1) с одной стороны, имеется большое число фирм, которые конкурируют друг с другом при найме конкурентного вида труда; 2) с другой стороны, свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; 3) в силу первых двух обстоятельств ни фирмы, ни работники не могут контролировать и диктовать ставки заработной платы. На таком рынке труда участвует множество фирм, каждая из которых нанимает лишь небольшую часть имеющегося на рынке труда данного вида, так что ставки заработной платы устанавливаются независимо от желания того или иного участника рынка. Монопсонический рынок труда — рынок с монополией одного покупателя. Его характеризуют три признака: 1) работники, занятые определенным видом труда, сосредоточены в основном на одной фирме; 2) данный вид труда в силу географических или других факторов не имеет альтернатив, т.е. при имеющихся определенных специальности и квалификации работник не может найти другое место работы, для трудоустройства нужно менять специальность или повышать квалификацию по имеющейся специальности; 3) заработную плату диктует фирма, но ставка заработной платы напрямую зависит от числа нанимаемых работников. В малых городах и отдаленных районах при наличии там крупного предприятия, которое обеспечивает занятость людей, оно становится практически полным монопсонистом по отношению к работникам. Если монопсонию на рынке труда держит небольшое число фирм, то в этом случае имеет место олигопсония. Понятие о моделях рынка труда, как это отмечено ранее, возникает также при рассмотрении особенностей политики занятости, проводимой в разных саранах. Здесь сложно выделить один фактор, который определял бы национальную модель рынка труда. Она складывается из сочетания и преобладания той или иной системы подготовки, переподготовки, роста квалификации работников, системы заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. По комбинациям этих решений различают японскую модель рынка труда, модель США, шведскую модель и др. Кратко остановимся на их особенностях. Японская модель характеризуется системой трудовых отношений, которые основываются на принципе «пожизненного найма», когда гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55—60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависят от количества проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формирует заботу о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм». Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними. Модель США отличается децентрализацией законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меняется. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе работника на другую работу. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профсоюзной мобильности работников и более высокому, чем в Японии и Швеции, уровню безработицы. Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда — предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется следующими мерами: ■ ограничительная фискальная политика, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы; ■ политика «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждает малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или прекращать свою деятельность, а высокоприбыльные фирмы — ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей; ■ активная политика на рынке труда по поддержке слабоконкурентоспособных работников. Для этого предприниматели получают значительные субсидии; ■ поддержка занятости в секторах экономики, которые имели низкие результаты деятельности, но обеспечивали решение социальных задач.
|