![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Групповая динамика организации и формирование команды.
Групповая динамика - это процесс взаимодействия групп на основе взаимозависимости и взаимовлияния для удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей. На характер групповой динамики влияют мотивация, структура власти, сложность коммуникаций, представление цели, ответственность за результат и свобода деятельности. Существует два основных подхода к описанию групповой динамики. 1. Всякая группа проходит в своем развитии три стадии: 1) стадия первичного синтеза - стадия адаптации или узнавания друг друга; 2) стадия дифференциации, распределения на подгруппы; 3) стадия окончательного синтеза - превращение группы в команду или коллектив. 2. Модель американских психологов Вудкока и Френсиса, которые выделили следующие стадии существования группы: 1) «притирка» - развитие группы - коллективная работа на данной стадии практически отсутствует. 2) «ближний бой» - на этой стадии оценивается лидер, образуются группировки и кланы, выражаются разногласия, отчетливо выявляются сильные и слабые стороны членов группы, происходит борьба за лидерство; 3) экспериментирование - это стадия осознания собственного потенциала и потенциала группы. На этом этапе пересматриваются методы работы; некоторые члены группы уходят; 3) увольнять нужно не тех сотрудников, которые не могут освоить организационную культуру, а тех, кто очень быстро к ней приспосабливается; 4) нужно позволять сотрудникам до 15-20% рабочего времени тратить на занятия (проекты), которые непосредственно не связаны с их профессиональной деятельностью. Пока организационная культура формируется, она максимально подвержена двум процессам: процессу внешней адаптации, который представляет собой поиск ниши для организации на рынке, и процессу внутренней интеграции организационной культуры, который представляет собой способы наиболее эффективных коммуникаций между сотрудниками организации. Изменение организационной культуры может происходить либо в результате изменения внешнего окружения компании, т.е. эволюционным путем, либо революционным путем - в результате кризиса внешнего окружения. Результатом революционного изменения может явиться резкое изменение организационной культуры, либо организационная культура может перестать существовать. Изменение организационной культуры может совпадать с изменением поведения сотрудников, а может происходить обособленно от изменения поведения сотрудников. Существует два пути влияния организационной культуры на деятельность фирмы: • культура и поведение взаимно влияют друг на друга; • культура влияет на формирование поведения. Связь между культурой организации и результатами ее деятельности представлена рядом моделей: Виктора Сате, Питерса - Уотермана, Парсона, Квина - Рорбаха. 2) преобладание неформальности - функционирование организационной культуры связано в большинстве случаев с неформальными коммуникациями; 3) устойчивость - связана с традициями организации, которые повторяются на протяжении многих лет. В функции организационной культуры входят: 1) охранная функция - организационная культура нейтрализует действие негативных внешних факторов; 2) интегрирующая функция - организационная культура объединяет интересы субъектов всех уровней и позволяет каждому работнику лучше осознать цели организации, ощутить себя частью компании, определить степень ответственности перед ней; 3) регулирующая функция - организационная культура регулирует поведение, лормы, правила, последовательность выполнения работы и др.; 4) заменяющая функция - организационная культура упрощает структуру организации, заменяя отдельные уровни управления и сокращая поток распоряжений; 5) адаптивная функция - наличие организационной культуры помогает работникам приспособиться к организации; 6) образовательная и развивающая функция - организационная культура предполагает заботу менеджмента о профессиональной подготовке работников. В результате повышения уровня образования фирма может использовать работников с большей производительностью;
7) функция управления качеством - организационная культура, повышая ответственность своих работников, способствует повышению качества своих товаров и услуг; 8) функция ориентации на потребителя - организационная культура определяет среди ценностных ориентации установление прочных отношений с клиентами. 4) эффективность 5) зрелость - группа работает как слаженный коллектив, каждого оценивают по достоинствам, а не по претензиям. Межгрупповое поведение является основным фактором, от которого зависит действенность организационных структур управления. Группы и подгруппы, существующие в организации, должны сотрудничать для достижения общей цели. С точки зрения поведения отдельных групп и развития межгрупповых отношений горизонтальные системы управления, в которых центры принятия решений широко распределены, являются более предпочтительными, чем пирамидальные структуры. Поведенческие проявления отношений находятся в диапазоне «сотрудничество - соперничество - конфликт». Определить, в каком диапазоне проявления отношений находится группа, достаточно просто. Конкуренция может влиять двумя путями на поведение работников: во-первых, она может стимулировать к увеличению объема и улучшению результатов работы; во-вторых, в определенной обстановке ее воздействие может быть разрушительным. Сотрудничество может также двояко влиять на работу в группе. В связи с этим возникает основная задача для руководства: определить, какой уровень сотрудничества или конкуренции является наиболее функциональным для данной группы в той или иной обстановке. Также задачей руководства является предотвращение конфликтов, которые могут возникать по разным причинам. 1) по принципу ведущей совместной деятельности -производственные, управленческие, учебные, спортивные, семейные группы и т.п.; 2) по признаку времени существования; 3) по признаку формальности - формальные и неформальные. Формальные группы создаются на формальном основании (приказ, распоряжение и т.д.). Неформальные группы создаются на основе личных предпочтений и симпатий; 4) по принципу цели существования. Во-первых, это целевые группы, которые формируются для достижения определенной цели и могут распадаться после ее достижения. Во-вторых, функциональные группы, которые могут быть многоцелевыми и ориентироваться на долгосрочное выполнение определенной функции. В-третьих, группы по интересам. Они возникают на основе общих интересов и увлечений, а также на стремлении к совершенствованию методов и средств производства. В-четвертых, дружеские группы; 5) по признаку уровня развития - номинальные группы, коллективы, гомфотерная группа (вершина взаимодействия в группе). Любая группа имеет несколько структур: 1) социальная структура - разделение на рабочих, служащих, специалистов и руководителей; 2) функциональная структура - разделение на работников физического и умственного труда; 3) социально-демографическая структура - разделение по возрасту и полу; 4) профессиональная структура - разделение по образованию, опыту, квалификации.
|